?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фразы про то, что "уровень образования падает", "образованных людей не осталось, кругом одна "образованщина" -- думаю вы, мои уважаемые френды, слышите не реже меня. А уж я их слышу (или читаю) раз по  по 100 на день. Так вот, решил я разобраться, что же такое образование. А для начала расскажу анекдот

Великий изобретатель Эдисон однажды пожаловался Альберту Эйнштейну, что никак не может найти себе помощника. Эйнштейн поинтересовался, как он определяет их пригодность. В ответ Эдисон показал ему несколько листов с вопросами. Эйнштейн стал их читать:
"Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?" -
и ответил:
"Надо заглянуть в железнодорожный справочник".
Он прочёл следующий вопрос:
"Из чего делают нержавеющую сталь?" -
и ответил:
"Это можно узнать в справочнике по металловедению".
Быстро просмотрев остальные вопросы, Эйнштейн отложил листки и сказал:
"Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру сам".


Как вы понимаете, смысл этого анекдота в том, что образование точно не сводится к количеству знаний -- особенно тех, которые легко найти в справочниках (с учетом нынешних реалий -в Гугле). Не сводится на мой взгляд образование и к способности самому создавать новое знание -- такая способность уже имеет свое название -- креативность и к образованию она не имеет ровно никакого отношения. Я знаю массу высококреативных, но абсолютно необразованных людей и не меньшую массу образованных, но абсолютно некреативных -- это как рост и вес. Человек может быть высоким и толстым, а может быть высоким и худым (или низким и толстым) -- эти два качества никак не связаны между собой.

Так что же такое образование? Если посмотреть на само слово «образование», то мы увидим что оно заключает в себе напоминание об «образе» — греч. μόρφωσις (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог — forma).  То есть образование есть создание в человеке ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА МИРА. Философы называют такой образ онтологической картиной. Образованный человек имеет у себя в голове такую онтологическую картину, необразованный -- не имеет.

Причем мало такую картину иметь -- надо ее еще активно использовать для упорядочения имеющегося у вас знания о мире.  Все остальное знание  о себе, природе,  других людях, обществе, накопливаемое человеком в процессе жизни, должно укладываться в эту картину, как  вещи в шкаф -- аккуратно, по "онтологическим полочкам" и "онтологическим вешалкам", чтобы его всегда можно легко найти, когда оно понадобится. У грамотных же, но необразованных людей в голове творится настоящая свалка или, как говорил про таких людей Г.П. Щедровицкий -- "у вас в голове помойка" -- знаний много, они навалены как попало, вытащить из этой свалки нужное (а главное понять -- что именно нужное) почти невозможно.

А теперь про уровень образования. Падает ли он или нет? Я думаю, что уровень образования  в том смысле, в котором я его определил,никогда и не был особенно высок в России -- как минимум за период моей жизни, то есть начиная  с последней трети прошлого века. Да, онтологические картины советская школа давала основательно, но вот сделать их активными получалось у единиц -- слишком уж поступающее со всех сторон знание не соответствовало этой картинке. Говоря образно, шкаф-то был  почти у каждого, но вот форма "полок и плечиков" никак не хотела соответствовать тому, что в него нужно было уложить. Поэтому как правило шкаф стоял пустым, а вещи образовывали все ту же "помойку" рядом со шкафом. Сейчас количество "шкафов" в головах резко уменьшилось, а вот их заполняемость -- так же резко повысилась.

Поэтому я не думаю, что общий уровень образования падает. Правда я не вижу и того, что он растет. С моей точки, он застыл на одном уровне. И это конечно тоже не радует, но вот что с этим делать я не знаю. Транслировать знания человечество научилось уже давно, после Яна Амоса Коменского оно даже сумело поставить этот процесс на поток. А вот как транслировать онтологические картины? Да  еще и обеспечивать их активное использование... Я этого точно не умею. И вообще, из всех так называемых "педагогов-новаторов", которые действовали и продолжают действовать на территории нашей страны в последние 25-30 лет, онтологические картины получалось хоть как-то трнаслировать у двоих -- у Тубельского и Щетинина. Но Тубельского уже  нет в живых, а онтологическая картина Щетинина внушает мне устойчивое отвращение -- своего ребенка я  в его школу точно бы не отдал...

