?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я периодически пишу в своих постах, что никакой Путин, ни конкретный бывший подполковник КГБ, ни "коллективный путин", ничего в нынешней российской ситуации изменить не сможет. Как бы его ни звали -- Навальный, Ходорковский, Чубайс... Что кризис росийской экономики -- системный, что на самом деле это даже и не экономический кризис, это кризис определенного образа жизни и даже не кризис собственно говоря -- это утрата необходимости мировой экономики в подобном образе жизни.

А мне отвечают -- да ну, фигня все это. Вот если пересажать всех воров и коррупционеров, снизить налоговый пресс на бизнес и помирится с Западом -- тут-то все и наладится. Ну пусть не сразу, но года за три-четыре -точно наладится. Вот я и решил написать пост про то, что можно реально сделать в современной России для того чтобы обеспечить ее гражданам хоть сколь-либо приемлемый образ жизни в ближайшие 20-25 лет. Иначе говоря -- чтобы сделал я, если бы я и мои друзья и были тем самым "коллективным путиным".

Сразу же скажу -- здесь будет обсуждаться не то, что ХОТЕЛОСЬ БЫ сделать, а то что сделать ВОЗМОЖНО. Вся эта "маниловщина" с хрустальными мостами и самодвижущимися повозками через них мне абсолютно неинтересна.

Итак, каковы РЕАЛЬНЫЕ варианты будущего России. На самом деле их всего три:

1. Автаркия. Закрываем границы, отменяем хождение внутри государства любых валют, кроме рубля, резко снижаем долю импорта в потреблении граждан ("резко" -- это практически до нуля), вводим полное государственное регулирование всех экспортно-импортных операций, всю валюту от экспорта -- только на целевые государственные программы. В общем, некий лайт-вариант не то Северной Кореи, не то СССР времен Иосифа Виссарионовича. Если умно воспользоваться превышением экспортных потоков над импортными (ну что-то с нефти и газа все равно можно выжать) и начать на это превышение в индустриальных масштабах скупать мозги и технологии, то может и удастся лет за 25-30 занять место в конце списка технологически развитых стран. Правда эти 30 лет мне бы лично жить в такой стране не хотелось бы. Это "проект -- выживание" -- пожертвуем жизнью одного-двух поколений ради сохранения России в мировом мейнстриме -- пусть и не на первых ролях, но все-таки в мейнстриме.

2. Мировой наемник. Единственное, что хорошо умеет делать Россия, как показывает ее история  -- это воевать и производить оружие. Ну вот и начнем продавать свои услуги "страны-наемника" -- благо спрос на такие услуги есть и в ближайшие лет 30-40 точно никуда не денется -- пока не решится задача поглощения  "западным проектом" стран "исламского проекта". Мне кажется именно этот вариант и пытается реализовать  нынешний "коллективный путин" -- правда периодически забывая о том, что наемник должен ВЫПОЛНЯТЬ ПРИКАЗЫ, а не обсуждать их и уж тем более не пытаться приказывать самому. Этот вариант способен обеспечить более-менее комфортное существование большей части российского населения, возможно даже не менее комфортное, чем нефтедоллары -- проблема только в том, что ДАЛЕКОГО БУДУЩЕГО у него нет. Ну сорок лет, ну сто, ну СТО СОРОК -- это максимум. Дальше грядет ВСЕМИРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ -- и кому нафик будут нужны страны-наемники? Разве что какие-нить инопланетяне успеют прилететь и напасть на Землю -- на счастье России...

3. Поставщик эксклюзивных гуманитарных услуг. Для анализа этого варианта следует понять, что сейчас основной проблемой "западного проекта" (а скоро и большей части всей земной цивилизации) является не проблема ПРОИЗВОДСТВА необходимого, а проблема УТИЛИЗАЦИИ излишков. А из всего спектра задач утилизации излишков самой сложной является задача УТИЛИЗАЦИИ ИЗЛИШКОВ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. И любое предложение на этом рынке уже пользуется и будет пользоваться максимальным спросом. А Россия могла бы предложить на этом рынке например услуги "непрерывного образования", "образования для взрослых", "образования для развлечения" -- в общем такой специальной образовательной сферы, основной задачей которой является не подготовка к какой-либо профессиональной деятельности, а именно УТИЛИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ обучающихся. Сейчас усилиями команды интеллектуалов, сгруппировавшейся вокруг Исака Фрумина и Виктора Болотова, такие технологии в России разработаны, частично обкатаны и вполне готовы к применению. Вот только применять их в Росии НЕГДЕ -- ибо Россия пока еще не ощутила проблему "излишков свободного времени". А вот продавать эти услуги "западному проекту" -- почему бы и нет?

