torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

ОБРАЗОВАНИЕ -- про то, кто именно недоволен реформой образования и почему

Данный пост  является продолжением и развитием вот этого моего поста  о реформе образования -- http://torin-kr.livejournal.com/90603.html. Как известно, в горячке дискуссии (а пост собрал 145 комментариев и были они далеко не комплиментарны автору поста) достаточно сложно сохранить трезвость взгляда. Поэтому в какой-то момент я перестал отвечать на комментарии и пообещал написать отдельный пост. Вот, выполняю обещания.
Итак, реформа образования как проект. Каковы её цели, задачи и средства, а также почему она вызывает такое ярое неприятие значительной части российского общества. Сразу же говорю -- я НЕ ЯВЛЯЮСЬ одним из авторов реформы, не имею к группе реформаторов никакого отношения (ну кроме того, что некогда, достаточно давно регулярно общался  с некоторыми из них) и всё, что я здесь сейчас напишу -- не более чем МОЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ замысла реформаторов, "мысли по поводу...", ИМХО, как любят говорить в этих наших с вами интернетах.


В прошлый раз я начал с частных принципов реформы и в конце концов в этих частностях мы и запутались. Давайте в это раз начнём с основного принципа реформы. А  основной принцип,  по моему мнению,  такой -- государство отказывается от образования как одной из ГОСУДАРСТВЕННЫХ функций и отдает его полностью на откуп обществу, оставляя за собой только обязанность ОПЛАЧИВАТЬ образовательные услуги. Ну и плюс минимальные контрольные функции -- тот же ЕГЭ, надо же знать за что, собственно, платишь... То есть если раньше школа контактировала с обществом  ЧЕРЕЗ государство, вот так
школа1
то теперь схема меняется. Она становится условно вот такой
школа4
На этот ГЛОБАЛЬНЫЙ принцип реформы  работаю все те ЧАСТНЫЕ принципы о которых я написал в предыдущем посту --  и "деньги за ребенком" -- чтобы родители РЕАЛЬНО могли влиять на общее школьное финансирование, и перевод части предметов в необязательные, то есть фактическая передача родителям права формировать значительную часть учебного плана школы и переход от "педагогики знаний", разработанной еще Яном Амосом Коменским   более трехсот лет назад к  современной "педагогики компетенций". Понятно, что при реализации всех этих принципов возникает масса коллизий -- как, например, широко муссируемая тема "малокомплектных школ". Но все эти коллизии вполне решаемы -- если, конечно, ХОТЕТЬ их решить. Можно ввести специальные коэффициенты при расчете финансирования  "малокомплектных школ", можно решить проблему "выбора без выбора" (нехватки специалистов для обеспечения реального выбора необязательной части), да и в компетентностном подходе нет ничего запредельно сложного -- в свое время "Великая дидактика" Коменского тоже усваивалась тогдашними педагогами с трудом. Можно, проблема в том, что школа НЕ ХОЧЕТ их решать. Школа  БОИТСЯ остаться  "один на один"  с обществом, она НЕ ХОЧЕТ и НЕ УМЕЕТ работать с родительским сообществом, не имея в качестве "прокладки" государства.
школа3


 Вот основная проблема реформы образования -- существующее ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО не готово к ПРЯМОМУ ДИАЛОГУ с обществом. Российской ШКОЛЕ нечего предложить РОДИТЕЛЯМ.  И как решить эту проблему -- я не знаю. В голову приходит лишь один метод, придуманный и реализованный в свое время пророком Моисеем. Где вот только найти подходящую пустыню...
Tags: ОБРАЗОВАНИЕ
Subscribe
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments