?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

- Разрешите мне, - сказал Бол-Кунац. - Давайте рассмотрим схему.
Автоматизация развивается в тех же темпах, что и сейчас.
Только через
несколько десятков лет подавляющее большинство
активного населения земли
выбрасывается из производственных
процессов и из сферы обслуживания за
ненадобностью. Будет очень
хорошо: все сыты, топтать друг друга не к чему,
никто друг другу не
мешает... И никто никому не нужен. Есть, конечно,
несколько сотен
тысяч человек, обеспечивающих бесперебойную работу старых
машин
и создание новых но остальные миллиарды друг другу просто не нужны.

Это хорошо?
- -- Не знаю, - сказал Виктор. - Вообще-то это не совсем хорошо.
Это
как-то обидно..."



Все-таки братья Стругацкие -- величайшие мыслители второй половины 20-го века среди писателей и величайшие писатели среди мыслителей. Говорят, что великий ум может, увидев каплю воды, сделать вывод о наличии океанов. Так и Стругацкие -- по первым, еще совсем наивным попыткам автоматизации и примитивной роботизации, они сумели увидеть мир, в котором основной проблемой станет -- не как прокормить миллионы и миллиарды неработающих людей, а -- ЧЕМ ИХ ЗАНЯТЬ.

Как раз проблемы прокормить -- нет. Чтобы там не говорил в свое время старик Мальтус, прирост производства продуктов питания последние 60 лет НЕ ОТСТАЕТ от прироста численности населения Земли. Вот из этой таблички это хорошо видно (тут правда только зерно, но я ручаюсь что таковы же примерно показатели по всем основным продуктам питания) Обратите внимание на цифирки в третьей и 6 колонках -- прирост населения и прирост производства зерна...


Численность населения и производство зерна в мире
Годы         Население           Зерно
Численность,
 млн.чел.
Прирост за 10 лет Производство,
  млн.т
Прирост за 10 лет
млн.чел. % млн.т %
1950  2565 631
1960  3050 485 19 849 216 34
1970  3721 671 22 1103 256 30
1980  4477 756 20 1442 339 31
1990  5320 843 21 1688 246 17
2000  6241 921 15 1846 158 9

То, что при этом около 12% населения Земли до сих пор голодают -- это проблема не экономическая, а политическая и частично -- логистическая. Проще говоря -- человечество уже сейчас могло бы накормить всех своих членов, если бы этому не мешали политические амбиции отдельных представителей этого самого человечества и были бы отлажены механизмы распределения продуктов питания. Кстати, знаменитые "продовольственные талоны" в США -- это и есть эксперимент по обкатке "механизма распределения продуктов питания".  И эксперимент в целом вполне успешный... Во всяком случае массовых смертей от голода  или систематического недоедания в США давно уже не наблюдается.  А серия "цветочных революций" -- это. возможно, эксперимент по преодолению политической составляющей проблемы голода. Стоп, не надо в этом месте холивара, я не настаиваю,  я говорю -- ВОЗМОЖНО. А возможно и нет..

Впрочем, я не о проблеме голода. И даже не о том, что такой проблемы нет, хотя в этом я абсолютно уверен.  Я о проблеме, которая есть. О проблеме СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. Расскажу-ка я напоследок байку.
В 1988 году П.Г.Щедpовицкий и С.В.Попов проводили социально-экономическую экспеpтизу перспектив развития Байкальского целюллозно-бумажного комбината (БЦБК) и общей ситуации в pегионе озеpа Байкал. В числе приглашенных присутсвовали представители одного ОЧЕНЬ КРУПНОГО международного экологического фонда. И на одном из заседаний встал представитель этого фонда и сказал -- "А давайте наш фонд купит у правительства России этот ваш БЦБК. купит и закроет. И будет пожизненно платить всем рабочим зарплату". Петр Георгиевич Щедpовицкий посмотрел на него и сказал -- "А чем будут заниматься 8000 рабочих БЦБК? Нет, ни на что жить, это вы им обеспечите, я верю. А  что они будут ДЕЛАТЬ? Ничего? А Вы представляете, что сделают с экологией Байкала восемь тысяч здоровых мужчин и женщин, НИЧЕМ НЕ ЗАНЯТЫХ? БЦБК по сравнению с этим покажется детской игрушкой..."

