torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

Всякие разности -- про ролевиков, древних викингов и историчность морали

Когда-то лет этак двадцать тому назад я был активным участником  "ролевого движения" -- ездил на всякие там "игры живого действия" где в зависимости от сюжета и своей роли в нем махал пластиковым мечом или магическим посохом, а иногда даже вполне себе неплохо пёк блинчики в каком-нить игровом кабаке. Попадались среди этих игр и так называемые "игры исторической реконструкции" на которых требовалось помимо внешней стилизации себя и своего костюма под реконструируемую эпоху проникнуться еще и идеологией (моралью, культурой, мировоззрением) жителя этой самой исторической эпохи.

Для облегчения этой задачи организаторы таких игр ("мастера") прводили специальные собеседования с участниками ("загрузы")  на которых по возможности предельно образно старались донести до  участников "дух и идеологию эпохи". Вот об одном таком собеседовании и сделанных из него выводах я и хочу вам сейчас рассказать. Игра была посвящена ранне-средневековой Скандинавии. Естественно, что во главе угла была мораль, этика и идеология викингов. И вот какую байку о морали викингов рассказал нам главный мастер игры на одном из "загрузов"

Драккар дружины викингов разбило штормом, все викинги, кроме одного утонули, все имущество дружины утонуло, еда, питье тоже утонули. И вот этот один спасшийся из последних сил бредет по берегу и видит чей-то дом. Он заходит в него, в нем никого нет. Он рвзводит огонь -- греется, находит еду -- ест, находит пиво -- пьет, затем находит одежду, переодевается и уходит. Отходит от дома... ну скажем на километр,  останавливается и думает -- что-то нехорошо получается. Я  как вор, забрался в чужой дом, съел чужую еду, выпил чужое пиво, забрал чужую одежду. Я же викинг, а не  вор. Он возвращается, дожидается хозяина, убивает его и забирает все что есть в доме в качестве военного трофея... Теперь все нормально -- он доказал себе что он не вор, а ВИКИНГ. Викингу можно убивать, но нельзя красть.

С  точки зрения 99%  своих современников он абсолютно прав, с современной точки зрения -- это полный бред. Но никакого противоречия в этом нет -- просто эта байка еще раз подтверждает известный тезис Маркса о том что и мораль и этика историчны и социальны. В каждую историческую эпоху в каждой социальной группе (классе) существует своя мораль, обусловленная господствующим в данную эпоху базовым процессом "воспроизводства действительной жизни" и местом социальной группы в этом процессе. То есть берем определенную эпоху, берем определенную социальную группу, реконструируем способ которым эта группа обеспечивает свое существование и мы легко получаем ее этику, идеологию и мораль. Мы в свое время забавлялись такой игрой -- вначале реконструировали по способу  воспроизводства мораль и этику социумов, а потом сравнивали с известными историческими данными. Попадание было процентов 85% (оставшиеся 15 я думаю можно списать на нашу недостаточную образованность).

А я вам, мои уважаемые френды, предлагаю сыграть в эту же игру "наоборот". Давайте возьмем мораль и этику современной России и попробуем подобрать для какого способа "воспроизводства действительной жизни" она подходит больше всего. Таким образом мы получим не пустые декларации о "суверенной демократии" (кто бы еще объяснил что это такое), а РЕАЛЬНОСТЬ нашей с вами социально-экономической жизни. Ну или как минимум некую модель такой реальности.

Думаю это будет забавно.

Tags: Всякие разности, Про жизнь
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments