?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я хочу рассказать о том, как почти 30 лет назад, будучи студентом старшекурсником физфака КГУ, я взялся с одним из молодых преподавателей вести семинар по "психологии творчества". Независимо от названия, мы видели цель семинара в ответе на те вопросы, что вынесены в заголовок поста -- "что такое креативность и можно ли её развивать"

Думаю, очень многие из вас видели фильм "Трасса 60", отрывок из которого я привожу ниже.

Этот отрывок -- как раз о креативности, точнее об ее отсутствии.  Впрочем, ничего страшного в отсутствии креативности я лично не вижу. Человек не может быть креативен непрерывно. Во-первых, никакой мозг не выдержит такого напряжения, во-вторых это просто никому не нужно. В метафорах фильма -- если тебе нужно побыстрее доехать из точки А в точку Б, то зачем съезжать с хайвея и ехать "окольными тропами"? Вот если тебе нужно в некую заранее неизвестную точку, тогда нужна "Трасса 60", то есть извините креативность. Креативность -- это не состояние, это инструмент. Нужен -- взял, попользовался,   не нужен -- отложил в сторону.

Но к любому инструменту нужно иметь склонность. Существует ли склонность к креативности? И если существует, то как с ней можно работать? Можно ли ее померить, можно ли ее развить или, наоборот, убрать? В фильме профессор использует тест с картами просто чтобы потрясти главного героя. Мы же  использовали чуть модифицированный тест с картами именно как способ ПОМЕРЯТЬ способность человека к креативному мышлению.

Профессор постоянно ускоряет время показа карт, мы наоборот - все время замедляли скорость показа. Начинали с  самой быстрой, потом все медленней и медленней и фиксировали время на котором испытуемый начинал видеть "неправильность" карт. Происходило это так -- вначале испытуемый говорил что-то вроде -- "что не так, что там с этими картами не так..." И только потом, после того как время показа каждой карты еще немного увеличивали, он говорил -- "да, карты неправильные, цвет не соответствует форме"... ну или что-нибудь такое же по смыслу. И вот это последнее время мы и фиксировали как коэффициент, обратный креативности -- чем это время больше, тем устойчивее система стереотипов человека, тем меньше способность человека к креативному мышлению... У нас был случай "клинической антикреативности" -- с одной девочкой мы довели время показа КАЖДОЙ КАРТЫ до 20 секунд. После этого с ней случилась истерика -- она разрыдалась, сквозь слезы она стала говорить, чтобы мы убрали от нее "эту гадость", что она не может нам ничего сказать, что она вообще не знает, как выглядят карты и не может объяснить, что в этих картах неправильно... Девочка собиралась заниматься математической физикой... ну или во всяком случае получать диплом в этой области. Думаю, ей лучше было бы поменять профессиональную область, но вряд ли бы она нас послушала... С семинара, впрочем, мы ее мягко удалили -- на это нашей власти хватило.

Итак, мы ранжировали группу "подопытных" студентов по их склонности к креативному мышлению, "померили" креативность. Теперь надо было переходить ко второй части задачи -- увеличивать эту склонность,  развивать креативность студентов. И вот тут оказалось, что никаких ИНСТРУМЕНТОВ развития креативности у нас нет.  все так называемые "тренинги креативности" в лучшем случае направлены на осознание уже имеющихся креативных навыков, в худшем -- вообще не имеют к креативности никакого отношения. Мы перепробовали десятка полтора -- перечислять их я не буду, при желании в интернете легко найти их все, наберите в Яндексе "тренинги развития креативного мышления" -- и прекратили семинар как провалившийся.

Так я до сих пор и не знаю, можно ли развивать креативность у человека, а если можно -то как?  Сейчас вот любимая докторскую про это пишет, и даже, наверное, ее защитит. Вот только где докторская, а где развитие креативности... Мой старый товарищ, креативнее которого я человека в жизни не видел, считает что с креативностью надо родится. Родился креативным -- повезло, родился НЕ креативным -- не повезло. И ничего с этим сделать нельзя.   А что вы думаете, мои уважаемые френды, по этому поводу?
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
shunka_witko
Jul. 18th, 2013 02:31 pm (UTC)
А если девочка в самом деле не знала мастей? Об этом вы не подумали?
torin_kr
Jul. 18th, 2013 03:57 pm (UTC)
На втором курсе университета? Прожив полтора года в общежитии? Ну не смешите меня...
shunka_witko
Jul. 18th, 2013 03:59 pm (UTC)
Не смешу. Не надо всех равнять под одну гребенку.
torin_kr
Jul. 18th, 2013 04:06 pm (UTC)
Ну покажите мне ХОТЬ ОДНОГО человека, который в 18 лет, прожив год в студенческой общаге, не знал как выглядят карточные масти.
И потом, сударыня, Вы не учитываете обстоятельства, о котором я не упомянул -- пока карты показывались быстро, она их вполне называла -- не замечая ошибок, но называла. Когда карты стали показываться медленнее, т.е в тот момент, когда у других "подопытных" начинали возникать смутные подозрения "что-то тут не так", она просто перестала их называть... Психологи называют это "плотно сцепленная система стереотипов" -- встречается примерно у одного человека из сотни. Такие люди ничем не хуже других, вот только наукой им заниматься не стоит...
shunka_witko
Jul. 18th, 2013 08:35 pm (UTC)
А как я могла эти обстоятельства учитывать, если вы о них не упомянули, интересно?
И да, я вполне представляю себе человека в описанных условиях, не знающего мастей. Филологи - сплошь да рядом.
torin_kr
Jul. 18th, 2013 08:43 pm (UTC)
ох... моя первая любовь была как раз филологиней, а ее научный руководитель -- еще и ученицей Зары Минц. И обе они были азартными игроками в преферанс...

