?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Социализм в мире, слава богу, помирает. Но это в мире. В России он как-то не особо торопится помереть. А поскольку времена наступают тяжелые, всем срочно нужно мобилизоваться и сплотится вокруг ВОЖДЯ,  а социализм -- это как раз способ жизни, идеально заточенный под "сплочение вокруг ВОЖДЯ", то предчувствую что социализма станет больше. НАМНОГО больше. И мне это совсем не нравится. Поэтому я этом постом пытаюсь пнуть эту "полу-дохлую собаку", ибо помирать она никак не желает.

Это было вступление, теперь к сути вопроса. Вначале про "кентавр-системы"

В моем профиле в разделе обо мне среди прочего написано -- "начинавший, но так и не начавший методолог". Но хотя я так и не начал, что-то в голове от почти десяти лет, потраченных на СМД-методологию осталось. И из того что осталось, одно из самых значимых -- это как раз "кентавр-системы". Почему "кентавр" -- сейчас расскажу.

Все, существующее в мире можно разделить по принципу -- "естественное - искусственное". Естественное -- это то, что происходит как бы само по себе, под действием естественных законов природы. Искусственное -- это то, что происходит ПОМИМО законов природы, в результате воздействия человеческой воли. Камень падает с горы вниз -- это ЕСТЕСТВЕННЫЙ процесс, он падает в результате действия на него силы тяготения -- это
естественный закон природы. Камень поднимают на гору на тележке -- это ИСКУССТВЕННЫЙ процесс, никакие силы природы не способствуют этому подъему, наоборот -- мешают, но человеческая воля преодолевает эту помеху.

Вся история человечества есть история создания искусственных систем -- ибо естественные создавать не надо, они и так есть. Вот только они далеко не всегда устраивают человека. И человек МЕНЯЕТ естественное, делая его искусственным -- ибо ему ТАК ХОЧЕТСЯ. Это и есть научно-технический прогресс человечества. И это -- НЕОТЪЕМЛЕМОЕ СВОЙСТВО человечества.

Но менять можно по разному. Вот течет речка из пункта А в пункт Б, а нам хочется, что бы она текла в пункт С. Можно взять и просто прокопать по линейке канал из
пункта А в пункт С, залить его дно бетоном, для надежности выстелить это дно каким-нить полипропиленом, чтобы вода не утекала по дороге и мы получим поток воды из пункта А в пункт С. Вот только речкой это уже не будет. Будет просто поток воды. И обойдется этот процесс недешево -- один только полипропилен "в копеечку"  встанет.

А можно внимательно пройти по всему маршруту речки и найти те точки, в которых достаточно МИНИМАЛЬНО изменить траекторию ее движения, чтобы в результате она КАК БЫ САМА потекла в пункт С. Здесь прокопаем пару километров, здесь сделаем туннель в скале, которая преграждает путь в нужном нам направлении, здесь чуть-чуть углубим нужное нам русло, а ненужное -- наоборот перегородим плотиной -- и все, результат получен, речка течет в пункт С. И обошлось это нами в десятки, если не сотни раз дешевле.

Вот второй подход к проектированию как раз и создает "кентавр-системы". Почему "кентавр" -- потому что кентавр в греческой мифологии -- это как раз и есть соединение естественного неразумного тела лошади с высоким интеллектом человека. Причем идеальное соединение -- за все естественные процессы "отвечает" тело лошади, что позволяет мозгу человека не тратить энергию на всякие глупости.  "Кентавр-системы" -- это системы, в которых искусственное вмешательство в естественное движение системы МИНИМИЗИРОВАНО до предела.

Конечно, в инженерном и естественно-научном проектировании и так любую  проектируемую систему стараются сделать "кентавр-системой" -- это изначально заложено в "modus vivendi" любого "естественника", неважно знают они слово "кентавр-система" или не знают.  Но картина принципиально меняется, когда в дело вступают гуманитарии. Особенно те крайне специальные гуманитарии, которые называют себя "политиками", "общественными деятелями"  и прочими социоконструкторами.

Почему-то как только система начинает конструироваться не из стали и бетона, а из живых людей,так сразу же о необходимости учитывать естественные законы существования такой системы забывается. То, что у больших масс людей существуют ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ -- не менее естественные, чем скажем падение камня сверху вниз -- об этом почему-то никто думать не хочет. И начинают строится сплошные "потоки воды по бетонному руслу, выстеленному полипропиленом". Только из живых людей...

Уважаемые мои френды, как это ни горько осознавать, но человек на значительную часть себя -- ЖИВОТНОЕ.  И это животное, как и все животные,  в первую очередь озабочено выживанием. Себя и своих близких. Вначале себя, потом близких и уж потом, если еще  остались ресурсы -- своего рода, потом -- своей нации, а уж совсем потом -- человечества в целом.  Поэтому эгоизм -- это ЕСТЕСТВЕННОЕ состояние человека, а альтруизм -- ИСКУССТВЕННОЕ. И когда мы конструируем социальные системы об этом не стоит забывать.