 Мой старый товарищ, Олег Евгеньевич Леонов, один из самых умных людей, кого я знаю, утверждает что такая трансляция в принципе невозможна, что зарождение активной онтологической картины в голове человека -- это дело счастливого случая, что можно лишь создать более или менее благоприятные условия для такого зарождения. но ничего гарантировать нельзя. Поэтому образованные  люди всегда будут составлять меньшинство в любом социуме и разница только в том, будет ли это меньшинство угнетаемым или наоборот привелигированным. Печально это как-то...

 А вы что думаете по этому поводу, мои уважаемые френды?
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
ingaret
Jan. 29th, 2015 03:22 pm (UTC)
Фраза одного из моих институтских преподавателей "инженер не должен всё знать, но он должен точно знать, какой справочник надо снять с полки, и на какой странице его надо раскрыть" сидит гвоздём в моей памяти уже 20 лет.
torin_kr
Jan. 29th, 2015 03:25 pm (UTC)
да, это очень правильная фраза...
(no subject) - ingaret - Jan. 29th, 2015 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingaret - Jan. 29th, 2015 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingaret - Jan. 29th, 2015 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingaret - Jan. 29th, 2015 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alekstmax - Jan. 29th, 2015 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alekstmax - Jan. 29th, 2015 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - utyos - Jan. 29th, 2015 05:50 pm (UTC) - Expand
valery_3
Jan. 29th, 2015 03:38 pm (UTC)
Вот вроде бы всё логично. Нам в ВУЗах говорили, что главное уметь найти нужную информацию, а не запоминать все формулы. Но нельзя впадать в крайности. Иначе вспоминается мадам Простакова: "Зачем учить географию, когда есть извозчики?"
torin_kr
Jan. 29th, 2015 03:44 pm (UTC)
Но ведь и правда, для того чтобы доехать из точки а в точку Б география не нужна -- для этого хватит "извозчиков". А вот для чего учить географию -- на это человек и должен дать ответ себе сам, исходя из своей картины мира. Иначе знания географии никуда не уложатся, а только увеличат "помойку" в голове...
(no subject) - valery_3 - Jan. 29th, 2015 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - valery_3 - Jan. 29th, 2015 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val_oper - Jan. 29th, 2015 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Ирина Зыкова - Jan. 30th, 2015 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 30th, 2015 04:57 pm (UTC) - Expand
fon_rotbar
Jan. 29th, 2015 03:46 pm (UTC)
А вот как транслировать онтологические картины?
Это называется религия.
torin_kr
Jan. 29th, 2015 03:47 pm (UTC)
Re: А вот как транслировать онтологические картины?
Один из вариантов... но самый простой. И далеко не всем подходящий.
skadi_omsk
Jan. 29th, 2015 03:49 pm (UTC)
Все верно, но с одним уточнением. Онтологические картины бывают разными по объему охвата и специфике. Ну, как кухонные шкафчики, платяные или книжные.
Советского образование формировало хорошую онтологическую картину на базовом уровне естественных наук. А сейчас - не знаю. Западное образование такой картины не дает. Недавно смотрела "Сибирский экстрим" - этакое реалити-шоу об американцах-лесозаготовителей в Красноярском крае. Некоторые сцены вызывали у меня истерический хохот. Например, съехавший с зимника в свежий снег груженый лесовоз - "Урал" пытались вытянуть колесным трактором не особо большой массы. При этом под колеса "Уралу" не догадались накидать веток, хотя вокруг - тайга. Я ржала до истерики. То есть люди, вроде технически грамотные (как бы) не понимают связь между массой, силой трения при качении и необходимым усилием рывка. Я - гуманитарий, у меня от хохота истерика... Боюсь, у нас скоро будет также...
torin_kr
Jan. 29th, 2015 03:54 pm (UTC)
"Западное образование такой картины не дает" -- вот только высокоточные станки МЫ у НИХ покупаем, а не они у нас.

Скади, все не так просто -- твою фразу надо уточнить -- "МАССОВОЕ Западное образование такой картины не дает". А элитное -- дает и получше средне-советской. Просто Запад давно уже прошел этап "интеллектуальной дифференциации" -- в числе прочих прав они получили и право быть идиотом -- для желающих...
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 29th, 2015 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 29th, 2015 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 29th, 2015 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 29th, 2015 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Jan. 29th, 2015 04:31 pm (UTC) - Expand
utyos
Jan. 29th, 2015 05:40 pm (UTC)
1. Этимология слова "образование" предполагает некий синтез, создание, формирование. Ты это назвал "формированием онтологической картины". Возможно, ты прав, но скорее с точки зрения филологии и философии.
2. Образованием обычно называется учебный процесс. А человеком образованным считается тот, кто более-менее успешно в нем участвовал. И вообще, кто такой образованный человек? Тот, кто получил образование. В некоем учебном заведении. А часто и тот, кто получал... :) В литературе частенько попадается фраза "он прослушал курс лекций". Я вот, например, образованный человек, по три курса универа и политеха?
3. С юридической точки зрения критерием образованности считается что? Правильно, "документ об образовании"...
uelfrjd
Jan. 29th, 2015 07:21 pm (UTC)

образование намой взгляд сродни жизненному опыту - образованый человек не пойдет кресным ходом вызывать дождь а организует искусственный полив
мне мои образования не дают стопроцентные ответы а задают правильный алгоритм их поиска

torin_kr
Jan. 29th, 2015 08:16 pm (UTC)
Жизненный опыт формирует тоже некую "онтологическую картину", пусть даже человек и не знает таких слов...
pphantom
Jan. 29th, 2015 07:47 pm (UTC)
Честно говоря, никогда не понимал смысл этого анекдота. Изложенная история вполне (могла бы быть) реальна, и из нее следует, что Эйнштейн не годился в помощники Эдисону, что, с одной стороны, вполне нормально, с другой - и так достаточно очевидно.

Для квалифицированного инженера (впрочем, и для многих научных областей) необходимость лезть в справочник за каждой ерундой - практически синоним профнепригодности. Так что рассуждения об онтологической картине - они, конечно, верны. Но в некоторых случаях информация о расстоянии между Нью-Йорком и Чикаго - это такой же элемент онтологической картины, не менее важный, чем другие.

При этом, что интересно, умение быстро отвечать на подобные вопросы (не знание ответов, а именно умение генерировать ответы) - отличная тренировка как раз тех самых способностей к созданию активной онтологической картины. Знания структурируются тогда, когда человек вынужден ими пользоваться, причем всеми и сразу. Более-менее стандартный же учебный процесс куда чаще ориентирован на детальное усвоение какой-то конкретной области, проверки знания которой не требуют дополнительной систематизации информации.
abienscumvento
Jan. 30th, 2015 07:51 am (UTC)
Образованный человек имеет у себя в голове такую онтологическую картину, необразованный -- не имеет.

Выпускники духовных семинарий в отличие от выпускников технических ВУЗов такую картину имеют - хорошую, целостную, непротиворечивую.

Выпускники математических факультетов (не пединститута) такой картины обычно не имеют, а, если они учили историю философии и основания математики, то еще и знают, что наши познания о реальном мире - это смесь практических знаний и абстрактных аксиом, принятых не веру. Все это выглядит целостной картиной мира, если к ней не приглядываться.
torin_kr
Jan. 30th, 2015 07:55 am (UTC)
"Выпускники математических факультетов (не пединститута) такой картины обычно не имеют" -- кто Вам это сказал?
Я выпускник физического факультета, это не сильно отличается от математического, и онтологическая картина мира в в моей голове ТОЧНО имеется.
(no subject) - abienscumvento - Jan. 30th, 2015 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 30th, 2015 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abienscumvento - Jan. 31st, 2015 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 31st, 2015 03:20 pm (UTC) - Expand
tito0107
Feb. 4th, 2015 08:51 am (UTC)
Маленькое замечание оффтопом. Едва ли древние греки имели в виду "формирование целостного образа мира". Древние проще были, у них все понятия конкретнее. Точно также, как у нас "воспитание" - это "вскармливание", по сути дела изначально.
Но в целом согласен. И еще добавлю. Можно было бы сказать, что ребенка нужно учить быстро адаптироваться к постоянно меняющимся технологиям, но дети умеют это пожалуй лучше. чем взрослые. Поэтому я бы на первое место поставил формирование научной картины мира, а до этого нужно элементарно научить мыслить логически. Эстетическое образование (и воспитание) важно, но нужно не всем. Сюда же и такие предметы, как литература, например, относятся.
( 57 comments — Leave a comment )