
О реформе образования в России не писал только ленивый... Реформой образования недовольны все -- педагоги, родители, "независимая общественность". А вот скажите мне -- что же это такое -- реформа образования? В чём ее главные положения, принципы, какова ее идеология? Вот только не надо про "платное образование" и "подготовку потребителей" . Фраза про потребителей вообще никогда не произносилась тем человеком, кому она приписывается, что же касается "платного образования", то за последние 4 года финансирование школ, то есть объем БЕСПЛАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, с каждым годом только растет... Так чем же недовольны все "игроки" в сфере образования?
Главных принципов идеологии нынешней реформы образования три:
1. "Деньги за ребенком". Этот принцип означает следующее -- деньги, выделяемые на образование школьников в РФ становятся адресными. Они выделяются на КАЖДОГО ребенка и передаются тому образовательному учреждению,в котором этот ребенок обучается. Государство больше не содержит школы, оно ОПЛАЧИВАЕТ им УСЛУГИ по обучению детей. Если в школе обучается сто детей, школа получит деньги за обучение сто детей, если 200 -- двухсот, если 20 -- двадцати. При этом если школе этих денег не хватает на обеспечение своей жизнедеятельности, то школу просто закрывают, объединяя с более рентабельной. Так закрывает бизнесмен нерентабельный магазин или парикмахерскую... Внимание -- поскольку деньги-то государственные, то это принцип не означает ПЛАТНОСТИ образования, но он означает его РЫНОЧНОСТЬ. В силу этого принципа школа вынуждена ПРОДАВАТЬ свои услуги на рынке образовательных услуг и те школы, которые не сумели себя продать достаточному числу покупателей, просто прекращают существовать... Именно этот принцип вызывает самое большое неприятие у педагогов -- они никогда не умели, не умеют и не хотят учится продавать...
2. Субъектом образовательного процесса становится ребёнок в лице своих родителей. Именно родители определяют конкретный ОБЪЕМ и содержание образования, которое получит их ребёнок. То есть образовательные услуги разделены на два сегмента -- обязательный, который получат ВСЕ и ДОБРОВОЛЬНЫЙ, который выбирается ребенком или его родителями. Те предметы, которые входят в добровольный сегмент и не будут никем выбраны, просто не будут оказываться, а соответствующие педагоги будут уволены. Опять-таки -- речь не идет о платных-бесплатных, ОБА СЕКТОРА БЕСПЛАТНЫ, просто один -- обязателен, а второй -- нет. Понятно, почему этот принцип вызывает отторжение у педагогов (кому хочется чтобы тебя оценивали и голосовали за твои услуги рублем..), но почему у родителей -- я понять не могу. Видимо прав был тот философ, который сказал -- "Самое тяжкое бремя -- это бремя принятия решений". Ну не хотят родители в массе своей отвечать за будущее своих детей, им проще спихнуть эту ответственность на государство...
3. Трансляция знаний заменяется на "компетентностный подход" -- неважно, сколько ребенок знает, важно насколько он компетентен в той или иной области человеческой деятельности. Иными словами, важны не знания, важна способность ребенка организовать предметную деятельность. Как одна из самых важных составляющих "компетентностного подхода" в учебный план вводятся элементы проектирования ребенком собственной деятельности, появляется специальный предмет -- "личный проект школьника", начинает оцениваться профессиональная компетентность учителей и от уровня этой компетенции зависит их зарплата...
А теперь скажите, мои уважаемые френды, что в этих трёх принципах вызывает у вас лично отторжение и почему?
Journal information