torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

Спорности -- про естественный ход вещей в гуманитарной сфере

Есть такое выражение -- "естественный ход вещей". Периодически мне попадаются выражения типа "человечество со временем умнеет -- это естественный ход вещей" или "человечество со временем становится гуманней -- это естественный ход вещей" или "гомосекульные отношения не соответствуют естественному ходу вещей". Так вот, я хочу в этом посту попытаться разобраться что же такое этот самый "естественный ход вещей"применительно к гуманитарной сфере -- то есть сфере, которая описывает процессы, относящиеся к каждому  человеку в отдельности и к человечеству в целом.

По самому смыслу фразы, "естественный ход вещей " -- это то, как нечто станет изменятся САМО СОБОЙ, под воздействием исключительно ЕСТЕСТВЕННЫХ, то есть внутренне присущих данному нечто свойств и закономерностей.  Скажем вода, следуя естественному ходу вещей течет вниз, а не вверх, железо, следуя естественному ходу вещей окисляется и превращается в ржавчину, спиленное дерево, следуя естественному ходу вещей рано или поздно сгнивает и превращается в гумус...  Если же вода течет не вниз,  а вверх --скажем на 9 этаж жилого дома, то это не естественный ход вещей, а ИСКУССТВЕННЫЙ, то есть созданный ИСКУССТВОМ человека. Вопрос -- возможен ли естественный ход вещей для самого человека и для человечества в целом?

Ответ на этот вопрос в свою очередь зависит от ответов на два других вопроса:
1. Явлется ли человек и человечество чем-то предельным и самодостаточным или же человек не более чем проявление чего-то "истинно субстанционального"  -- Бога, Логоса, Мирового Разума et cetera?

2. Имеется ли в природе человека "предопределенный элемент" (нравственное чувство, стремление к неограниченному увеличению собственных потребностей, стремление к свободе, что-то еще -- неважно что именно...) , который сам человек не в силах ни осознать, ни изменить?

Если на оба этих вопроса мы отвечаем отрицательно, как сделал например ранний Маркс, то мы получаем полное отрицание какого-либо "естественного хода вещей" и тогда история человечества -- это полностью ИСКУССТВЕННОЕ образование, получившееся в результате простого усреднения миллиардов личных воль. Концепция мощнейшая в культурологическом смысле слова, но и крайне опасная в ее практико-социальном аспекте. Именно на этой концепции основаны все самые жуткие социальные эксперименты -- начиная с тех же "красных кхмеров" Камбоджи... Не случайно поздний Маркс полностью пересмотрел свое отношение к этой концепции.

Если же хотя бы на один из этих вопросов мы отвечаем положительно -- то есть признаем либо эпифеноменальность человечества либо его принципиальную невозможность полностью изменить свою собственную природу, тогда тем самым  мы признаем и наличие некоего ЕСТЕСТВЕННОГО (то есть не зависящего от воли самих людей)  хода человеческого развития. То есть мы признаем, что есть некий естественный поток, КОТОРЫЙ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ОПРЕДЕЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ. И тогда все попытки двигаться ПРОТИВ этого потока изначально будут требовать намного более мощного напряжения сил и ресурсов и удаваться намного хуже, чем попытки двигаться ПО ПОТОКУ.  И дальше вопрос только в том, ЧТО ИМЕННО мы считаем "естественным ходом вещей", КУДА именно движется этот поток.

Великий Иммануил Кант, например, считал что этим самым "предопределенным элементом" является как раз нравственное чувство или нравственный закон, который по мнению Канта никак не вытекает из человеческих потребностей, а вложен в человека непосредственно Богом. И поэтому он делал вывод, что естественный ход вещей заключается в нравственном прогрессе -- то есть во все большем и большем проявлении и раскрытии заложенного в каждом человеке нравственного чувства. Я преклоняюсь перед Кантом как перед одним из самых великих философов за всю историю человечества, но эту его точку зрения разделить не могу.

Я, вслед за Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем считаю, что таким "предопределенным элементом" является потребность в познании, которая является субстанциональным свойством человеческого разума. То есть человечество живет для того чтобы познавать и природа человека такова, что процесс познания дается ему легче и приносит намного больше различных "плюшек", чем любой другой процесс. Подчеркиваю -- человека в целом, то есть некоего АБСТРАКТНОГО ЧЕЛОВЕКА. Для конкретного "гопника Васи" или "гопника Джона" процесс познания может оказать в принципе невозможен или как минимум предельно затруднен, но это не отменяет данного тезиса -- это всего лишь означает то "истинно человеческое начало" в этом конкретном экземпляре человеческой породы не проявилось изначально или было впоследствии сильно искажено.

На практике это означает что те социальные и/или политические течения которые "гребут" по этому потоку В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ гарантированно выиграют у тех, которые пытаются "грести против". Поэтому например меня нисколько не пугает проблема "исламского терроризма" или вообще "исламизации мира" -- не может победить тот, кто ПРОТИВ процесса познания и интеллектуального развития. Глобально -- НЕ МОЖЕТ, все "победы ислама" исключительно локальны. По этой же причине я не верю в перспективы какого-то отдельного "русского цивилизационного проекта" или аналогичного "китайского цивилизационного проекта". "Основной поток" оседлан "Западным проектом", оседлан давно, как минимум с эпохи Возрождения и видимо уже навсегда. Можно либо примкнуть к этому проекту, либо проиграть в борьбе с ним. Третьего не дано...
Tags: Всякие разности, Спорности
Subscribe
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments