torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

УМНОСТИ -- про педагогики 21 века и онтологии лежащие в их основании

Давненько я не брал в руки шашек не писал на педагогические темы. Да и сейчас бы не взялся, но уж очень важный текст попался мне 15 минут назад в Фейсбуке. Автор текста -- Сергей Курганов, один из самых интересных на сегодня  педагогов, имеющих собственную педагогическую концепцию, причем реализованную на практике на всей территории бывшего СНГ. Формально Курганов -всего лишь успешный ученик Библера, превративший библеровскую философскую концепцию "диалога культур" в реально существующую "школу диалога культур". Фактически -- превратить философскую концепцию в педагогическую практику - это немногим легче чем создать такую практику  "с нуля"

Но приведенный ниже текст -- не о "школе диалога культур", это бы меня так не возбудило. Он о некоем виденьи будущего социально устройства нашего с Вами социума и о месте различных педагогических школ и практик в этом самом будущем. Очень сильно советую прочитать. В конце текста -- мои комментарии к нему.

  Герман Греф и содержание образования начала 21 века

1. Анализируя экономические предпосылки построения современного образования, Герман Греф в январе 2016 года предположил, что общество в ближайшем будущем будет делиться на три класса.

2. Первый класс образуют субъекты производства, сумевшие овладеть новейшими технологиями и средствами. Союз крупнейшей империалистической буржуазии с очень узкой прослойкой научно-технической интеллигенции образует правящий класс США, Германии, Франции, Великобритании, России.

3. Класс эксплуатируемых образует большинство населения Земли, которое новейшими технологиями никогда не было озабочено, а потому вынуждено согласиться на самую простую и неквалифицированную работу.

4. Наиболее интересную и новую общественную силу образует выделенный Грефом третий класс. Этот класс состоит из довольно большого числа представителей научно-технической, медицинской, педагогической, артистической интеллигенции.Эти люди очень хотят работать в сфере новейших технологий 21 века, но не могут - по ряду причин, в частности, связанных с недостаточным уровнем образования и неумением современное образование приобретать. Бытие этой группы людей Герман Греф определяет как трагическое.

5. Понятно, что эти три класса порождают три различные педагогики века.

6. Правящий класс требует для своего воспроизводства ( и - отчасти- производства впервые) ЭЛИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ориентированной на формирование теоретического мышления, креативности, рефлексивности. Элитарная педагогика связана с высшими достижениями философии рационализма.Понятно, что здесь культивируется жесточайшая селекция, строгий отбор и браковка.

Этой педагогикой будет заниматься Развивающее обучение В.Давыдова, которое и в конце 20 века умело и хотело обучать только "лидирующую группу", состоящую, по данным А.Дусавицкого и Г.Цукерман, из 20-25% участников любого учебного сообщества.

Элитарной педагогикой займется Школа возраста Б.Эльконина-И.Фрумина, которая и в 20 веке выстраивала продуманные технологии селекции детей при переходе от одной возрастной ступени к следующей, отбирая - в кризисных возрастах - тех же 25% пригодных.

Элитарной педагогикой займется П.Щедровицкий и его последователи-методологи: для них инновационное образование и в 20 веке было удобным инструментом социальной селекции и построения интеллектуальной элиты.

Элитарной педагогикой будут заниматься и те представители Школы диалога культур, которые и в 20 веке строили учебные диалоги, рассчитанные только на лидирующую группу интеллектуалов ( 15-20%), прочитавших "Илиаду" Гомера и глубочайшим равнодушием относились ( и относятся) к "троечникам", которым тексты Гомера в подростковом возрасте странным образом не нравятся.

7. Класс эксплуатируемых формулирует запрос на эгалитарную педагогику: Лев Толстой, Корчак, Макаренко, Сухомлинский,Штайнер, Монтессори, Шулешко, Соловейчик. И в 20 веке эти педагоги умели и хотели работать со всеми детьми, почему-то особенно интересовались "троечниками и "двоечниками", а также отверженными, беспризорными, осиротевшими детьми, школьниками, от которых другие педагоги и педагогики отказывались. Именно в недрах этих эгалитарных педагогик 20 века формировалось гуманистическое отношение к ребенку, уважение к его слову и его делу. В этой социальной нише найдут свое достойное применение те представители Школы диалога культур В.С.Библера, которые и в 20 веке критиковали элитарную селективную педагогику и отрицали необходимость создания "лидирующих групп".