А если хорошо покопаться в гуманитарной сфере, то помимо "образовательных услуг для взрослых" можно накопать в России еще пару десятков гуманитарных технологий, разработанных в расчете на ускоренное развитие  России и ныне, за отсутствием этого самого "ускоренного развития" никаким спросом внутри России не пользующихся. Причем технологий, ЗНАЧИТЕЛЬНО превышающих все, сделанное в этих областях в рамках "западного проекта" -- так уж получилось что российская "перестройка" не только развалила росийское производство, но и одновременно дала мощный толчок российской гуманитарной мысли. Если их немного доработать для продажи на западноевропейском рынке, то они способны обеспечить приток валюты точно не меньше чем нефть. Плюс еще и интеграцию в "самое сердце" западноевропейской цивилизации.

Вот только для этого надо поменять немного-немало -- ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИДЕОЛОГИЮ и МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ. Пока в России не перестанут во всех местах, от подворотень до кабинетов министров в качестве последнего аргумента использовать фразу -- "Ты чё, слишком умный, что ли?" -- этот вариант развития России останется "социально неприемлемым". А как это сделать и можно ли это сделать в принципе -- я честно говоря не знаю. Так что боюсь, третий вариант -- это все-таки "маниловщина", очередной "хрустальный мост"...  А жаль.

А у вас, мои уважаемые френды, есть свои варианты будущего России? Поделитесь. Только не про "всех пересажать" и тем более не про "взять все и поделить". "Шариковщина" мне еще менее интересна чем "маниловщина"...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 65 comments — Leave a comment )
val_oper
Jan. 9th, 2016 10:08 am (UTC)
С точки зрения "маниловщины" вполне можно ожидать переформатирования мира и урвать себе под шумок какого-нибудь куска...

P.S. Вы же марксист. Госидеология всегда будет производной от экономики.
torin_kr
Jan. 9th, 2016 10:10 am (UTC)
Да, но в В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ. То есть некой "эластичностью" идеология по отношению к экономике все-таки обладает. И преодоление этой "эластичности" опять-таки требует волевого усилия. А я такой воли в нынешней России не вижу.
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 9th, 2016 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 9th, 2016 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 9th, 2016 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 9th, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 10th, 2016 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 10th, 2016 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 11th, 2016 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 11th, 2016 04:59 pm (UTC) - Expand
Производная от черепахи - ohtori - Jan. 9th, 2016 11:11 am (UTC) - Expand
skadi_omsk
Jan. 9th, 2016 10:37 am (UTC)
Плюс к этим трем - только один, который следствие географического положения: транспортный коридор Европа-Азия со всем сопутствующим сервисом. Что, по большому счету, тоже пытаются реализовать.
val_oper
Jan. 9th, 2016 10:47 am (UTC)
О. Плюсую.
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 9th, 2016 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 9th, 2016 11:52 am (UTC) - Expand
blaster2009
Jan. 9th, 2016 11:13 am (UTC)
Надо предложить желающим утилизировать свое время поездки в страну-наемник, где к их услугам будут всевозможные острые ощущения:-)))))

