?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перечитываю "Педагогическую поэму" Макаренко. Сразу же скажу, что считаю Макаренко одним из самых талантливых педагогов советской эпохи. А может и не только советской... Его концепция "проективного подхода" (проще говоря, того что перед ребенком надо постоянно СТАВИТЬ ЦЕЛИ и проектировать процесс их достижения) как основной движущей  силы становления личности и колектива для своего времени была просто гениальной.

Но вот какой момент меня особо заинтересовал. Одним из самых широко муссируемых понятий у Макаренко является понятие дисциплины. Причем понимается она более чем своеобразно. Вот например цитата, передающая самую суть понятий Макаренко о дисциплине:

Цитата:
"...Тебя еще нельзя под арест. Тебе скажи: под арест, а ты скажешь: «За что? Я не виноват».
— А если и на самом деле не виноват?
— Вот видишь, ты этого дела не понимаешь. Ты думаешь: я не виноват, так это такое важное дело. А когда будешь колонистом, тогда другое будешь понимать… как бы это сказать?.. Значит, важное дело — дисциплина, а виноват ты или, там, не виноват — это по-настоящему не такое важное дело. Правда ж, Антон Семенович?
Я кивнул Федоренко."


Прочитали? Ну как? По-моему жутко. Дисциплина  в представлении Макаренко есть САМОЦЕННОСТЬ. Она не инструмент для достижения тех или иных целей -- она сама есть главная и основная  цель, которой необходимо достичь. Причем основой дисциплины является не СПРАВЕДЛИВОСТЬ, а полное подчинение личности ребенка целям и интересам коллектива, в который он входит. В обмен на такое подчинение колектив принимает на себя заботу о полностью слившемся с ним индивиде и позволяет ему нормально жить и развиваться -- развиваться естественно только в том же направлении, в каком и весь коллектив. И все это вместе  называется -- "социалистическое воспитание". М-да...

Любимая, без пяти минут доктор педагогических наук, когда я с ней попытался затеять про это дискуссию, сказала -- такое было время. Макаренко был прав -- он готовил детей для жизни в определенном обществе и в этом обществе иначе было нельзя. Сейчас общество поменялось и сейчас надо готовить детей по-другому. Но это -- СЕЙЧАС. А ТОГДА -- надо было именно так.

Сказала -- как отрезала И все. И попробуй с ней  поспорь -- профессионал все-таки. Но я все же попробую. Любимая у меня все-таки  очень сильно педагог. Как для любого педагога, для неё СВЕРХ-ЦЕННОСТЬ -- это успешная социализация. То есть если ребенок после окончания "пед-обработки" способен успешно функционировать в окружающем его социуме, значит педагог все сделал правильно. И чем успешней -- тем правильней.  Но ведь социум -- не есть что-то застывшее. Он меняется со временем  и меняется он не сам по себе --меняют его те самые люди, которые будучи детьми проходят "педобработку". Значит мало учить детей успешной социализации -- надо еще чтобы у них были некие представления о ЖЕЛАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ, некие критерии "правильных" и "неправильных" изменений, "добра" и "зла". А иначе они не смогут принять ОСМЫСЛЕННОГО участия в этом самом процессе изменений. А значит и их социализация очень  недолго будет успешной -- ибо успешны те, кто идет первыми. Ну в крайнем случае вторыми. Последние же вынуждены глотать пыль от ботинок первых -- вряд ли это можно расценивать как успех...

Интересно, Макаренко это понимал? Или он искренно верил, что социализм с его приматом коллектива над индивидом есть последнее и окончательное качественное состояние социума и дальше могут быть только количественные изменения -- еще больше социализма, еще больше примата коллектива... пока личность полностью не сольется с другими личностями в некий противоестественный симбиоз, называемый социумом...

Все-таки как великолепно, что его вера не оправдалась.
promo torin_kr декабрь 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
antoninanuzgnay
Feb. 24th, 2015 10:58 am (UTC)
"Макаренко был прав -- он готовил детей для жизни в определенном обществе и в этом обществе иначе было нельзя. Сейчас общество поменялось и сейчас надо готовить детей по-другому. Но это -- СЕЙЧАС. А ТОГДА -- надо было именно так".

Вот этого любимая не говорила...
torin_kr
Feb. 24th, 2015 11:09 am (UTC)
Ох... буду все наши разговоры на диктофон записывать.

Ладно, не говорила, так не говорила, значит мне послышалось. А по сути поста-то что-нить скажешь?
antoninanuzgnay
Feb. 24th, 2015 11:23 am (UTC)
Говорила я о том, что Макаренко был ограничен своим временем, и, к сожалению, несмотря на его гениальность, не было у него того уровня прогностика. Ну или его уровня прогностики хватило на пару поколений. Современный же педагог изначально должен закладывать в представление о мире его динамичность.
torin_kr
Feb. 24th, 2015 11:33 am (UTC)
Мне кажется, что мало закладывать представления о динамичности. Нужны еще онтологические картины, в рамках которых эта динамичность приобретает НАПРАВЛЕННОСТЬ -- то есть из просто динамичности становится ДВИЖЕНИЕМ к той или иной цели-идеалу. Но об этом мы с тобой постоянно говорим...
helkanarie
Feb. 24th, 2015 11:45 am (UTC)
так тогда идеалом был как раз идеальный коллективизм, нет?
torin_kr
Feb. 24th, 2015 02:53 pm (UTC)
ну да... Но вот ПОЧЕМУ он им был?
modern_garden
Feb. 24th, 2015 12:21 pm (UTC)
Та фиг его знает как воспитывать. Меня всю жизнь воспитывали в духе коллективизма, а я в 2 секунды перевоспитался в индивидуалиста и антисоциалиста. Видимо главное за сферой воспитания, в самом уже человеке изначально заложено.
По моему мнению от воспитания мизер зависит. Ведь всех воспитывают почти одинаково, а люди все разные.
torin_kr
Feb. 24th, 2015 02:52 pm (UTC)
Всех воспитывают очень по-разному. Слова говорят может быть и одинаковые, а реально воспитывают -- по-разному...
miru_mir_68
Feb. 24th, 2015 01:49 pm (UTC)
Вот поэтому мне психология больше нравится, чем педагогика)
torin_kr
Feb. 24th, 2015 02:53 pm (UTC)
Психология -- это просто про другое...
(Deleted comment)
torin_kr
Feb. 24th, 2015 06:12 pm (UTC)
"он воспитал вполне живых людей? Интересных, не забитых, со своими идеями" -- а есть достоверные биографии его воспитанников? Сколько из них получилось скажем ученых, поэтов, художников, музыкантов? Вряд ли много. Вот военные думаю, получались великолепные...

"то сейчас выходит из школы" -- из КАКОЙ школы? Из некой ленинградской школы вышел например Сергей Брин. Правда он по-моему окончил в Ленинграде только начальную школу -- остальное уже в США...
(Deleted comment)
torin_kr
Feb. 24th, 2015 06:44 pm (UTC)
Сейчас намного нужнее люди С ГОЛОВОЙ. С руками -- девать некуда, а вот с головой...
(Deleted comment)
torin_kr
Feb. 24th, 2015 07:03 pm (UTC)
Слесарей, токарей, электриков -- увольняют, аж шум стоит...
(Deleted comment)
abienscumvento
Feb. 25th, 2015 08:36 am (UTC)
Хорошие военные у Макаренко получились, потому что вскоре война началась. А насчет ученых не забывайте, что дети там были с улицы и им пришлось уже в детском доме пробелы восполнять. Большим достижением было уже то, что многие вообще высшее образование сумели получить. А всякие литературные, музыкальные и театральные кружки по крайней мере в коммуне им. Дзержинского были. Плюс занятия спортом, все как положено.
Относительно наказаний у Макаренко был тезис, что наказывать можно только своего. Пока ребенок чувствует себя чужим, наказывать его ни в коем случае нельзя.
Относительно коллектива и дисциплины. Ну сами подумайте, что будет, если беспризорников к дисциплине не приучать. Их же надо было приучать к элементарной гигиене, отучать от воровства, заставлять учиться и т.п.
( 18 comments — Leave a comment )