?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фашизм — это очень просто.
Эпидемиологическая памятка


Чума в нашем доме. Лечить ее мы не умеем. Более того, мы сплошь да рядом не умеем даже поставить правильный диагноз. И тот, кто уже заразился, зачастую не замечает, что он болен и заразен.

Ему-то кажется, что он знает о фашизме все. Ведь всем же известно, что фашизм – это черные эсэсовские мундиры, лающая речь, вздернутые в римском приветствии руки, свастика, черно-красные знамена, марширующие колонны, люди-скелеты за колючей проволокой, жирный дым из труб крематориев, бесноватый фюрер с челочкой, толстый Геринг, поблескивающий стеклышками пенсне Гиммлер и еще полдюжины более или менее достоверных фигур из «Семнадцати мгновений весны», из «Подвига разведчика», из «Падения Берлина»...

О, мы прекрасно знаем, что такое фашизм – немецкий фашизм, он же гитлеризм. Нам и в голову не приходит, что существует и другой фашизм, такой же поганый, такой же страшный, но свой, доморощенный.

И наверное, именно поэтому мы не видим его в упор, когда он на глазах у нас разрастается в теле страны, словно тихая злокачественная опухоль.

Мы, правда, различаем свастику, закамуфлированную под рунические знаки. До нас доносятся хриплые вопли, призывающие к расправе над инородцами. Мы замечаем порой поганые лозунги и картинки на стенах наших домов. Но мы никак не можем признаться себе, что это тоже фашизм. Нам все кажется, что фашизм – это черные эсэсовские мундиры, лающая иноземная речь, жирный дым из труб крематориев, война...

Сейчас Академия наук, выполняя указ президента, лихорадочно формулирует научное определение фашизма. Надо полагать, это будет точное, всеобъемлющее, на все случаи жизни определение. И разумеется, дьявольски сложное.

А между тем фашизм — это просто. Более того, фашизм — это очень просто!

Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист – это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма.

И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации. А все остальное – тайная полиция, лагеря, костры из книг, война – прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки.

Возможна железная диктатура со всеми ее гробовыми прелестями, скажем диктатура Стресснера в Парагвае или диктатура Сталина в СССР, но, поскольку тотальной идеей этой диктатуры не является идея национальная (расовая), это уже не фашизм. Возможно государство, опирающееся на национальную идею, скажем Израиль, но, если отсутствует диктатура («железная рука», подавление демократических свобод, всевластие тайной полиции), это уже не фашизм.

Совершенно бессмысленны и безграмотны выражения типа «демофашист» или «фашиствующий демократ». Это такая же нелепость, как «ледяной кипяток» или «ароматное зловоние».

Демократ, да, может быть в какой-то степени националистом, но он по определению враг всякой и всяческой диктатуры, а поэтому фашистом быть просто не умеет. Так же как не умеет никакой фашист быть демократом, сторонником свободы слова, свободы печати, свободы митингов и демонстраций, он всегда за одну свободу — свободу Железной Руки.

Могу легко представить себе человека, который, ознакомившись со всеми этими моими дефинициями, скажет (с сомнением): «Этак у тебя получается, что лет пятьсот-шестьсот назад все на свете были фашистами: и князья, и цари, и сеньоры, и вассалы...»

В каком-то смысле такое замечание бьет в цель, ибо оно верно «с точностью до наоборот»: фашизм – это задержавшийся в развитии феодализм, переживший и век пара, и век электричества, и век атома и готовый пережить век космических полетов и искусственного интеллекта.

Феодальные отношения, казалось бы, исчезли, но феодальный менталитет оказался живуч и могуч, он оказался сильнее и пара, и электричества, сильнее всеобщей грамотности и всеобщей компьютеризации.

Живучесть его, безусловно, имеет причиной то обстоятельство, что корнями своими феодализм уходит в дофеодальные, еще пещерные времена, в ментальность блохастого стада бесхвостых обезьян: все чужаки, живущие в соседнем лесу, отвратительны и опасны, а вожак наш великолепно жесток, мудр и побеждает врагов. Эта первобытная ментальность, видимо, не скоро покинет род человеческий. И поэтому фашизм – это феодализм сегодня. И завтра.

