?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перечитываю "Педагогическую поэму" Макаренко. Сразу же скажу, что считаю Макаренко одним из самых талантливых педагогов советской эпохи. А может и не только советской... Его концепция "проективного подхода" (проще говоря, того что перед ребенком надо постоянно СТАВИТЬ ЦЕЛИ и проектировать процесс их достижения) как основной движущей  силы становления личности и колектива для своего времени была просто гениальной.

Но вот какой момент меня особо заинтересовал. Одним из самых широко муссируемых понятий у Макаренко является понятие дисциплины. Причем понимается она более чем своеобразно. Вот например цитата, передающая самую суть понятий Макаренко о дисциплине:

Цитата:
"...Тебя еще нельзя под арест. Тебе скажи: под арест, а ты скажешь: «За что? Я не виноват».
— А если и на самом деле не виноват?
— Вот видишь, ты этого дела не понимаешь. Ты думаешь: я не виноват, так это такое важное дело. А когда будешь колонистом, тогда другое будешь понимать… как бы это сказать?.. Значит, важное дело — дисциплина, а виноват ты или, там, не виноват — это по-настоящему не такое важное дело. Правда ж, Антон Семенович?
Я кивнул Федоренко."


Прочитали? Ну как? По-моему жутко. Дисциплина  в представлении Макаренко есть САМОЦЕННОСТЬ. Она не инструмент для достижения тех или иных целей -- она сама есть главная и основная  цель, которой необходимо достичь. Причем основой дисциплины является не СПРАВЕДЛИВОСТЬ, а полное подчинение личности ребенка целям и интересам коллектива, в который он входит. В обмен на такое подчинение колектив принимает на себя заботу о полностью слившемся с ним индивиде и позволяет ему нормально жить и развиваться -- развиваться естественно только в том же направлении, в каком и весь коллектив. И все это вместе  называется -- "социалистическое воспитание". М-да...

Любимая, без пяти минут доктор педагогических наук, когда я с ней попытался затеять про это дискуссию, сказала -- такое было время. Макаренко был прав -- он готовил детей для жизни в определенном обществе и в этом обществе иначе было нельзя. Сейчас общество поменялось и сейчас надо готовить детей по-другому. Но это -- СЕЙЧАС. А ТОГДА -- надо было именно так.

Сказала -- как отрезала И все. И попробуй с ней  поспорь -- профессионал все-таки. Но я все же попробую. Любимая у меня все-таки  очень сильно педагог. Как для любого педагога, для неё СВЕРХ-ЦЕННОСТЬ -- это успешная социализация. То есть если ребенок после окончания "пед-обработки" способен успешно функционировать в окружающем его социуме, значит педагог все сделал правильно. И чем успешней -- тем правильней.  Но ведь социум -- не есть что-то застывшее. Он меняется со временем  и меняется он не сам по себе --меняют его те самые люди, которые будучи детьми проходят "педобработку". Значит мало учить детей успешной социализации -- надо еще чтобы у них были некие представления о ЖЕЛАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ, некие критерии "правильных" и "неправильных" изменений, "добра" и "зла". А иначе они не смогут принять ОСМЫСЛЕННОГО участия в этом самом процессе изменений. А значит и их социализация очень  недолго будет успешной -- ибо успешны те, кто идет первыми. Ну в крайнем случае вторыми. Последние же вынуждены глотать пыль от ботинок первых -- вряд ли это можно расценивать как успех...

Интересно, Макаренко это понимал? Или он искренно верил, что социализм с его приматом коллектива над индивидом есть последнее и окончательное качественное состояние социума и дальше могут быть только количественные изменения -- еще больше социализма, еще больше примата коллектива... пока личность полностью не сольется с другими личностями в некий противоестественный симбиоз, называемый социумом...

Все-таки как великолепно, что его вера не оправдалась.
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

torin_kr
Feb. 24th, 2015 06:12 pm (UTC)
"он воспитал вполне живых людей? Интересных, не забитых, со своими идеями" -- а есть достоверные биографии его воспитанников? Сколько из них получилось скажем ученых, поэтов, художников, музыкантов? Вряд ли много. Вот военные думаю, получались великолепные...

"то сейчас выходит из школы" -- из КАКОЙ школы? Из некой ленинградской школы вышел например Сергей Брин. Правда он по-моему окончил в Ленинграде только начальную школу -- остальное уже в США...
(Deleted comment)
torin_kr
Feb. 24th, 2015 06:44 pm (UTC)
Сейчас намного нужнее люди С ГОЛОВОЙ. С руками -- девать некуда, а вот с головой...
(Deleted comment)
torin_kr
Feb. 24th, 2015 07:03 pm (UTC)
Слесарей, токарей, электриков -- увольняют, аж шум стоит...