Вот это и есть ОСНОВНАЯ проблема современного человечества -- ЧЕМ ЗАНЯТЬ население, НЕ НУЖНОЕ в процессе производства?  Нет, конечно, как-то "по мелочи", эта проблема решается. Компьютерные игры, виртуальная реальность, появление и активное распространение относительно безвредных наркотиков (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ безвредных) -- это все попытки решить проблему  "экономически лишних" людей. Но что-то мне во всех этих решениях не нравится. Вот не нравится и все.
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
skadi_omsk
Jun. 26th, 2013 02:57 pm (UTC)
в развитых странах проблема решается путем создания новых потребностей и новых видов услуг. Скажем, собачий парикмахер или тату-мастер как вполне доходная и довольно массовая профессия еще лет 40 назад были непредставимы даже в США. А сейчас тату-салон есть в половине райцентров России.
Читала еще о путях - многократное обучение, т.е. человек 15-20 лет только учится на гранты, переходя из одного вуза в другой (кажется, такая система работает в Германии).
Ну и всякие креаторы, "художники по бисеру" и так далее...

Edited at 2013-06-26 03:00 pm (UTC)
torin_kr
Jun. 26th, 2013 05:47 pm (UTC)
ПОКА решается, ПОКА. Перечитай, Скади, "Хищные вещи века". Ты поймешь, что даже новые потребности и новые услуги не бесконечны...
skadi_omsk
Jun. 26th, 2013 05:55 pm (UTC)
Ага,пока. :0))) Так фантасты давно об этом толдычат: если у популяции нет перспектив для экспансии, она деградирует. Человечество может спасти только выход в Космос - или любой другой столь же масштабный проект, на который будут использоваться все лишние человеческие и материальные ресурсы.И в итоге получаем ту схему производства, от которой ты плюешься: те самые "чугуна и стали", но есть значитеьная доля ресурсов расходуется на производство непотребительских товаров, даже не средств производства потребительских товаров, а того, что в ближайшем будущем каждому конкретному человеку никак быт не улучшит...
(no subject) - torin_kr - Jun. 26th, 2013 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jun. 26th, 2013 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jun. 26th, 2013 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jun. 26th, 2013 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jun. 26th, 2013 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jun. 26th, 2013 07:00 pm (UTC) - Expand
utyos
Jun. 26th, 2013 03:15 pm (UTC)
Да, тысяч тридцать в месяц и на работу при этом не ходить - мечта идиота... Хотя реально что бы я стал делать? Наверное, пил бы пиво и катался по стране по друзьям, в том числе на велике, на водоемах бы различных висел неделями, слетал бы наконец в Питер и съездил на Утриш, а может даже по стопам Гамзова и в ЮВА... С моей точки зрения, если бабки есть и на работу не надо, всегда можно придумать занятие. Да кто ж мне столько даст... Я и при наличии работы имею в месяц чуть за двадцать...
torin_kr
Jun. 26th, 2013 05:45 pm (UTC)
Дык то-то все-таки, Толик, не совсем обычный слесарь... У тебя есть мечты, планы, вот на велике по стране покататься. Боюсь, что большинство бы закончило свои планы -- на "пил бы пиво..." Вот и представь себе 8 тыщ народу непрерывно пьющих пиво...
angatinwe
Jun. 27th, 2013 11:28 am (UTC)
Это проблема?! Лично я бы стала играть и делать игры, писать стихи, заниматься хэндмэйдом (в том числе и тем же, что сейчас на работе) и путешествовать. И была бы абсолютно счастлива. Научилась бы наконец рисовать, танцевать и играть на свирели. И это ещё учесть, что работа у меня ЛЮБИМАЯ. А для тех, кто работает только ради пропитания так и вообще не было бы проблемы.
torin_kr
Jun. 27th, 2013 11:46 am (UTC)
Риса, какая же ты еще маленькая... Как раз для тех "кто работает только ради пропитания" это и есть основная проблема... В том, что ты. ты лично, нашла бы себе занятия -- я не сомневаюсь. А вот в то, что 14 тысяч рабочих КРАЗа смогут "играть и делать игры, писать стихи, заниматься хэндмэйдом..." -- в это я, прости, не поверю.

Вот тебе еще одна цитата:
"Вот раньше, я в книге читал, хоть завидовали друг другу, сосед, мол, как сыр в масле катается, а я на холодильник накопить не могу - разве это можно вытерпеть? Цеплялись, конечно, зубами за барахло, за деньги, за место выгодное... Жизнь на это клали! У кого кулак крепче или голова хитрее, тот и наверху... А теперь ведь жизнь стала жирная, тихая, всего в достатке. К чему себя применить? Я же не карась, я же человек все-таки, мне же скучно, а придумать сам ничего не умею. Это ведь надо особые способности иметь - придумывать! Это надо же гору книг прочитать, а попробуй-ка их читать, когда тебя от них тошнит... Прославиться там в мировом масштабе или выдумать чего-нибудь вроде машины - это мне и в голову не сразу придет, а если и придет - что толку? Никому ты в общем-то не нужен, даже жене и детям собственным не нужен, если разобраться, верно, Эль? Да и тебе никого не надо..."




Edited at 2013-06-27 11:48 am (UTC)
angatinwe
Jun. 27th, 2013 01:50 pm (UTC)
Вот в то, что я один такой уникальный, а кругом одни уроды - ну вот не верю, хоть убей. Все живые люди, все что-нибудь любят и чего-то хотят. Ну право слово, не для того ведь они ещё живы, чтобы только зарабатывать себе на покушать. Не верю, не до такой степени смерть страшна.

P.S. Насчёт "маленькой" - стараюсь ;) Нравится мне так.

Edited at 2013-06-27 01:52 pm (UTC)
torin_kr
Jun. 27th, 2013 01:54 pm (UTC)
завидую...
(no subject) - angatinwe - Jun. 27th, 2013 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jun. 27th, 2013 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angatinwe - Jun. 27th, 2013 02:06 pm (UTC) - Expand
torin_kr
Jun. 27th, 2013 11:47 am (UTC)
Да, Риса,не в тему -- я в воскресенье буду в Красноярске. Очень хотелось бы увидится...
angatinwe
Jun. 27th, 2013 01:48 pm (UTC)
Если я в это же воскресенье не буду в Томске - увидимся. А я, скорей всего, буду там... Если нет - то напишу. Но мы ведь собирались в июле до тебя доехать, помнишь? Вот после "Эребора" и выдвинемся. Ты всё ещё не против?
(no subject) - torin_kr - Jun. 27th, 2013 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angatinwe - Jun. 27th, 2013 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jun. 27th, 2013 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angatinwe - Jun. 27th, 2013 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jun. 27th, 2013 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angatinwe - Jun. 27th, 2013 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jun. 28th, 2013 05:33 am (UTC) - Expand
vchernik
Jul. 17th, 2013 02:08 pm (UTC)
>>ЧЕМ ЗАНЯТЬ население,

Вот везде на этот вопрос отвечаю - учителя и врачи. И нигде не вижу энтузизма на простоту этого решения;-)
torin_kr
Jul. 17th, 2013 02:11 pm (UTC)
если бы из каждого можно было сделать учителя...
vchernik
Jul. 17th, 2013 02:14 pm (UTC)
Лучше не начинать? Так тогда и не будет;-)
torin_kr
Jul. 17th, 2013 02:27 pm (UTC)
нет, конечно, начинать надо... но с чего начинать? у меня ответа нет...
(no subject) - vchernik - Jul. 17th, 2013 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jul. 17th, 2013 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vchernik - Jul. 17th, 2013 02:49 pm (UTC) - Expand
( 34 comments — Leave a comment )