Только, ради бога, не путайте национализм с патриотизмом! Патриотизм – это любовь к своему народу, а национализм – неприязнь к чужому. Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов – бывают лишь плохие и хорошие люди. Националист же всегда мыслит категориями «свои-чужие», «наши-не наши», «воры-фраера», он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты.

Это важнейший признак фашистской идеологии – деление людей на «наших и не наших». Сталинский тоталитаризм основан на подобной идеологии, поэтому-то они так похожи, эти режимы – режимы-убийцы, режимы – разрушители культуры, режимы-милитаристы. Только фашисты людей делят на расы, а сталинисты – на классы.

Очень важный признак фашизма — ложь.

Конечно, не всякий, кто лжет, фашист, но всякий фашист обязательно лжец. Он просто вынужден лгать.

Потому что диктатуру иногда еще как-то можно худо-бедно, но все-таки разумно обосновать, национализм же обосновать можно только через посредство лжи – какими-нибудь фальшивыми «Протоколами» или разглагольствованиями, что-де «евреи русский народ споили», «все кавказцы – прирожденные бандиты» и тому подобное. Поэтому фашисты лгут. И всегда лгали. И никто точнее Эрнеста Хемингуэя не сказал о них: «Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами».

Так что если вы вдруг «осознали», что только лишь ваш народ достоин всех благ, а все прочие народы вокруг – второй сорт, поздравляю: вы сделали свой первый шаг в фашизм. Потом вас осеняет, что высоких целей ваш народ добьется, только когда железный порядок будет установлен и заткнут пасть всем этим крикунам и бумагомаракам, разглагольствующим о свободах; когда поставят к стенке (без суда и следствия) всех, кто идет поперек, а инородцев беспощадно возьмут к ногтю...

И как только вы приняли все это – процесс завершился: вы уже фашист. На вас нет черного мундира со свастикой. Вы не имеете привычки орать «Хайль!». Вы всю жизнь гордились победой нашей страны над фашизмом и, может быть, даже сами лично приближали эту победу. Но вы позволили себе встать в ряды борцов за диктатуру националистов – и вы уже фашист. Как просто! Как страшно просто.

И не говорите теперь, что вы совсем не злой человек, что вы против страданий людей невинных (к стенке поставлены должны быть только враги порядка, и только враги порядка должны оказаться за колючей проволокой), что у вас у самого дети-внуки, что вы против войны... Все это уже не имеет значения, коль скоро приняли вы Причастие Буйвола.

Дорога истории давно уже накатана, логика истории беспощадна, и, как только придут к власти ваши фюреры, заработает отлаженный конвейер: устранение инакомыслящих – подавление неизбежного протеста – концлагеря, виселицы – упадок мирной экономики — милитаризация — война...

А если вы, опомнившись, захотите в какой-то момент остановить этот страшный конвейер, вы будете беспощадно уничтожены, словно самый распоследний демократ-интернационалист.

Знамена у вас будут не красно-коричневые, а, например, черно-оранжевые. Вы будете на своих собраниях кричать не «Хайль», а, скажем, «Слава!»

Не будет у вас штурмбаннфюреров, а будут какие-нибудь есаул-бригадиры, но сущность фашизма – диктатура нацистов — останется, а значит, останутся ложь, кровь, война – теперь, возможно, ядерная.

Мы живем в опасное время. Чума в нашем доме. В первую очередь она поражает оскорбленных и униженных, а их так много сейчас.

Можно ли повернуть историю вспять? Наверное, можно – если этого захотят миллионы. Так давайте же этого не хотеть. Ведь многое зависит от нас самих. Не все, конечно, но многое.
promo torin_kr декабрь 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
smenavech
May. 13th, 2015 08:49 am (UTC)
"Вы будете на своих собраниях кричать не «Хайль», а, скажем, "Слава!""
Слава Украине ? Героям слава ?