Боюсь не было в нашей общаге ни одной комнаты, в которой не было бы колоды карт -- если ни преферанс, то "тыща", если не "тыща", то "дурак", если уж не "дурак", то как минимум гадания... А для гаданий масти тоже важны...

Да и вообще представление о филологинях как о "институтках --смольнянках" у меня как-то никак на реальность не накладывается. Может и были где-нить такие филологини, вот только не в моем Красноярском государственном университете.
shunka_witko
Jul. 18th, 2013 08:46 pm (UTC)
А у нас в МГУ как раз полно на младших курсах филфака трепетных дев. Я же сама их после второго курса в экспедиции мастям и учила.
torin_kr
Jul. 18th, 2013 09:00 pm (UTC)
Ну не зря вас в свое время "факультетом невест" называли... Но мы-то не Москва. Мы СИБИРЬ!

Как в известном анекдоте:
"-- А правда что в Сибири по дорогам медведи бегают?
-- Брехня... Нету у нас никаких дорог..."
helkanarie
Jul. 18th, 2013 02:55 pm (UTC)
зря удалили, имхо.
Как имеющая склонность неадекватно и бурно реагировать на некоторые очень простые повседневные вещи или действия, сразу предположила, что у неё с картами могла быть связана какая-нибудь очень неприятная история, например (не зря же сказала "эта гадость", что-то не то тут).

А по теме - я не очень поняла, что же всё-таки такое эта креативность. Это то же самое, что творческое мышление, или нет?
torin_kr
Jul. 18th, 2013 03:56 pm (UTC)
я не очень знаю что такое "творческое мышление". А креативность -- это способность видеть непривычное, то, чего быть не должно, но оно есть - НЕСТЕРЕОТИПИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ МИРА.
helkanarie
Jul. 18th, 2013 04:05 pm (UTC)
творческое мышление - по-моему, это способность делать непривычное.
torin_kr
Jul. 18th, 2013 04:07 pm (UTC)
ну тогда креативность -- это ПРЕДПОСЫЛКА творческого мышления. это способность ЗАМЕЧАТЬ непривычное...
helkanarie
Jul. 18th, 2013 04:08 pm (UTC)
получается так :)
(Deleted comment)
torin_kr
Jul. 18th, 2013 08:47 pm (UTC)
Пташка, это спор о понятиях... Ну давай назовем кружку тарелкой, а тарелку кружкой -- если мы все об этом договоримся и не будем забывать, то это нам ничем не помешает... Вот ежели только появится некто, не знающий о нашем договоре, тогда возможны проблемы :)))

А если серьезно -- ну не готов я сейчас лезть в Тонину диссертацию и читать первый параграф первой главы, где как раз подробно разбирается что такое "креативность", "творческое мышление" и тому подобные вещи... давай я тебе на слово поверю?



Edited at 2013-07-18 08:48 pm (UTC)
(Deleted comment)
torin_kr
Jul. 18th, 2013 08:58 pm (UTC)
видишь, Пташка, ведь никто силой не загонял... Этот семинар даже в учебном плане не значился... Это было что-то вроде добровольного клуба по пятницам -- хочешь ходи, не хочешь -- не ходи.

И да --я же ученик Георгия Петровича Щедровицкого. А это не самая гуманная школа в мире. Георгий Петрович очень любил повторять -- "Меня жизнь не интересует. Она есть форма гниения белковых тел. Меня интересует только мышление" Человек вне своей способности мыслить ничем не лучше куска торфа -- и одно и другое бессмысленная органика...
(Deleted comment)
torin_kr
Jul. 19th, 2013 03:43 am (UTC)
нет, там история совершенно к учебе отношения не имеющая...
(Deleted comment)
torin_kr
Jul. 23rd, 2013 12:46 pm (UTC)
Увы, любой ребенок ЛЕТ ДО ТРЕХ. А школа начинает работать с семилетками, ну пусть с шестилетками. За эти три года от врожденной креативности не остается ничего, она меняется на СОЦИАЛИЗАЦИЮ. А вот как социализировать ребенка не убив его креативности -- вот это и есть проблема.
(Deleted comment)
torin_kr
Jul. 23rd, 2013 01:37 pm (UTC)
Тем, кому повезло родится с "неубиваемой" креативностью -- тем повезло, что о них говорить. А вот можно ли что-то сделать с теми кому НЕ ПОВЕЗЛО. И если можно, то что именно можно и нужно с ними делать? Вот это основная проблема педагогики 21 века...
( 18 comments — Leave a comment )