?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Я не намерен строить для того, чтобы кому-то служить и помогать.
Я не намерен строить для того, чтобы иметь клиентов.
Я намерен иметь клиентов для того, чтобы строить…
Те, кому я нужен, придут сами...

Никогда никого не спрашивай. Тем более о своей работе.
Разве ты сам не знаешь, чего хочешь?
Как можно жить, не зная этого?"

Айн Рэнд «Источник»

Так уж сложилось в нашем обществе, что у слова «эгоизм» отрицательная окраска. Эгоизм не приветствуется, осуждается, и если говорят «Какой же ты эгоист!», эта фраза всегда звучит как упрёк. Воспитание и христианская мораль учат нас заботиться о других людях, почитать родителей, помогать слабым и противостоять тиранам. Нас учат, что высшее достижение — это подвиг, совершенный во благо всего человечества. Нам рассказывают сказки о героях, отдавших свою жизнь ради спасения других людей. И нас учат испытывать вину за всякое проявление эгоизма.

А я утверждаю обратное — все, что бы ни делал человек, он делает ради своего собственного блага. Нет в человеческой мотивации ничего иного, кроме беспросветного эгоизма. В каждом поступке человека за ширмой его доброты, благородства и бескорыстия легко обнаружить эгоистичную мотивацию. И эта мотивация не вторична — за этой отговоркой спрятаться не получится — эгоистичная мотивация всегда первична!
Но в этом эгоизме нет ничего плохого. Нечего стыдиться — такова сама человеческая природа, и бороться с ней, значит, восставать против инстинкта самосохранения. Моральные идеалы, какими мы привыкли их видеть, содержат в себе фундаментальную ошибку — они исходят из того, что человек от рождения испорчен и потому нуждается в оковах нравственности. Но так ли это на самом деле? От чего «звереет» человек? Не от этих ли самых оков, которые на него надевают в раннем детстве?
Часто говорят, что эгоизм разрушает общество, и поэтому должен быть искоренен. Смею в этом усомнится.  Цель врожденного естественного эгоизма — выживание. И если общественный порядок будет объективно более эффективным способом выживания, эгоизм такому обществу будет только рад и всегда будет его поддерживать. Попробую это доказать.

Есть такая старая задача в общей теории игр -- "Дилемма заключённого". Вот ее формулировка:
"Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к 0,5 года. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?"

Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.

Представим рассуждения одного из заключённых. Если партнёр молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой заключённый приходит к тому же выводу. При этом с точки зрения группы(этих двух заключённых) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным. Получается что решение выгодное для каждого не является выгодным для всех. Как же это так?

В книге «Эволюция кооперации» Роберт Аксельрод исследовал расширение сценария  "дилеммы заключённого", которое он назвал "повторяющаяся дилемма заключённого" (ПДЗ). В ней участники делают выбор снова раз за разом и помнят предыдущие результаты. Аксельрод пригласил коллег со всего мира разработать компьютерные стратегии, чтобы соревноваться в чемпионате по ПДЗ.

Лучшей детерминистской стратегией оказалась «Око за око», которую разработал и выставил на чемпионат Анатолий Рапопорт. Она была простейшей из всех участвовавших программ, состояла всего из 4 строк кода на языке Бейсик. Стратегия проста: сотрудничать на первой итерации игры, после этого игрок делает то же самое, что делал оппонент на предыдущем шаге. Чуть лучше работает стратегия <«Око за око с прощением». Когда оппонент предаёт, на следующем шаге игрок иногда, вне зависимости от предыдущего шага, сотрудничает с небольшой вероятностью (1-5 %). Это позволяет случайным образом выйти из цикла взаимного предательства.

Анализируя стратегии, набравшие лучшие результаты, Аксельрод назвал несколько условий, необходимых, чтобы стратегия получила высокий результат:
Добрая
Важнейшее условие — стратегия должна быть «доброй», то есть не предавать, пока этого не сделает оппонент. Почти все стратегии-лидеры были добрыми. Поэтому чисто эгоистичная стратегия по чисто эгоистическим причинам не будет первой «бить» соперника
Мстительная
Успешная стратегия не должна быть слепым оптимистом. Она должна всегда мстить. Пример немстительной стратегии — всегда сотрудничать. Это очень плохой выбор, поскольку «подлые» стратегии воспользуются этим.
Прощающая
Другое важное качество успешных стратегий — уметь прощать. Отомстив, они должны вернуться к сотрудничеству, если оппонент не продолжает предавать. Это предотвращает бесконечное мщение друг другу и максимизирует выигрыш.
Не завистливая
Последнее качество — не быть завистливым, то есть не пытаться набрать больше очков, чем оппонент.

Таким образом, Аксельрод пришёл к выводу, что эгоистичные индивиды во имя их же эгоистического блага будут стремиться быть добрыми, прощающими и не завистливыми. И это приводит нас к концепции т.н. "разумного эгоизма". Все мы ещё со школы помним роман «Что делать?» Н. Чернышевского. Разумный эгоизм «новых людей» в этом произведении выражен следующим образом: мысли главных героев направлены на себя, но в то же время их личный интерес совпадает с общечеловеческим. Следуя этому принципу, человек поступает в соответствии с требованиями общей пользы, а его действия характеризуются как определенное выражение добра. В конечном счете, понятия добра и пользы у него отождествляются. И мы получаем общество разумных людей, где интересы каждого складываются в интересы всех и никто ни от кого не требует жертвовать собой ради другого.

Вот как-то так...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
dent
Jan. 18th, 2019 03:02 am (UTC)
Хорошая визуализация

https://notdotteam.github.io/trust/

fon_rotbar
Jan. 18th, 2019 05:49 pm (UTC)
С первого захода стратегия наименьшего расхода интеллектуальной энергии ("изначальное доверие"+"око за око")- И твой общий счёт... 39 при максимуме 49
modern_garden
Jan. 18th, 2019 06:42 am (UTC)
"Но в этом эгоизме нет ничего плохого. Нечего стыдиться — такова сама человеческая природа, и бороться с ней, значит, восставать против инстинкта самосохранения."
А почему вам не кажется, что в общественном поведении человека тоже нет ничего плохого и что это такая же человеческая природа как и эгоизм?
Что-то у вас только в одну сторону уклон...
fon_rotbar
Jan. 18th, 2019 05:40 pm (UTC)
Начну с того, что задача- хороший пример разве что сферического коня в вакууме. Потому что такого рода решения имеют как предысторию, так и последствия.

Согласно вводной, существует явно выгоднейшее решение, заранее известное обоим:
Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к 0,5 года.
Потому что при следующем, наиболее вероятном раскладе (не могу представить себе такое преступление, за которое одиночке 10, а в составе группы 2): оба "запели петухами"- получается по двушечке на душу населения- то есть ущерб для каждого в 4 раза больше.

Любой другой вариант, метко описан в советском анекдоте:
-Посадил дед Репу...
-А Репа вышел, и деда удавил...
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono