?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сейчас периодически от некоторых лиц "либеральной ориентации" можно услышать что современная Россия очень похожа на СССР времен И.В. Сталина. Долгое время  я на это сильно ругался, как говорят математики, " по формальным основаниям". Ну действительно  у меня при  Сталине деда посадили за селедку, завернутую в газету с портретом Сталина -- разве сейчас то же самое? Да хоть, извините, публично на...ри на портрет Путина никто тебя за это не посадит --ну разве что на 15 суток за мелкое хулиганство выразившееся в процессе публичной дефекации в общественном месте. Власть стала значительно более "вегетарианской" и уже давно  не кушает свой народ на завтрак, обед и ужин -- вместо этого дает ему возможность спокойно помереть собственной смертью.

Но тем не менее есть одно очень важное сходство между тем временем и нашим сегодняшним. И выражается оно в

ОТСУТСТВИИ БУДУЩЕГО.

Всю ту четверть века, которую правил страной "Великий вождь и учитель" в стране абсолютно отсутствовало то, что я называю "риторика будущего". Страна жила НАСТОЯЩИМ и БЛИЖАЙШИМ будущим, которое по факту было тем же настоящим, только немного улучшенным -- сегодня 200 грамм зерна на трудодень, через год -- 250, через пять лет -- 500. Сегодня пять видов штанов  в магазине, через год -- семь, через пять лет -- пятнадцать. Сегодня колбаса  по 5 рублей, через год по 4.50, через пять лет -- по 2.90. В общем, идею вы поняли...

Риторику будущего вернул в СССР Никита Сергеевич Хрущев -- и это было одним из самых великих его деяний -- наряду с расселением коммуналок и выдачей паспартов колхозникам, а может даже и круче... Правда в силу своей абсолютной необразованности и не очень большого ума он сумел это самое будущее тут же и испохабить, пообещав "на голубом глазу" наступление коммунизма в 1980 году, но самим фактом появления БУДУЩЕГО в повседневном мышлении россиян мы обязаны именно Никите Сергеевичу.

Так вот, сейчас из российского "модус вивенди" будущее опять исчезло. Мы снова живем НАСТОЯЩИМ и ближайшим будущим,причем в отличие от времен "вождя и учителя" ближайшее будущее выглядит не как "легкий апгрейд" настоящего, а скорее как "не слишком сильное ухудшение настоящего". То есть Иосиф Виссарионович обещал своим подданным что их жизнь будет потихоньку улучшаться, хотя принципиально ничего не изменится. А Владимир Владимирович обещает своим подданым что их жизнь будет потихоньку ухудшаться, но принципиально тоже ничего не изменится. Самое главное -- ПРИНЦИПИАЛЬНО НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ.

И вот за это-то обещание отсутствия принципиальных изменений эти два правителя России и является самыми популярными за последние сотню лет. А Никита Сергеевич за его покушение на стабильность российского обывателя и страсть к переменам -- самым ненавидимым и презираемым...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
tuuurbo25
May. 16th, 2015 02:56 pm (UTC)
Хорошего вечера)
torin_kr
May. 16th, 2015 03:01 pm (UTC)
спасибо...
skadi_omsk
May. 16th, 2015 05:18 pm (UTC)
Привет! В сегодняшней ситуации будущего нет у всей Земли. Точнее, оно неясно. Для того, чтобы у СССР появилось будущее, нужно было победить в войне (за передел уже поделенного мира) и создать систему коллективной безопасности, которая позволяла думать о будущем. Сегодня нужно пройти системный кризис - мировая монополярная финансовая система, возникшая после разрушения системы коллективной безопасности, уперлась в тупик. Тогда можно будет говорить о будущем.
Впрочем, мечтать и создавать "заделы" можно и сейчас - как Циолковский в ранние раннесталинские времена.
torin_kr
May. 16th, 2015 07:01 pm (UTC)
Если " мировая монополярная финансовая система, возникшая после разрушения системы коллективной безопасности, уперлась в тупик" то почему наиболее остро ощущают этот тупик как раз те страны которые в эту "монополярную финансовую систему" не входят?
skadi_omsk
May. 16th, 2015 08:36 pm (UTC)
В систему входят все страны мира, кроме Северной Кореи и прочей такой экзотики. Другой вопрос: какое место занимают в системе. Естественно, в случае кризиса в первую очередь проблемы начинаются в странах, находящихся в иерархии на нижних ступенях. Точнее, самые большие проблемы - у тех стран, которых находятся "на границе" "золотого миллиарда". В сытые времена их почти приняли в "клуб избранных", а при первых проблемах - "скидывают с хвоста".
torin_kr
May. 16th, 2015 08:44 pm (UTC)
Как это выглядит физически -- это самое "скидывание с хвоста"? То есть что именно делает система для того, чтобы средний уровень жизни в России упал например на 35%?

Edited at 2015-05-16 08:44 pm (UTC)
skadi_omsk
May. 16th, 2015 08:48 pm (UTC)
Сам не знаешь? Обрушение цен на нефть.
Россия в этой заварушке - не главная жертва. Сейчас самое сильное падение уровня жизни - в "молодых" членах ЕС типа Прибалтики или Греции, которым перестают давать в долг. И в тех странах, которые были завязаны на экспорт сырья и нефти вроде Венесуэлы - там скачки цен очень сильно ударили.
torin_kr
May. 16th, 2015 09:13 pm (UTC)
Скади, а может обрушение цен на нефть -- это просто ЕСТЕСТВЕННЫЙ процесс снижения мировой потребности в нефти? тебе никогда не приходила в голову такая мысль? Ну вот смотри -- 100 лет назад произошел резкий рост цен на нефть и уголь и одновременно с этим резко упала потребность скажем в ломовых извозчиках. В этом не было ничьего заговора -- это просто была смена технологического уклада. Ты не думаешь, что наступила СЛЕДУЮЩАЯ смена технологического уклада и мировая потребность в нефти с каждым годом будет только сокращаться?
skadi_omsk
May. 16th, 2015 09:27 pm (UTC)
Нет. Нефть - не столько энергоноситель, сколько сырье для химпроизводства. Потребность в ней растет. С 2000 года цена только росла http://maxpark.com/community/politic/content/3027535 В 2014 не было сделано ни одного прорывного изобретения, которое бы смогло снизить потребность в нефти. Цены на нефть - как раз пример того неестественного ценообразования, о котором пишет Синяя Ворона (у меня ее пост недавно).http://skadi-omsk.livejournal.com/545520.html
torin_kr
May. 16th, 2015 09:56 pm (UTC)
"Нефть - не столько энергоноситель, сколько сырье для химпроизводства" -- ну с чего ты это взяла? Ну посмотри какое количество в процентном отношении добытой нефти уходит на нефтехимию... Не половина и даже не четверть. И посмотри долю "не нефтяной энергетики" -- она последние 10 лет только растет и растет...

Что же касается процитированного тобой поста... Знаешь, Скади, как только я дошел до слов "рабочие должны взять власть в свои руки" -- все, дальше мне читать стало неинтересно... Это не анализ, это лозунги. Лозунгами я объелся еще на ВУЗ-овских лекциях по ИстМату и истории КПСС...
ohapkin
May. 17th, 2015 01:21 pm (UTC)
Будущее такого мира описано у Ивана Ефремова в "Часе быка" на примере планеты Торманс.
skadi_omsk
May. 17th, 2015 01:22 pm (UTC)
Я туда не хочу.
ohapkin
May. 17th, 2015 01:24 pm (UTC)
Я тоже. Но замораживание глобальной конкуренции грозит именно этим.
skadi_omsk
May. 17th, 2015 01:26 pm (UTC)
А я о чем? Сегодняшние изменения - это как раз процесс размораживания "конца истории".
ohapkin
May. 17th, 2015 01:48 pm (UTC)
Началось эти изменения гораздо раньше. Отправной точной можно считать сворачивание гражданской сверхзвуковой авиации.
skadi_omsk
May. 17th, 2015 01:50 pm (UTC)
Да, так было. И есть до последнего момента. Но сейчас глобальная система рушится - то есть ефермовская перспектива становится уже не безальтернативной. А какова альтернатива - не знаю...
ohapkin
May. 17th, 2015 01:56 pm (UTC)
Какие Вы видите признаки разрушения?
skadi_omsk
May. 17th, 2015 02:04 pm (UTC)
Ну - все эти разговоры о многополярном мире.
ohapkin
May. 17th, 2015 02:31 pm (UTC)
Не логично. С каких пор разговоры об явлении стали признаком его конца?
ingaret
May. 17th, 2015 06:17 am (UTC)
Что касается Хрущёва, то знал я одного бывшего военного, который службу начал как раз в конце 50х гг.

Он Никиту Сергеевича очень уважал. За то, что армию тот перестроил капитально. И началась эта перестройка как раз с отставки министра обороны Жукова (солдатская кличка "Мясник").
torin_kr
May. 17th, 2015 06:21 am (UTC)
У меня мама из деревни... Они тоже очень Хрущева уважали -- за паспарта, которые он выдал колхозникам.
ohapkin
May. 17th, 2015 01:22 pm (UTC)
Торин, а каким видит своё будущее обыватель, например, в Германии?
tito0107
May. 17th, 2015 05:16 pm (UTC)
"Да хоть, извините, публично на...ри на портрет Путина никто тебя за это не посадит "
Ну кое-кого за песню со словами "Богородица, Путина прогони" посадили на два года (представьте, что там бы было "Путина сохрани" - думаю, в крайнем случае пожурили бы слегка за эксцентричность), а за плакат "Путин, уйди сам!" дали 3,5 года в свое время.
Но в целом да, сейчас, конечно, гораздо мягче. Не расстреливают, по крайней мере.
torin_kr
May. 17th, 2015 05:26 pm (UTC)
У меня реально дед семь лет получил. И честно их на лесоповале отпахал. Как в известной песне Владимира Семеновича -- "...И меня два красивых охранничка повезли из Сибири в Сибирь"
tito0107
May. 17th, 2015 05:29 pm (UTC)
Да я в этом и не сомневался.
tito0107
May. 17th, 2015 05:24 pm (UTC)
И еще. Не сказал бы я, что Хрущов является самым ненавидимым правителем. Многие о нем тепло вспоминают.
torin_kr
May. 17th, 2015 05:27 pm (UTC)
Но о Сталине намного больше тепло вспоминает. Особенно среди тех, кто родился после его смерти :)))
tito0107
May. 17th, 2015 05:33 pm (UTC)
Это да. Моя бабушка (1911 г.р.) очень переживала по поводу развала союза, ненавидела Ельцина и, в целом, сочувствовала коммунистам, но Сталина недолюбливала. Хотя никто из ее близких от репрессий не пострадал.
( 28 comments — Leave a comment )