?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В очередной раз закончил перечитывать "Многорукий бог далайна" Логинова. Потрясающая книга -- как минимум для меня. Ничто из прочитанного за последние 10 лет даже и близко не стоит по плотности мысли к этой книге. Пелевин -- поверхностен, хотя и забавен, Стругацкие -- разбросаны.  Логинов же предельно концентрирован. Да, книга отвечает всего лишь на один вопрос, но на самый важный вопрос 21 века -- на вопрос о взаимоотношениях социума и творца. Не Творца с большой буквы, Единого, Создателя и Подателя благ, а того творца, которого в нынешней России принято называть "креаклом" -- человека, смысл деятельности которого заключается в появлении в нашем с вами мире чего-то такого, чего раньше не было и, как следствие, в изменении этого мира. В пределе -- в разрушении мира существующего и замене его на мир новый, изначально существующий только в сознании творца.

В романе такой человек, которого зовут странным заимствованным из монгольского языка словом "илбэч" один -- второй появляется только после смерти первого. В нашей с вами действительности их довольно много -- поэты, художники, ученые, конструкторы, программисты, политики и общественные деятели -- каждый из них  создает кусочек НОВОГО мира и тем самым разрушает какую-то часть мира СТАРОГО. Того самого старого мира, в котором и живет большинство людей, который является основной частью их жизни, основной  частью их личности, основной  частью, всего того, чем и зачем они живут. И они должны быть за это благодарны? С чего бы это?!

Да, наверное, в конечном счете все это для их же, людей блага -- но это в КОНЕЧНОМ счете.  Это благо увидят их дети внуки и правнуки -- а вот "накладные расходы" на рождение этого блага нести им. Да и опять же -- увидят ли? А даже если увидят -- будет ли это завтрашнее благо благом с точки зрения дня сегодняшнего? Охотник, с риском для жизни сражающийся с дикими зверями, чтобы прокормить свою семью, будет благодарен за новую конструкцию лука  или копья -- делающие его сражение чуть более легким. Но будет ли он благодарен за постройку свинофермы и снабжения его семьи мясом забитых свиней? Вопрос риторический...

Логинов показал жизнь "креакла" практически при всех социальных формах -- классическая абсолютная монархия (Страна Вана), теократия (Страна Старейшин), тоталитарная структура в духе "лагерного коммунизма" (Страна Добрых Братьев), анархическое общество изгоев, из которого при нормальном миропорядке способен прорасти "здоровый капитализм". Короче, практически все,  что ныне есть в мире. И НИ ОДНОМУ из этих обществ "креакл" (простите, илбэч) НЕ НУЖЕН. Для всех он -- случайный раздражитель, не поддающийся учету фактор, который может полезен, а может -- вреден и предсказать это заранее -- невозможно.

Да для самого илбэча (он же "креакл") люди --в сего лишь фон, на котором он творит СВОЕ ДЕЛО. Фон, или еще точнее -- окружающая среда. Иногда эта среда бывает дружелюбной, иногда агрессивной -- но  никогда она не определяет то, что сотворит илбэч. Творчество илбэча определяется только тем огнем, который горит внутри него. И ничем более. И когда ради этого огня, ради своего творчества илбэчу приходится перешагнуть через людей -- он  это делает.  С легкостью  или не с легкостью, какая разница -- он это делает, ибо не может иначе... И Многорукий, Владыка далайна и  Князь Мира  Сего, говорит ему:
"Я вижу, добрый илбэч, ты еще страшней, чем я. Думающий как ты может и победить, а если бы люди пережили тебя, ты остался бы в их памяти великим богом. Тогда нас стало бы трое: старик, сделавший все и не делающий ничего, я -- его тень и истинная суть, и ты -- предвечный и единосущный сын и вместе с тем лучшее из творений, пришедший во имя любви и убивший мир. Жаль, некому будет полюбоваться на такую троицу".

Однако люди пережили гибель мира -- на место погибшего Мира Далайна  пришел новый мир, наш с вами, с его реками, полями, лесами и горами, с почти беспредельной(по сравнению с миром далайна) свободой и резко увеличенными возможностями для каждого человека. Илбэч выполнил свою миссию. Но и у этого мира есть свои границы. И свои илбэчи ("креаклы").  А значит -- рано или поздно их усилиями и этот мир некогда рухнет. а на его место придет новый мир. И ничего с этим поделать нельзя -- разве что уничтожать всех "креаклов" прямо при рождении. 
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 24
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
tessio76
Apr. 13th, 2018 02:41 am (UTC)
Весь мир насилия мы разрушим до основания, а затем, мы наш, мы новый мир построим?
i_rin_lisa
Apr. 13th, 2018 10:15 pm (UTC)
"Не Творца с большой буквы, Единого, Создателя и Подателя благ, а того творца, которого в нынешней России принято называть "креаклом" -- человека, смысл деятельности которого заключается в появлении в нашем с вами мире чего-то такого, чего раньше не было и, как следствие, в изменении этого мира"
В "нынешней России" совсем не такого человека принято называть "креаклом".) Да и не только в России.
Илбэч абсолютно точно не креакл. Даже если мы отступим от издевательского "креакл" и назовем его уважительно "представитель креативного класса", все равно не укладывается в определение.
Это явление совершенно другой природы. Это "супергерой", случайно обредший суперспособность, который сначала вроде бы хотел "всех спасти", а потом решил сделать "крутую штуку", просто потому что мог и хотел. И то, что кто-то при этом еще и выжил, скорей удачное течение обстоятельств, чем результат сознательного выбора "творца".
Мы сочувствуем ГГ вначале, ибо мир к нему был жесток. Но в финале и ГГ и читатель понимает, что одиночество, неприятие и изгнание это именно то, что он заслужил.
И да, роман шикарный.

torin_kr
Apr. 14th, 2018 04:29 am (UTC)
Главное в илбэче -- не геройство. Герой побеждает врагов. Илбэч никого не побеждает, а если и побеждает -- то это так, побочное явление. Он МЕНЯЕТ МИР, создавая в нём НОВЫЕ СУЩНОСТИ -- а это и есть основная функция креакла.
i_rin_lisa
Apr. 14th, 2018 08:31 am (UTC)
То есть как это не побеждает? Основная цель илбэча как раз победа над Ёроол-Гуем, а изменения побочные явления. Настолько побочные, что когда они становятся явно вредными, илбэч решает продолжать только ради победы над монстром.
О каких "новых сущностях" идет речь? О маленьких кусочках суши, точно таких же как создавались задолго до рождения главного героя?
Илбэч - строитель (роботяга) и войн (победитель монстров).
( 4 comments — Leave a comment )