?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начну-ка я с цитаты. Ну той самой цитаты, которую я приводил в своих постах  уже раз сто, как минимум:
"-- Именно то, что наиболее естественно, -- заметил Бол-Кунац, -- менее всего подобает человеку.
Виктор ощутил какой-то холод внутри. Какое-то беспокойство. Или даже страх. Словно в лицо ему расхохоталась кошка.
-- Естественное всегда примитивно, -- продолжал между тем Бол-Кунац. -- А человек -- существо сложное, естественность ему не идёт. Вы понимаете меня, господин Банев?"


Те, кто знает откуда эта цитата и осилили всю книжку целиком, те знают, что известный писатель, оппозиционер и прочая, прочая, прочая Виктор Банев так и не сумел принять мысль о НЕЕСТЕСТВЕННОСТИ человека. Хотя и потратил на её понимание и осмысление массу сил и времени. Интересно, почему? Что такого сверхценного в идее естественного, отчего не смог отказаться даже один из самых продвинутых героев моих любимых Стругацких?

Давайте разберемся что же такое "естественный образ жизни"? С точки зрения физики и прочих естественных наук естественным поведением называется такое поведение объекта, которое определяется исключительно природными , внутренне присущими объекту законами. Например, для воды естественно падать вниз в поле тяжести и собираться в шары в невесомости. Для растения естественно поворачиваться поверхностями, содержащими хлорофилл (проще говоря, листьями) к солнечному свету и сбрасывать оные поверхности зимой, когда солнечного света становится значительно меньше, чем необходимо для поддержания этих поверхностей.

Естественное исключает произвол (то есть свободную волю) и происходит с необходимостью -- то есть вода не может НЕ СОБРАТЬСЯ в шар в невесомости -- такое собирание происходит вследствие действия сил поверхностного натяжения. Дерево не может не сбросить свои листья зимой -- иначе оно умрет. Естественное поведение -- это способ, которым биологические объекты обеспечивают себе выживание в этом мире. Еще раз

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ -- это способ ВЫЖИВАНИЯ путем ПРИСПОСОБЛЕНИЯ к окружающему миру

Но человек -- не только и не столько биологический объект. Его главное отличие от деревьев, сбрасывающих листья -- это как раз наличие СВОБОДНОЙ ВОЛИ. Свободная воля -- это то, что позволяет человеку не только ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ к окружающему его миру, но и МЕНЯТЬ его под свои желания и потребности. Каждое такое изменение -- НЕЕСТЕСТВЕННО. Неестественным был поступок того нашего предка, который первым разжег костер у себя в пещере -- для животного естественно бояться огня. Еще более неестественным было начало земледелия -- пищу естественно НАХОДИТЬ, а не выращивать. Еще одним неестественным поступком было строительство жилья, шитье одежды, производство орудий труда -- в общем все то, что сейчас принято называть развитием человеческой цивилизации. Все то, что мы называем "цивилизацией", все то, что человек создал силой своего разума и своей воли -- все это неестественно.

Кстати о разуме -- разум ПРЕДЕЛЬНО НЕЕСТЕСТВЕНЕН. У моих любимых Стругацких есть совершенно потрясающая цитата -- "Разум есть способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки..." Разум есть способность совершать ошибки, пробовать новые, не предусмотренные никакой программой естественного поведения варианты действий и накапливать ЗНАНИЯ как результат рефлексии этих ошибок.  Целью разума не является выживание, целью разума является только и исключительно знание. Которое конечно же тоже можно использовать в процессе выживания... но как правило не тем, кто этот знание получил. Впрочем, это отдельная тема.

Так вот, сверхценность ЕСТЕСТВЕННОСТИ -- это сверхценность ВЫЖИВАНИЯ.  Страх потери естественного способа жизни -- это слегка закумфлированный страх потери самой жизни, основанный на ощущении ничтожности ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  РАЗУМА перед громадой ЕСТЕСТВЕННОГО МИРА. А само это ощущение ничтожности разума -- оно из детства человечества, из тех времен, когда никакая сила разума не могла спасти десяток наших предков с дубинами в руках даже от пары взбесившихся мамонтов, не говоря уж о лесном пожаре или наводнении.  Корень сверхценности ЕСТЕСТВЕННОСТИ -- в ДЕТСКИХ СТРАХАХ человечества.

И на мой взгляд от этих страхов уже давно пора избавляться...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 24
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
Oleg Leonov
Jun. 28th, 2018 04:06 pm (UTC)
Давно пора избавляться от упрощений на грани вульгарности. Ест и иск - это модусы. Зависят от места взгляда. Город можно помыслить и как е, и как и.
torin_kr
Jun. 28th, 2018 04:32 pm (UTC)
А мышление можно помыслить как естественный процесс?
Oleg Leonov
Jun. 28th, 2018 09:36 pm (UTC)
Запросто
Светлана Агеева
Jul. 3rd, 2018 09:39 pm (UTC)
О естественности мышления
Привет, Торин. Помнишь, ты говорил о том, что мыслить - это больно и неприятно? За точность цитаты не ручаюсь, но звучало похоже, и мне всегда было это не очень понятно. Мыслить для человека - это естественно. Вот такое оно существо "диалектически противоположное" самому себе - его "животная часть" протестует, а "духовная" получает наслаждение от процесса мышления. И всё это - опять-таки естественно противоестественным способом составляет гармонию человека. Это как ездить на велосипеде. Пока я еду - я держу равновесие. Как только человек перестаёт держать равновесие между животным и духовным началами, держать эту гармонию, он перестаёт "ехать", то есть перестаёт быть человеком... Ха-ха-ха, а, кстати, определение человека уже таки есть или его таки ещё нет?
torin_kr
Jul. 4th, 2018 04:24 am (UTC)
Re: О естественности мышления
Ну есть и такая точка зрения. Но мне она не близка. Я считаю что все животное в человеке должно исчезнуть. И чем раньше тем лучше...
( 5 comments — Leave a comment )