?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У одного из лучших педагогов Москвы и России Василия Георгиевича Богина, есть великолепная байка о детях, которые приходят в его Новую Гуманитарную Школу из обычной российской школы во второй-третий класс.

При приеме каждого ребенка Богин лично проводит собеседование. На собеседовании ребенка в числе прочего просят умножить столбиком два двузначных числа -- скажем 28 на 31. Никаких сложностей у нормального ребенка, к томуже собирающегося в третий класс достаточно элитной частной школы, это обычно не вызывает. А дальше Богин говорит -- а теперь скажи, а сколько это будет примерно? И 90% детей не могут ответить на этот вопрос. Хотя вроде бы -- ну что тут сложного? 28 это примерно 30 и 31 это примерно 30. 30*30 -- это 3*3 *100 -- примерно 900.

Но проблема в том, что для того, чтобы совершить вот такую "приблизительную оценку" надо понимать СМЫСЛ ОПЕРАЦИИ УМНОЖЕНИЯ.  Однако этому-то нормального школьника как раз никто и не учит  Для него "умножение столбиком" это просто определенный ритуал -- последовательность действий, КОТОРУЮ НАДО ЗАУЧИТЬ и повторять В СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ. И тогда будет тебе счастье --в смысле результат ритуала сойдется с цифирками в учебнике (или голове учителя), тебе поставят пятерку и дома родители выдадут какую-нить плюшку. Причем тут какой-то смысл?

Так вот, если бы это было так только для 8-9--летнего ребенка -- это было бы даже не полбеды, это была бы одна сотая беды. Беда же в том, что 90% этих ребёнков вырастают с твердым убеждением в том,  что ВСЯ человеческая деятельность состоит из набора определенных ритуалов, КОТОРЫЕ НАДО ЗАУЧИТЬ и повторять В СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ. ПОНИМАТЬ же эти ритуалы не только не обязательно, но даже наоборот -- исключительно вредно для  успешной профессиональной деятельности. Вот если ты, так же как в школе, будешь точно повторять ритуальные действия в строго определенном порядке, то рано или поздно тебе будет счастье -- результаты ритуала сойдутся с представлениями начальства о желаемых результатах и тебе выдадут очередную "плюшку" -- благодарность,  премию, а то и повышение по службе.  

Что хуже всего -- это то, что такого же точно мнения зачастую придерживаются не только сами работники, но и их начальство. Буквально вчера только главный бухгалтер нашей конторки орала на одну из бухгалтерш -- "Мне не нужно, чтобы ты понимала ЧТО ты делаешь. Мне нужно чтобы ты просто акуратно вбивала вот эти цифирки вот в эту колонку". И если кто-то думает, что это ТОЛЬКО в бухгалтерии, то он сильно ошибается. Где-нить у нас же на заводе ситуация еще жестче -- "нажимай вот эти два рычага в определенном порядке каждые полчаса и подсыпай цемент вон из того ведра каждые 10 минут" (как вы понимаете, текст условный, но очень близкий к реальности).

И вот эти люди, которых всю жизнь учили только "вбивать цифры в колонку" и "подсыпать из ведра" и должны создать в России инновационную экономику?
Ну-ну...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
a_spyd
Jan. 27th, 2016 09:22 am (UTC)
Одна из российских бед в том, что у нас ведь и цемент не всегда подсыпают. А уж о соблюдении правила "раз в 10 минут" приходится лишь бесплодно мечтать: хорошо, если раз в два часа мешок опростают -- "какая на х** разница?!"
Нам бы для начала научиться соблюдать технологическую дисциплину. Ан масс (проф. Выбегалло) соблюдать. Пусть и через "ритуалы". Хоть тушкой, хоть чучелом, но хотя бы датчики на ракету вверх ногами не ставить. А генерация инноваций -- это уже мечтания второго порядка :)
torin_kr
Jan. 27th, 2016 09:37 am (UTC)
Ну а хрена тогда мечтать о конкуренции с Германией или США? Тогда надо сразу сказать -- мы щас третьесортная страна и боремся за то, чтобы стать второсортной...
a_spyd
Jan. 27th, 2016 10:11 am (UTC)
Я не очень слежу за властными элоквенциями (слишком недостоверно всё, что власть говорит), но у меня сложилось впечатление, что в последнее время о конкуренции с Германией (тем более США) речь уже не идёт. Говорят лишь о некоей "независимой политике". Видимо, в смысле «холопьев своих жаловать мы вольны и казнить вольны же».
torin_kr
Jan. 27th, 2016 10:17 am (UTC)
Не скажу что меня это радует...
a_spyd
Jan. 27th, 2016 10:26 am (UTC)
Боюсь, что это самый малозначимый предмет для огорчений из той толпы неприятностей, которая ждёт нас за ближайшим историческим углом. И уже подпрыгивает от нетерпения...
torin_kr
Jan. 27th, 2016 10:33 am (UTC)
Что-то может быть хуже полного развала экономики?