8. Наиболее интересной и принципиально новой будет педагогика, запрос на которую будет исходить от представителей класса интеллигенции, которая вынуждена покинуть лидирующие позиции в обществе, так как не может освоить новейшие интеллектуальные технологии и которой предстоит перейти в разряд малооплачиваемых эксплуатируемых трудящихся с сохранением и усилением недовольства этой ситуацией.
Эта большая и социально - психологически неустойчивая группа людей нуждается в педагогике, направленной на преимуществу на сохранение психического здоровья детей в условиях столь неблагоприятного социо-культурного положения семей.

В качестве модельного примера можно гипотетически представить наличие в обществе целой группы талантливых педагогов, владеющих различными инновационными и традиционными педагогиками и в учебных группах которых ( в школе или вне школы) собираются отверженные дети, отбракованные в других школах и педагогиках.

В таких учебных группах, возможно, будет выстраиваться психокоррекционная педагогика 21 века, стабилизирующее значение которой для общества в целом трудно переоценить."


Вот - прямая ссылка.

А теперь мой комментарий.

Все так, в умении видеть эмпирику Курганову не откажешь. Вот только за позицией Василия Давыдова, Исака Фрумина, Петра Щедровицкого и прочих "элитарных педагогов" стоит не просто "нежелание возится с интеллектуальными отбросами общества". Нет, это принципиальный иной взгляд НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. То есть -- иная ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. В основе этой картины представление о человечестве (и человеках) не как о САМОЦЕННОСТИ, а как о ИНСТРУМЕНТЕ ПОЗНАНИЯ МИРА. Проще говоря человечество живет совсем не для того, чтобы обеспечивать себе самому максимально комфортное и интересное существование. Оно живет для того чтобы МЕНЯТЬ этот мир, и меняя -- ПОЗНАВАТЬ его.  "Комфортное и интересное существование" получается как побочный продукт процесса познания. Ну или не получается. Или -- получается, но не для всех. Это на самом деле НЕ ВАЖНО. Важен лишь процесс познания мира.

А для обеспечения процесса познания вовсе не требуется чтобы человечество ПОЛНОСТЬЮ состояло из интеллектуальной элиты. Главное -- чтобы такая элита  В ПРИНЦИПЕ БЫЛА. А сколько она составляет процентов от общей численности населения -- 20, 2 или 0.002 -- никакого значения не имеет. Именно эту задачу -- обеспечение наличия интеллектуальной элиты и решают "элитарные педагогики".

Эгалитарные педагогики решают вторую по важности задачу -- они направлены на то, чтобы извлечь из "отбросов" элитарной педагогики случайно пропущенные самородки. Ну мало ли -- конвейер засбоил, оператор заснул и ценное золото ушло в отвалы. Нельзя же его там просто так оставить. А вторая задача -- для всех "неизвлеченных" необходимо создать впечатление того, что они никакие не "отвалы", а вполне себе нормальные и полноценные граждане.

Ну и наконец третья группа  -- "психо-коррекционные педагогики", назовем их так. Они обеспечивают социальную стабильность, ликвидируют попытки "недо-элиты" сломать существующую систему. Даже не попытки --  интенцию к таким попыткам, объясняя им что их жизнь успешна и без входа в элиту, что все что им нужно у них есть, а то чего нет и никогда не будет -- то и не нужно.

Пл-моему очень устойчивая "педагогическая машина". И общество, которое будет воспроизводится такой машиной будет вполне себе устойчивым... Особенно если учесть, что речь здесь идет не о "бытовом уровне жизнедеятельности". Уже в ближайшие 25-30 лет никто в европейском  мире не будет страдать от голода, холода или отсутствия жилья.  На бытовом уровне нижний слой скорее всего будет жить ничем не хуже элиты -- он просто будет отстранен от процессов принятия решения по поводу судеб мира. И своих собственных судеб, кстати, тоже...

Тем же из моих френдов, кого возмущает крайний анти-гуманизм данной картины мира, напоминаю еще раз -- гуманизм это когда ЛИЧНОСТЬ человека ставится во главу угла. В этой же картине мира во главу угла ставится ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА в ЦЕЛОМ...
Tags: ОБРАЗОВАНИЕ, УМНОСТИ
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments