На уровне моральных норм все просто и понятно -- помогать людям хорошо, а оставлять их в беде одних плохо. Значит патернализм это хорошо, а либерализм плохо. "Накорми голодного, напои жаждущего, утешь страждущего"... и когда голодный проголодается, он снова придет к тебе за едой. И будет приходить к тебе всю свою жизнь. А потом к тебе начнут приходить за едой его дети, потом внуки... что и происходит сейчас скажем в тех же США, где в различного рода социальных гетто живут безработные уже в третьем поколении -- не они сами, ни их отцы. ни их деды ни работали ни одного дня в своей жизни. А зачем. когда есть велфер, продуктовые карточки и бесплатное социальное жилье? Да, благодаря этим пособиям они не умерли с голоду, но как люди, как разумные деятельные существа они даже не умерли -- они просто не родились.
Лет так 15-20 назад у меня, в том месте где я жил, периодически возникала т.н. "вписка" -- то есть я принимал к себе "на пожить" всяческих хиппи, ролевиков и прочих неформалов, а иногда и просто людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Так вот, через некоторое время я установил очень жесткое правило -- нового человека, появившегося у меня на вписке безвозмездно кормят ТРИ ДНЯ. Если к концу этого срока он не начнет приносить еду или деньги, его "снимают с довольствия" -- сиди голодный. Если же в течении недели человек не придумает чем бы он мог быть полезен мне лично или "вписке" в целом -- его и из жилья тоже "выписывают". И как только я ввел это правило, сразу же "общий фон вписки" стал резко улучшаться -- все откровенные халявщики и раздолбаи быстро исчезли, а на их месте оказались люди, у которых есть какие-то цели, которые к чему-то стремятся и как-то меняют свою жизнь. И с которыми просто приятно общаться... И которые, кстати, довольно быстро покидали мою "вписку" -- ибо их личная ситуация переставала быть критичной и они уже больше не нуждались в моей помощи.
Да, возможно, кто-то из тех, кого я "выписал" в декабре месяце в 40-градусный мороз на улицу, простудился, заболел и умер от воспаления легких -- ну и что? Как человек, как личность, как деятельное начало вселенной он к тому времени уже и так умер -- если за неделю "отдушки" так и не придумал, чтобы полезного он мог сделать для окружающих его людей. Так стоит ли сожалеть о его физической смерти? Если это и называется социал -дарвинизм -- значит я социал-дарвинист и нисколько этого не стыжусь.
Нет, есть еще конечно те, кто ни в чем не вроде бы не виноват и чья тяжелая жизненная ситуация от них не зависит -- инвалиды, пенсионеры, "нищие бюджетники" -- именно это аргумент приводят сторонники патернализма как Ultima ratio, последний довод, перед которым по их мнению остается только склонить голову.... Но вот что я скажу в ответ на этот довод -- а ПОЧЕМУ эти люди оказались в ситуации, в которой от них ничего не зависит? И почему они ничего не делают, чтобы ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВЫЙТИ? Ты инвалид и у тебя грошовая пенсия? ты не можешь работать, потому что у тебя полностью разрушено здоровье? А МОЗГИ у тебя есть? есть? Есть -- тогда используй их, чтобы НЕ ЖИТЬ НА ОДНУ ПЕНСИЮ. Ты всю жизнь проработал на государство, а теперь не знаешь как прожить на семь тысяч государственной пенсии? А ЗАЧЕМ ТЫ РАБОТАЛ на такое государство, которое теперь платит тебе пенсию в семь тысяч? В общем, как очень правильно написали мои любимые Стругацкие по похожему поводу -- ""А почему, собственно, они должны уважать меня за все это? Что я ходил на танки с саблей наголо? Так ведь надо быть идиотом, чтобы иметь правительство, которое довело страну до такого положения"
Или, как написал я сам в комментарии к одному из предыдущих постов:
"НИКТО не обязан работать за гроши. НИКТО. Так же как например никто не обязан погибать под пулями в Донбассе из-за идиотизма политиков. Вообще ни один умный человек никогда не будет ОТВЕЧАТЬ ЗА ЧУЖИЕ ОШИБКИ. Некто разорил страну и довел положение ученых до положения бомжей? Так это ЕГО проблемы, того кто разорил. А нормальный ученый в такой ситуации уже давно живет где-нить в Пало-Альто... Тоже самое про врачей, педагогов, кого еще там..."
И напоследок. Если отвлечься от лозунгов и начать думать своей головой, то очень легко увидеть, что государственный патернализм в первую очередь выгоден тому, кто это самый патернализм реализует -- то есть собственно государству в лице класса государственных чиновников. Поэтому если человек страстно ратует за права "униженных и оскорбленных" всегда стоит поинтересоваться -- а не входит ли забота об этих самых "униженных и оскорбленных" в его должностные обязанности, за которые он получает зарплату, позволяющую ему самому и всем членам его семьи не входить в число униженных и оскорбленных..
Journal information