(Если серьезно, то это просто туризм, который у нас все никак не могут раскрутить, мозгов не хватает, что ли.)
torin_kr
Jan. 9th, 2016 11:16 am (UTC)
Интересная идея -- Россия как территория экстремального туризма. Вот только эту нишу вроде как уже занимает Африка. Придется с ней за этот кусок бизнеса серьезно поспорить.
(no subject) - val_oper - Jan. 9th, 2016 11:27 am (UTC) - Expand
comprachikos
Jan. 9th, 2016 11:40 am (UTC)
Вариантов развития России в существующих границах я не вижу.
Россия слишком большая, чтобы ей можно было бы централизованно управлять.
Сейчас этот фактор стал критичным. Поэтому ничего толкового в масштабе всей страны реализовано быть просто не может.
В формате отдельных субъектов, возможны любые сценарии. И не только 3 описанных.
skadi_omsk
Jan. 9th, 2016 11:57 am (UTC)
Китай по населению больше в 10 раз, по территории меньше всего раза в четыре-пять, но в России половина территорий - вообще не то, что не заселены, никак в экономике не участвуют, так что там и управлять нечем, кроме белых медведей. Но Китай как-то сам с собой управляется. США тоже по населению намного больше, по территории - всего раза в два меньше... тоже ничего так живут... Мозги надо иметь.
(no subject) - comprachikos - Jan. 9th, 2016 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 9th, 2016 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - comprachikos - Jan. 9th, 2016 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 9th, 2016 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - comprachikos - Jan. 9th, 2016 08:22 pm (UTC) - Expand
nietzsche_brot
Jan. 9th, 2016 11:52 am (UTC)
Ну вот как управлять Россией? А я скажу, как. Одним словом. БЕЛОРУССИЯ. Ладно, Беларусь, из уважения к ней. Кроме калийных удобрений - нет НИЧЕГО. При этом зарплаты по рабочим специальностям - я сам смотрел! - такие же, как в Москве и Московской области. И вакансий по этим самым специальностям - в разы больше. Не забываем, что Батька содержит вторую или третью по численности Европе регулярную армию. (вот на Украине, казалось бы - армию к 2014 расформировали практически полностью, сколько средств освободиться должно было). Но при этом меньше 500 долларов в Белоруссии никто не получает. Конечно, в интернете полно белорусских нытиков, плачущихся об учителях с зарплатой в 200 долларов, я сам подписан на белорусского блоггера, по-некрасовски сокрушающегося о тяжкой судьбинушке народа в перерывах между постами об отпуске в Италии.
Короче - смотреть на соседа - и делать как он.
papon_ra
Jan. 9th, 2016 12:48 pm (UTC)
Имею инфу по Белоруси из первых рук и регулярно там бываю. Не все там радужно.
Вот только вернулся: неприятно поразило ухудшившееся состояние дорог - в сравнении с тенденцией улучшения российских дорог в европейской части.
Падение нац. валюты близко к гиперинфляции. Летом грядет давно назревшая деноминация. Экономика на половину (по ощущениям) завязана на Россию, а у нас все знают, как дела с импортом.
Магазины, быт - заформалиненный совок брежневской эпохи. Гос регулирование основных цен. Копеечные пенсии.
При этом яркими звездами горят отдельные современные производства и конечно, Танчики.
(no subject) - nietzsche_brot - Jan. 9th, 2016 02:30 pm (UTC) - Expand
papon_ra
Jan. 9th, 2016 12:38 pm (UTC)
С оценкой третьего варианта согласен: маниловщина.

Первый вариант тоже не проходит: в настоящий момент обновление средств производства, технологий, прикладных идеологий, возникновение новых видов производства и исчезновение старых идет слишком быстро (и постоянно ускоряется) чтобы закрыть границы, накупить станков и "оставаться в мейнстриме". Да и продавать нам будут по поправке "Веника" трубы от граммофона. Стало быть, это путь к нефтекачке и непрерывному упрощению, снижению уровня жизни.

Про второй уровень и думать не охота. Да и не приемлем он "мировой ядерной державе". Вопрос каждого дня: когда элита решит применить накопленный боезапас. А что применит - тактически или уходя со всем населением из истории - к сожалению, наиболее вероятный результат складывающейся мозаики.

Теперь о конструктиве... Его нет. В отдаленной перспективе вижу создание некоего надсуверенного мирового правительства. Не потому, что оно будет лучше существующих, а просто выбора нет. Земля стала слишком мала и места для демократических самоопределений остается все меньше. Будет из здесь кровь, куда без этого. Но иного варианта нет, кроме как накрыть цивиллизацию ядерным или прочим тазом
nikopavlenko
Jan. 9th, 2016 01:19 pm (UTC)
А кто говорит что Путин один? Когда говорят Путин подразумевают единый воровской конгломерат, фио участников которого известны всем!
torin_kr
Jan. 9th, 2016 03:29 pm (UTC)
Один путин или не один -- это ничего не меняет. Я же в тексте поста написал -- "коллективный путин". И дело тут вовсе не в воровстве... Воровство по большому счету -- это мелочь
(no subject) - nikopavlenko - Jan. 9th, 2016 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikopavlenko - Jan. 9th, 2016 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 9th, 2016 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikopavlenko - Jan. 9th, 2016 04:53 pm (UTC) - Expand
rudoff_demitriy
Jan. 10th, 2016 03:44 am (UTC)
какой то ты "старший экономист"
rudoff_demitriy
Jan. 10th, 2016 03:45 am (UTC)
как тетя соня
(no subject) - torin_kr - Jan. 10th, 2016 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexdj - Jan. 10th, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 10th, 2016 08:53 am (UTC) - Expand
Ирина Зыкова
Jan. 10th, 2016 04:54 am (UTC)
Да ну нафиг...
Футуристические прогнозы даже пятилетней давности уже сейчас читать смешно...
Даже если принять какое-то из этих направлений как наиболее возможное/вероятное – всё равно найдется куча факторов, которые его в итоге изменят до неузнаваемости – от глобальных климатических катаклизмов до прилета инопланетян...
( 65 comments — Leave a comment )