Цитаты из Порошенко:
"Я, наоборот, считаю, что галичане являются основой государственности Украины"
"когда в Чернигове уже несколько столетий стояли храмы, в Москве было «только болото»"

Является ли это признанием превосходства одних наций над другими , особенно с учетом того, что вторая фраза не соответствует действительности ?
torin_kr
May. 13th, 2015 09:07 am (UTC)
А причем тут Украина? Вы меня считаете сторонником украинской государственности, что ли? Я не люблю НИКАКИЕ государства - и государство Украина ничуть не меньше чем государство Российская Федерация. И живу я сейчас под юрисдикцией государства Российская Федерация, а не Украина. Так что какое мне дело до Порошенко? Не надо тут "хохлосрач" разводить...
smenavech
May. 13th, 2015 09:19 am (UTC)
Погодите. Вы приводите пару определений фашизма. Я пытаюсь применить эти определения к некой стране, ну чтобы проверить, как эти определения действуют, не более того. То есть если Вы согласны с определениями, Вы должны быть и согласны с тем, что люди их начнут применять, нет ?

Или для чего Вы этот пост написали ? А к какой стране эти определения применять позволено ? Мой вопрос совершенно не предполагает, что Вы - сторонник какой-либо государственности, он чисто "научный". Подходит определение или нет.
a_spyd
May. 13th, 2015 09:22 am (UTC)
Не дочитали?
"Возможно государство, опирающееся на национальную идею, скажем Израиль, но, если отсутствует диктатура («железная рука», подавление демократических свобод, всевластие тайной полиции), это уже не фашизм."
smenavech
May. 13th, 2015 09:31 am (UTC)
Re: Не дочитали?
Понятно. Является ли запрещение гражданам сотрудничать с иностранными средставами массовой информации подавлением свобод (глава Службы безопасности Украины (СБУ) Маркиян Лубкивский предупредил сограждан об уголовной ответственности за содействие российским СМИ). Являются ли угрозы советника министра внутренних дел г-на Геращенко вычислять по IP всех тех, кто ставит лайки блогеру Шарию, примером всевластия тайной полиции ?
a_spyd
May. 13th, 2015 10:23 am (UTC)
Re: Не дочитали?
Нет, не является.

Во-первых, потому что не является системой, как в путинской России. Если фашистам не нравится блогер с условной фамилией Навальный, власть просто блокирует его ресурс, а не "угрожает вычислять лайки по IP". Так же как в системном порядке блокирует интернет-ресурсы оппозиционной направленности. Если фашистам не нравятся танцы условных "пуссей", им не угрожают, а либо избивают на улице, либо сажают в тюрьму. Если фашистам не нравится журналист или оппозиционный политик, им не угрожают, а либо избивают, либо убивают (если захочется -- у стен Кремля).

Во-вторых, не надо забывать, что против Украины развязана необъявленная война, и российские "СМИ" активно содействуют этой войне.
smenavech
May. 13th, 2015 10:29 am (UTC)
Re: Не дочитали?
Простите, а при чем тут вообще Россия ? Я о ней не писал. Я писал об Украине. А что такое "система" ? Когда начинается система, с какого, например, количества убитых политиков и журналистов, как вы это определяете ? Насчет "необьявленной войны" - не знаю, помните ли вы, откуда этот термин, но им пользовались в свое время в СССР по отношению к Западу и точно так же запрещали западные газеты. Вы согласны с таким подходом ?

a_spyd
May. 13th, 2015 12:11 pm (UTC)
Re: Не дочитали?
Один из квалифицирующих признаков необъявленной войны -- засылка к соседям сепаратистов и поддержка их оружием. К чему вы приплели СССР?
В Алабаме ещё в прошлом веке негров вешали. Вы согласны с таким подходом?

При чём здесь Россия -- как пример системного подхода к ущемлению базовых прав и свобод. В отличие от Украины, где системного подхода не наблюдается.
smenavech
May. 13th, 2015 01:14 pm (UTC)
Re: Не дочитали?
Я не помню, чтобы руководство РФ кричало о том, что Украина обьявила ей войну, когда в Чечне обнаружились бойцы УНА-УНСО со своим вооружением и когда чеченцы снабжались оружием. Ладно, давайте закончим, это безперспективно.
smenavech
May. 13th, 2015 10:39 am (UTC)
Re: Не дочитали?
И простите, вы понимаете разницу между блокировкой доступа к ресурсу и угрозой вычислить человека за его лайк журналисту , исходящую из уст представителя МВД ? То есть если для вас подобные угрозы в порядке вещей, то, боюсь мы не договоримся, можно дискуссию прекращать, у нас просто разные представления о свободе и правах.

a_spyd
May. 13th, 2015 12:56 pm (UTC)
Re: Не дочитали?
Ну если для вас системная блокировка оппозиционных ресурсов в порядке вещей, дискуссию действительно можно закончить.
a_spyd
May. 13th, 2015 12:59 pm (UTC)
Представляется, что Б.Стругацкий говорит больше о нацизме, а не о фашизме. Определение фашизма, данное У.Эко, как-то мне кажется вернее.
torin_kr
May. 13th, 2015 01:15 pm (UTC)
Ну да, определение Эко более универсальное. А Борис Аркадьевич говорил о нашем, о наболевшем...
a_spyd
May. 13th, 2015 04:07 pm (UTC)
Что бы он сейчас сказал! Если бы дожил до такого.
torin_kr
May. 13th, 2015 04:48 pm (UTC)
Много чего бы сказал. Но не дожил...
abienscumvento
May. 13th, 2015 02:36 pm (UTC)
Демократ вполне может быть нацистом, просто демократия это для людей, а не для subhumans, как на Украине, или, как там у Шендеровича, биомассы.
utyos
May. 13th, 2015 04:45 pm (UTC)
"...фашист – это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма..."
Возможно, тебя обрадует, что я в соответствии с этим определением фашистом не являюсь, так как мне близка только вторая его часть. Регламент, четкое определение "для того чтобы было вот так, необходимо и достаточно, чтобы...", кто-то (причем совсем-совсем не я) должен принимать решения по спорным вопросам и так далее. А первая часть не близка совсем, поскольку превосходство должно быть обосновано, как раз в контексте "необходимо и достаточно".
torin_kr
May. 13th, 2015 04:58 pm (UTC)
Да я тебя как-то никогда фашистом и не считал...
utyos
May. 13th, 2015 05:01 pm (UTC)
Я понимаю, что ты не считал. Просто у самого спорные мысли возникали... И порадовало, что не подхожу под каноническое определение.
torin_kr
May. 13th, 2015 05:33 pm (UTC)
Слава богу, что тебя это радует :)))
mudryj_volk
May. 13th, 2015 06:48 pm (UTC)
Да, я тоже прочитала с целью проверить, подхожу ли (а вдруг??) под определение.

Торин, скажи мне, добрый друг, а почему вдруг в комменты набежали люди, стремящиеся натянуть определение фашизма на Украину?
Я правильно понимаю Бориса Аркадьевича, что надо, в первую очередь, к людям применять его (определение), а не к государствам? И что человек, обвиняющий огулом целую страну в фашизме, сам себя выдает?

Или я опять не успеваю за большой политикой?
torin_kr
May. 13th, 2015 08:50 pm (UTC)
Солнышко мое, ну ты же сама все понимаешь. Добирайся до Крыма, а? Очень хочу тебя увидеть...
mudryj_volk
May. 16th, 2015 11:04 am (UTC)
А легко. Мы в сентябре второго рожаем, хочешь меня увидеть с двумя детьми?:))
torin_kr
May. 16th, 2015 11:11 am (UTC)
Хочу. Приезжай... Тока со второй половины октября тут уже сильно так себе погодка. Поэтому приезжай сразу после родов...
mudryj_volk
May. 17th, 2015 05:21 pm (UTC)
Интересная идея. Впишете? Вообще-то очень даже можно.
torin_kr
May. 17th, 2015 05:24 pm (UTC)
Конечно впишем... Приезжайте.
( 26 comments — Leave a comment )