А как же может быть возможен кризис перепроизводства свободы? Разве свободы может быть "слишком много"? Увы, может. Дело в том, что я, как марксист, абсолютно уверен в том, что свобода человека
в первую очередь определяется не его местом в социальной системе и даже не устройством этой самой системы -- а прежде всего тем способом, каким вся эта система добывает средства для своего существования. Каким бы полновластным не мнил себя вождь какого-нить бедуинского племени, на самом деле он несвободен -- он зависит от количества зелени, в том районе где живет его племя, от частоты и обильности дождей, от болезней скота и еще много от чего. И все члены его племени тоже зависят -- вначале от всего вышеперечисленного и только потом -- от произвола вождя. Хотят они или не хотят, но как только последняя верблюжья колючка возле их стойбища будет сжевана верблюдом вождя (или любым другим верблюдом), им ПРИДЕТСЯ собираться и откочевывать на другое место -- туда, где колючки еще остались и где их козы и верблюды, а значит и они сами, не умрут с голода. Вот и вся их свобода...
Так вот, современная ситуация в мире задается прежде всего тем, что зависимость большинства населения земного шара от различного рода "верблюжьих колючек" резко упала. Мир стал обще-доступен и возможности каждого отдельного человека резко выросли. Ты можешь родиться в России, в селе Малая Глушица Самарской области, получить образование в Гарварде или в Йеле, зарабатывать деньги на жизнь, работая на работодателя из США, а жить при этом где-нить в Новой Зеландии. Это, кстати, не придуманный пример -- я лично знаю как минимум трех человек, живущих именно так. Человек, практически любой произвольно взятый человек, получил доступ к глобальным ресурсам, к ресурсам всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, стал значительно свободнее, чем когда-либо за всю историю человеческого рода и... он испугался своей свободы.
Почему испугался? Потому что, перефразируя вышеприведенную фразу Кеннеди, свобода -- это тоже опасность и возможность одновременно. Да, тебе никто не мешает поехать жить в Новую Зеландию -- но никто и не гарантирует комфортного там проживания. Ты можешь стать в Новой Зеландии миллионером -- а можешь прожить всю жизнь, работая посудомойкой в мелкой провинциальной кафешке. Свобода -- это право на выбор, но и обязанность нести риски, вытекающие из этого выбора. А вот к этому-то большинство человеков и оказалось не готово. Люди хотят кататься, но не хотят возить саночки. А так не бывает.
И вот сейчас мы наблюдаем забавную картину -- по Земле мечется масса людей. Мечется в поисках того, кому бы отдать свою свободу. Человеку, идее, проекту -- не важно, главное -- отдать, хоть ненадолго избавится от этого тяжкого груза -- права принимать решения и обязанности нести ответственность за последствия своих решений. В этих поисках воссоздаются империи, тоталитарные и просто секты, движения феминисток и нео-язычников -- все что угодно, лишь бы переложить груз личной свободы на кого-то или на что-то. Одним из проявлений этого процесса освобождения от излишков личной свободы является например нынешний всплеск "имперского сознания" в России. Другим -- резкое увеличение во всем мире количества религиозных общин и их общей численности. И все равно всю "лишнюю свободу" утилизовать не удается -- её СЛИШКОМ много.
Но я -- оптимист. Опять-таки в силу того, что я марксист, я понимаю что все это временное явление -- в конечном счете, общественное бытие определит общественное сознание и ситуация выравняется. Люди привыкнут к идеи свободы -- к идеи возможности и необходимости ЛИЧНОГО выбора и ответственности за его последствия. Привыкнут -- и она им понравится. И тогда рухнут империи, превратятся в смешной анахронизм религиозные общины (подчеркиваю -- не религия так таковая, а только объединение в общины по принципу религиозной принадлежности), станут крайне редкими массовые движения непрофессионалов... Вот только боюсь, что мне до этого не дожить. Но может моим внукам удастся?
Journal information