Капитализм построен на том, чтобы использовать это естественное для человека свойство -- эгоизм -- в искусственных целях. Человек зарабатывает прибыль -- ДЛЯ СЕБЯ И СВОЕЙ СЕМЬИ -- а искусственно сконструированные ограничения делают так, что попутно он работает на все общество -- увеличивает ВВП, двигает научно-технический прогресс, поддерживает культуру и искусство и много-много еще чего. Поэтому капитализм -- это полноценная "кентавр-система".

Социализм же изначально аппелирует к искусственным для человека "ВЫСШИМ ЦЕННОСТЯМ" -- альтруизму, патриотизму, ценности познания  et cetera. Поэтому социализм  -- это ПОЛНОСТЬЮ ИСКУССТВЕННЫЙ проект. Заметьте,это вовсе не значит, что он невозможен -- построили же железную дорогу "Москва -- Санкт-Петербург" строго по линейке, наплевав на всякий там учет естественного рельефа, ибо так захотелось ОДНОМУ человеку. Построили -- вот только во что это обошлось? Как там у Некрасова:

"А по бокам-то всё косточки русские
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?"

Думаю и социализм тоже МОЖНО ПОСТРОИТЬ. Вот только "косточек" будет еще больше...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
pohod_vosemvrat
Nov. 10th, 2018 04:51 pm (UTC)
я за социалистический капитализм по - скандинавски
torin_kr
Nov. 10th, 2018 05:00 pm (UTC)
Нет в Скандинавии никакого социалистического капитализма -- там самый обычный капитализм. Просто ОЧЕНЬ УСПЕШНЫЙ. Поэтому они могут себе позволить содержать всех тех, кто не хочет или не может жить при капитализме. Содержать в специальных социалистических резервациях. То есть скандинавский социализм -- это капитализм + социалистические резервации для неуспешных
dyatel_woody
Nov. 10th, 2018 05:35 pm (UTC)
Так это и есть социализм по его каноническому определению. Уничтожение частной собственности на средства производства происходит лишь с завершением социализма и переходом к коммунизму. А основная отличительная особенность именно социализма - это социальная справедливость, равенство перед законом и демократические свободы.
torin_kr
Nov. 10th, 2018 05:41 pm (UTC)
Социализм -- это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ. Поэтому основная отличительная особенность социализма -- это отсутствие частной собственности на средства производства и как следствие отсутствие возможности КАПИТАЛИЗАЦИИ своих накоплений.

А "социальная справедливость, равенство перед законом и демократические свободы" могут к этому прилагаться, а могут и не прилагаться

Edited at 2018-11-10 05:41 pm (UTC)
dyatel_woody
Nov. 10th, 2018 05:47 pm (UTC)
Во-первых, не экономическая, а социально-экономическая. Во-вторых, Вы приводите лишь один из возможных вариантов социализма. Это то же самое, что говорить про христианство и требовать от истинного христианства непременного наличия папы.
torin_kr
Nov. 10th, 2018 06:28 pm (UTC)
Нет, Вы конечно можете пере-определять слова так, как Вам будет угодно. В великой книжке про Алису, один из героев, если не ошибаюсь Белый Кролик, говорит Алисе -- "Когда я беру слово, оно у меня означает то, что я хочу..." Хотите быть Белым Кроликом -- Ваше право. Но в мировой научной экономической мысли определение социализма давно и устойчиво сложилось. И основывается оно на определении Маркса -- т.е. на отсутствии частной собственности на средства производства как на БАЗОВОЙ составляющей социализма. А всё остальное, в том числе и уровень социального дохода, лишь прилагается к этой составляющей.
aleks_visero
Nov. 10th, 2018 08:14 pm (UTC)
Знаете, не бывает "эффективного производства". Просто эту эффективность оплачивает кто-то другой. Привет Амазону!
torin_kr
Nov. 10th, 2018 08:28 pm (UTC)
Даже не знаю как это комментировать. То есть Вы на полном серьёзе утверждаете что эффективность ЛЮБОГО ПРОИЗВОДСТВА абсолютно одинакова -- что деревенской мастерской где-нить под Ульяновском, что новейшего завода с современными обрабатывающими центрами в США или Германии?

И кстати, а причем тут Амазон?
mindfactor
Nov. 11th, 2018 12:01 pm (UTC)
> великой книжке про Алису, один из героев, если не ошибаюсь Белый Кролик, говорит Алисе -- "Когда я беру слово, оно у меня означает то, что я хочу..."

[поперхнулся чаем ещё раз]
torin_kr
Nov. 11th, 2018 12:18 pm (UTC)
Не, не Белый Кролик. Это Шалтай-Болтай говорит. И это из второй книжки про Алису,а не из первой. А так всё верно
mindfactor
Nov. 11th, 2018 12:29 pm (UTC)
Во-во.
Не выиграл, а проиграл, не волгу, а 100 рублей...
А так всё верно, да-с.
dyatel_woody
Nov. 11th, 2018 07:03 pm (UTC)
Это был не Белый Кролик, а Шалтай-Болтай. И я был бы очень благодарен, если бы Вы привели источник, который трактовал бы социализм таким образом, каким трактуете его Вы. Но без всякой абстракции вроде "мировая научная экономическая мысль".
torin_kr
Nov. 11th, 2018 07:43 pm (UTC)
"Капитал" Маркса устроит?
dyatel_woody
Nov. 11th, 2018 08:00 pm (UTC)
Нет, потому что только Маркс считал социализм и коммунизм одним и тем же процессом, но на разных этапах. Но при этом Маркс не является автором термина и, соответственно, не имеет права считать его соответствующим своим представлениям о нем. Тут как раз уместна фраза Шалтая-Болтая :)
torin_kr
Nov. 11th, 2018 08:34 pm (UTC)
Простите, а КТО является автором термина?
dyatel_woody
Nov. 10th, 2018 05:21 pm (UTC)
Социализм помирает? Вы это серьезно?? Вот после всех этих постов про Трампа и его доблестных противников?
torin_kr
Nov. 10th, 2018 05:29 pm (UTC)
Простите, при чём тут Трамп и его противники? Блин, тоже мне нашли социалистов -- миллиардеры Бринн, Цукерберг, Гейтс...

А я наверное раз сто уже писал -- против Трампа не социалисты, против Трампа -- ГЛОБАЛИСТЫ. Или Вы считаете что любой глобализм -- это социализм?
dyatel_woody
Nov. 10th, 2018 05:32 pm (UTC)
Ну так перечислите тут социалистические на Ваш взгляд страны, чтобы стало понятно, о чем речь идет. Почему-то большинство считает социалистическими Кубу, Венесуэлу и Северную Корею, а на деле это большая часть Европы, Канада и в какой-то степени США.
torin_kr
Nov. 10th, 2018 06:29 pm (UTC)
Я примыкаю к большинству -- Куба, Венесуэла и Северная Корея. А почему -- я изложил выше.
Oleg Leonov
Nov. 10th, 2018 06:41 pm (UTC)
и где собаке больно?
torin_kr
Nov. 10th, 2018 06:44 pm (UTC)
Ну не знаю, это у собаки надо спрашивать. Я как сумел, так и пнул...
aleks_visero
Nov. 10th, 2018 08:12 pm (UTC)
Во первых, вы ошибаетесь-никакого социализма в России нет и не будет. Уже есь фашизм, и для него тоже характерен "вождизм".


А можно внимательно пройти по всему маршруту речки и найти те точки, в которых достаточно МИНИМАЛЬНО изменить траекторию ее движения, чтобы в результате она КАК БЫ САМА потекла в пункт С. Здесь прокопаем пару километров, здесь сделаем туннель в скале, которая преграждает путь в нужном нам направлении, здесь чуть-чуть углубим нужное нам русло, а ненужное -- наоборот перегородим плотиной -- и все, результат получен, речка течет в пункт С. И обошлось это нами в десятки, если не сотни раз дешевле.


Вы не учитываете что бурить скалу, строить плотину-может оказаться намного дороже, чем копать 100 км канала и заливать его бетоном.
torin_kr
Nov. 10th, 2018 08:25 pm (UTC)
В теории -- да. на практике -- это просто означает что плотину надо построить на пару километров ниже или выше.
aleks_visero
Nov. 10th, 2018 08:37 pm (UTC)
Для того чтобы узнать где построить плотину и как её построить-нужно чтобы кто-то обучил специалиста и создал НИИ, и этого специалиста содержал. А канал выкопает толпа тупых рабов лопатами, и содержать их не надо-даже если сдохнут, других найти не проблема.
mindfactor
Nov. 11th, 2018 12:00 pm (UTC)
>Социализм в мире, слава богу, помирает. Но это в мире.

[поперхнулся чаем]

И вы, говорите, в США собирались уезжать ? С таким уровнем фактических знаний об окружающем мире лучше бы вам дома сидеть...
torin_kr
Nov. 11th, 2018 12:19 pm (UTC)
Спасибо за ценный совет. А также за экспертную оценку моих знаний об окружающем мире.
mindfactor
Nov. 11th, 2018 12:07 pm (UTC)
>Поэтому эгоизм -- это ЕСТЕСТВЕННОЕ состояние человека, а альтруизм -- ИСКУССТВЕННОЕ.

[поперхнулся чаем в третий раз]

Вот бы прежде чем рассуждать, немножко матчасть подтянуть...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D1%83_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85
torin_kr
Nov. 11th, 2018 12:16 pm (UTC)
Ссылки на Википедию -- это охренительно серьёзно. Не хотите работы Дарвина почитать для начала?
mindfactor
Nov. 11th, 2018 12:33 pm (UTC)
там есть раздел "References", если вдруг не заметили.
68 ссылок на статьи разной степени научности и достоверности.

А разбор противоречий теории Дарвина - прямо вторая, сцуко, глава, после вступления.
( 29 comments — Leave a comment )