Люди очень быстро перестают быть людьми как только им отказывают в удовлетворении элементарных человеческих потребностей...
a_spyd
Jan. 27th, 2016 08:34 pm (UTC)
Как раз то, что последует за развалом экономики, и будет хуже. Что именно последует, посмотрим. Произойдёт ли после хаоса возрождение -- вот в чём вопрос.
(Deleted comment)
torin_kr
Jan. 27th, 2016 01:51 pm (UTC)
В каких-то -- точно требуется, кто бы спорил. Вот только не в тех, которые громко называются "инновационная экономика", "экономика знаний", "креативная экономика"...
anna_bpguide
Jan. 27th, 2016 04:23 pm (UTC)
думать требуется всегда
torin_kr
Jan. 27th, 2016 05:21 pm (UTC)
Я вот всегда так считал. Но очень многие, даже из моих друзей, почему-то считают иначе...
(Deleted comment)
(Deleted comment)
anna_bpguide
Jan. 28th, 2016 11:15 am (UTC)
Понятно, но это другое.
Это уже следующий этап - когда думание ушло в рефлекс.
(Deleted comment)
anna_bpguide
Jan. 28th, 2016 04:18 pm (UTC)
дальше нужно выходить на уровень мудрости - когда правильное решение приходит как-бы "само", без длительного думания...
но это только после предварительного опыта очень серьезного думания
как-то так, наверное ))))
(Deleted comment)
anna_bpguide
Jan. 29th, 2016 10:16 am (UTC)
это ваш выбор...
mindfactor
Jan. 27th, 2016 02:58 pm (UTC)
Шикарный тест !

Действительно, "на понимание"
torin_kr
Jan. 27th, 2016 04:56 pm (UTC)
Угу. Мне тоже очень нравится.
petro_ff
Jan. 27th, 2016 05:15 pm (UTC)
неистовые аплодисменты преподу!
torin_kr
Jan. 27th, 2016 05:20 pm (UTC)
Жутко крутой дядька. Если через пять лет мы все еще будем в России отдадим Лёньку в его школу. Пока был жив Тубельский еще можно было повыбирать -- Богин или Тубельский, но Тубельского уже три года как нет с нами...
afalina13
Jan. 27th, 2016 08:22 pm (UTC)
Хорошо, когда в третьем классе уже умеют в столбик умножать - это даже очень круто.
А если рассуждать о большинстве - то большинству надо уметь как раз инструкции выполнять. Инновационными технологиями должны талантливые люди заниматься. Завтра попробую своему третьекласснику задачку с "примерно" задать - даже интересно, сообразит ли...
torin_kr
Jan. 27th, 2016 08:26 pm (UTC)
Интересно. Напишите потом результат?
afalina13
Jan. 27th, 2016 08:36 pm (UTC)
Обязательно. Учитывая нашу историю с тем, что в 3 класс мы из тупой медвежьегорской школы, перевелись в один из лучших Петербуржских лицеев и уже почти догнали одноклассников - эксперимент должен получится интеремным.
afalina13
Jan. 29th, 2016 05:59 am (UTC)
Ну, не вышло. Однако идея ему понравилась, когда объяснили - ухватил мигом. Надо было, наверное, чуть подождать - они ещё как округлять не проходили (как-то по ощущениям, весь пост - про приём в 5 класс, а не в 3). Столбики-то и мы в 3 классе проходили, а они с четырёхлетней началкой до столбиков и вовсе не ясно когда дойдут - программа такая, что если б не Удав, который заставляет его заниматься дополнительно, он бы ничего не усвоил - скачут с темы на тему туда-сюда по 2 урока на тему - я постоянно сама путаюсь, что они прошли, а что - нет(((
abienscumvento
Jan. 28th, 2016 07:59 am (UTC)
Не знаю. СФУ абсолютно не элитный ВУЗ, но там хватает студентов, которые могут думать. По крайней мере когда это им интересно. У детей, а студенты первокурсники во многом еще дети, способность мыслить сильно зависит от интереса к предмету. Пока долбишь про достаточно скучные вещи, которые непонятно для чего нужны это одно, а когда дело доходит до чего-то интересного, вредные детки оживают и начинают соображать.
1_v_1
Jan. 28th, 2016 12:05 pm (UTC)
Научить думать - невозможно! Даже если человек сам сильно хочет научиться быть умным в некоемом предмете и утверждает, что этот предмет ему очень интересен и нужен. И ожидает, что его НАУЧАТ. Это фейл на 100 процентов. Научиться можно только самому. Смог - твоё. Не удалось.. ну значит пробуй снова. Сам. Или меняй тему.
Так что, ничего удивительного в вашем примере. И таких - тьма вокруг. Людям очень нравиться действовать по инструкциям, желательно попроще. И не более того. И штоб цели попроще были.

Edited at 2016-01-28 12:06 pm (UTC)
( 28 comments — Leave a comment )