torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

УМНОСТИ -- о предельной важности предельных критериев

"Нет ничего практичней хорошей теории"
Густав Кирхгоф


У великого русского писателя Даниила Андреева есть рассказ который называется "Правила добра". Сюжет его в том, что некий черт пришел к священнику и заявил ему что он не хочет более творить зло, а наоборот всячески хочет творить добро. Но вот поскольку он черт, то что такое добро и как его творят, он не знает и пусть священник ему это объяснит. Священник всячески пытается объяснить что есть добро и что есть зло на конкретных примерах и каждый раз черт, пытаясь поступать по аналогии с только что усвоенным примером творит вместо добра такое зло, что уж лучше бы он вообще ничего не делал. Кончается все кажется тем что священник сходит с ума...

Леонид Андреев пытался таким образом сказать что понятия добра и зла не могут быть переданы путем рациональных объяснений. Но вот лично я сделал из его рассказа совсем иной вывод. А именно --
проблеме не в рациональности объяснений. а в их ЧАСТНОСТИ. Ошибка священника  не в том, что он пытался объяснить что есть добро и зло,а в том что он делал это на ЧАСТНЫХ примерах. Понятия "доброго" и "злого" не выводятся из опыта практической деятельности, наоборот -- эта самая практическая деятельность оценивается как добро или как зло в зависимости от неких "предустановленных" представлений о добре и зле.

Откуда же берутся эти самые "предустановленные" представления? Они берутся из ПРЕДЕЛЬНЫХ представлений человечества о том как устроен наш мир, в чем смысл человеческой жизни и человеческое предназначение. Таких "предельных представлений", умными словами они называются онтологические системы, человечество за свою историю породило не так уж много -- что-то в пределах десятка. И каждая из ныне существующих систем морали, этики и нравственности построена на одной из этого десятка онтологических систем.

Так вот, чтобы не попадать впросак с тем "что есть добро и что есть зло" нужно просто постоянно помнить как устроена та онтологическая система, на которой основана ваша личная система морали, этики и нравственности. И каждый человеческий поступок, неважно свой или чужой,  соотносить с этой самой
онтологической системой,с её предельными основаниями.

Для меня такой онтологической системой является онтология Георга Гегеля, обычно называемая панлогизмом. Согласно Гегелю весь этот видимый нами мир есть не что иное как своеобразная исследовательская лаборатория с помощью которой первопричина мира -- ЛОГОС -- пытается понять себя самого. Человек же является ПРОЯВЛЕНИЕМ (или эпифеноменом) Логоса в мире материи и основным инструментом познания. Смыслом человеческого существования, причем как человечества в целом так и каждого человека в отдельности является процесс ПОЗНАНИЯ, а его результатом -- увеличения количества ЗНАНИЯ. Поэтому все, что способствует увеличению познавательной активности людей является добром, а все что ей мешает -- злом.

Поэтому когда меня спрашивают о  моем отношении к тому или иному феномену человеческого бытия, я каждый раз спрашиваю сам себя -- увеличивает это или уменьшает интенсивность процесса познания? Если увеличивает, значит это хорошо. Если уменьшает, значит плохо.

Скажем увеличивает или уменьшает интенсивность процесса познания терпимость к различным формам сексуальных проявлений -- всяким там гомосексуалистам и прочим ЛГБТ? Увеличивает, потому как среди людей с высоким познавательным потенциалом эти самые ЛГБТ встречаются достаточно часто. А значит терпимость к ним позволяет с большей пользой использовать их познавательный потенциал.

Увеличивает или уменьшает интенсивность процесса познания  милитаризация общества? Вне всякого сомнени уменьшает. Ибо куча людей. способных активно познавать окружающий их мир начинают вместо этого его столь же активно разрушать, попутно уничтожая себе подобных -- то есть еще УМЕНЬШАЯ количество потенциальных "познавателей"

Увеличивает или уменьшает интенсивность процесса познания  падение рождаемости на планете Земля? На самом деле безразлично, поскольку рождается не "человек- исследователь", рождается биоид, биологический материал, из которого может получится с некой вероятностью исследователь. Сейчас эта вероятность -- один к десяткам, если не сотням тысяч. Увеличение этой вероятности всего в десять раз даст такой прирост интенсивности познания, которого не добится никаким увеличением рождаемости...  

В общем все просто. Надо просто постоянно ПОМНИТЬ свои собственные онтологические основания и постоянно СООТНОСИТЬ  все происходящее с вами и с миром с этими основаниями. И никакие черти вас тогда с толку не собьют...
Tags: УМНОСТИ
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments