torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Category:

Всякие разности -- про то, чем образованный человек отличается от необразованного

Фразы про то, что "уровень образования падает", "образованных людей не осталось, кругом одна "образованщина" -- думаю вы, мои уважаемые френды, слышите не реже меня. А уж я их слышу (или читаю) раз по  по 100 на день. Так вот, решил я разобраться, что же такое образование. А для начала расскажу анекдот

Великий изобретатель Эдисон однажды пожаловался Альберту Эйнштейну, что никак не может найти себе помощника. Эйнштейн поинтересовался, как он определяет их пригодность. В ответ Эдисон показал ему несколько листов с вопросами. Эйнштейн стал их читать:
"Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?" -
и ответил:
"Надо заглянуть в железнодорожный справочник".
Он прочёл следующий вопрос:
"Из чего делают нержавеющую сталь?" -
и ответил:
"Это можно узнать в справочнике по металловедению".
Быстро просмотрев остальные вопросы, Эйнштейн отложил листки и сказал:
"Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру сам".


Как вы понимаете, смысл этого анекдота в том, что образование точно не сводится к количеству знаний -- особенно тех, которые легко найти в справочниках (с учетом нынешних реалий -в Гугле). Не сводится на мой взгляд образование и к способности самому создавать новое знание -- такая способность уже имеет свое название -- креативность и к образованию она не имеет ровно никакого отношения. Я знаю массу высококреативных, но абсолютно необразованных людей и не меньшую массу образованных, но абсолютно некреативных -- это как рост и вес. Человек может быть высоким и толстым, а может быть высоким и худым (или низким и толстым) -- эти два качества никак не связаны между собой.

Так что же такое образование? Если посмотреть на само слово «образование», то мы увидим что оно заключает в себе напоминание об «образе» — греч. μόρφωσις (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог — forma).  То есть образование есть создание в человеке ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА МИРА. Философы называют такой образ онтологической картиной. Образованный человек имеет у себя в голове такую онтологическую картину, необразованный -- не имеет.

Причем мало такую картину иметь -- надо ее еще активно использовать для упорядочения имеющегося у вас знания о мире.  Все остальное знание  о себе, природе,  других людях, обществе, накопливаемое человеком в процессе жизни, должно укладываться в эту картину, как  вещи в шкаф -- аккуратно, по "онтологическим полочкам" и "онтологическим вешалкам", чтобы его всегда можно легко найти, когда оно понадобится. У грамотных же, но необразованных людей в голове творится настоящая свалка или, как говорил про таких людей Г.П. Щедровицкий -- "у вас в голове помойка" -- знаний много, они навалены как попало, вытащить из этой свалки нужное (а главное понять -- что именно нужное) почти невозможно.

А теперь про уровень образования. Падает ли он или нет? Я думаю, что уровень образования  в том смысле, в котором я его определил,никогда и не был особенно высок в России -- как минимум за период моей жизни, то есть начиная  с последней трети прошлого века. Да, онтологические картины советская школа давала основательно, но вот сделать их активными получалось у единиц -- слишком уж поступающее со всех сторон знание не соответствовало этой картинке. Говоря образно, шкаф-то был  почти у каждого, но вот форма "полок и плечиков" никак не хотела соответствовать тому, что в него нужно было уложить. Поэтому как правило шкаф стоял пустым, а вещи образовывали все ту же "помойку" рядом со шкафом. Сейчас количество "шкафов" в головах резко уменьшилось, а вот их заполняемость -- так же резко повысилась.

Поэтому я не думаю, что общий уровень образования падает. Правда я не вижу и того, что он растет. С моей точки, он застыл на одном уровне. И это конечно тоже не радует, но вот что с этим делать я не знаю. Транслировать знания человечество научилось уже давно, после Яна Амоса Коменского оно даже сумело поставить этот процесс на поток. А вот как транслировать онтологические картины? Да  еще и обеспечивать их активное использование... Я этого точно не умею. И вообще, из всех так называемых "педагогов-новаторов", которые действовали и продолжают действовать на территории нашей страны в последние 25-30 лет, онтологические картины получалось хоть как-то трнаслировать у двоих -- у Тубельского и Щетинина. Но Тубельского уже  нет в живых, а онтологическая картина Щетинина внушает мне устойчивое отвращение -- своего ребенка я  в его школу точно бы не отдал...

 Мой старый товарищ, Олег Евгеньевич Леонов, один из самых умных людей, кого я знаю, утверждает что такая трансляция в принципе невозможна, что зарождение активной онтологической картины в голове человека -- это дело счастливого случая, что можно лишь создать более или менее благоприятные условия для такого зарождения. но ничего гарантировать нельзя. Поэтому образованные  люди всегда будут составлять меньшинство в любом социуме и разница только в том, будет ли это меньшинство угнетаемым или наоборот привелигированным. Печально это как-то...

 А вы что думаете по этому поводу, мои уважаемые френды?
Tags: Всякие разности, Спорности
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments