?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гуляли тут позавчера по Феодосии и обратили внимание на совершенно дикое для нас после Москвы явление -- совершенно невероятное количество всякого рода "палисадничков" и "огородиков", пристроенных к МНОГОЭТАЖНЫМ домам. Примерно вот таких:

IMG_7613

Или таких
IMG_7627

Или вот таких
IMG_7621

Или даже таких
IMG_7614


Вначале я  списал было это явление на "деревенскость мышления", связанную со  слишком высоким темпом урбанизации в мире в целом и в  СССР в частности. Ведь еще всего лишь 200 лет назад в городах жило только ТРИ процента населения земного шара, а 97% -- в деревнях. Сегодня же в городах живет уже около половины всех землян --47.3% Но это включая всякие там африки и юго-восточные азии. В России же цифры еще боле потрясающи -- если в 1926 году в РСФСР было 17.7% городского населения, то всего через 60 лет в 1986 -- уже 73.4 , увеличение почти в ПЯТЬ раз. Понятно, что такое резкое увеличение городского населения вызвано исключительно экономическими причинами и менталитет очень большого количества горожан остался по сути своей сельским.

Но потом я задумался -- ну хорошо, а почему же тогда в моем родном Красноярске таких "палисадничков" практически нет -- ну или если и есть то в десятки, а то и в сотни раз меньше на тысячу человек населения? И вот что мне подумалось -- дело не только в  "деревенскости" менталитета, дело в его ОСОБОЙ "деревенскости". Крымчане, в отличии от тех же сибиряков обладают не просто деревенским менталитетом -- они обладают менталитетом ХУТОРСКИМ. И это вот загородки и полисаднички -- это попытка обзавестись в городе пусть крошечным, но СОБСТВЕННЫМ хутором.

Что такое хутор? Хутор -- это, как пишет нам Википедия -- "отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством". В России в целом и в Сибири в частности хуторов практически не было. Крестьяне жили деревнями, земля принадлежали всей деревне (общине) и масса хозяйственных работ выполнялось всей деревней вместе. Хутор -- это практически полностью УКРАИНСКОЕ изобретение. Человек, который живет на своем хуторе, живет в его рамках -- мой образ жизни — это "мой" хутор. На "моем" хуторе все в порядке. Там все прибрано. Все красиво. А вот там, где начинается общий участок, "мне дела нет"… Ведь это же не "мое".

Хуторянин -- индивидуалист. От него помощи и участия в "общих делах" не допросишься -- он в "общие дела" просто не верит. Есть только "мое" -- и пошел вон со своей идеей о том, что здесь что-то "наше". Тут нет ничего "нашего". Зато он и от других не требует никакой помощи -- выживает сам. Если что-то случилось на хуторе -- то это случилось ТОЛЬКО на хуторе. И никто за пределами хутора в этом не виноват. Ни президент, ни правительство, ни папа римский, ни зеленые человечки. Значит и устранять последствия случившегося надо самому.

И честно вам скажу, мне такой "хуторской" менталитет намного ближе российского "общинного"...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
elekli
Jan. 20th, 2015 11:53 am (UTC)
В Красноярске, в относительно старых районах правобережья, меня удивили именно эти "палисаднички" да еще с различными фигурками из автопокрышек типа гуси-лебеди, вазоны под цветы. На мой взгляд, вроде не очень красиво, но кому-то нравится, почему бы и нет? Сейчас это докатилось и до Зеленогорска...
torin_kr
Jan. 20th, 2015 11:57 am (UTC)
Тут они все обязательно ОГОРОЖЕНЫ и зачастую даже с замками на калитках. В Красноярске этого вроде нет -- ну или как минимум МАССОВО нет...
(no subject) - elekli - Jan. 20th, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 06:19 pm (UTC) - Expand
modern_garden
Jan. 20th, 2015 12:00 pm (UTC)
Я самый настоящий хуторянин. Но без палисадника.
Не верю ни в какую общинность, ни в какие колхозы..
torin_kr
Jan. 20th, 2015 12:04 pm (UTC)
Полностью разделяю Ваши убеждения. А палисадник -- не самое главное. Он может быть и виртуальным
(no subject) - modern_garden - Jan. 20th, 2015 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 12:09 pm (UTC) - Expand
sergio_vorsin
Jan. 20th, 2015 12:17 pm (UTC)
Не перестаю удивляться появлению странных людей. Автор,вы наверное на Югах России и вообще СССР не бывали ни разу.Не бывали?Или бывали? А глазьи свои разували,по сторонам смотрели? Разного рода пристройки и балкон,превращённые в комнаты,первые этажи ЖИЛЫХ домов,где в расселённых квартирах-магазины...это фирменная "южная" черта России. Вся Кубань,Ставрополье,Кавказ облеплены такими пристройками.Есть уродливые,есть красивые.Кое-где бараны пасутся. В Турции например тоже само,на Балканах.Вас это сильно удивляет-ну а нас сильно удивляет,как вы вообще живёте там,где жить невозможно. Когда зима полгода-жить невозможно.
Я в общем не одобряю это кугутство,но в целом уже привык.
torin_kr
Jan. 20th, 2015 12:25 pm (UTC)
А что значит слово "кугутство"?
(no subject) - sergio_vorsin - Jan. 20th, 2015 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergio_vorsin - Jan. 20th, 2015 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alekstmax - Jan. 20th, 2015 12:48 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hope_of_victory - Jan. 24th, 2015 09:41 am (UTC) - Expand
3axap69
Jan. 20th, 2015 01:47 pm (UTC)
Не заблуждаетесь ли вы по поводу какой то особой российской общинности ? Земля общинная но огородики у всех были ( да и сейчас любит у нас народ заборы городить ) И хутора были . По рассказам бабушки - до войны много хуторов было ( Тверская обл.) И тем не менее , человек существо коллективное. Другие просто не выжили .
torin_kr
Jan. 20th, 2015 02:21 pm (UTC)
ну может и заблуждаюсь... Но версия о некоей "изначальной общинности русского народа" не мной придумана.

И потом -- все-таки ну почему в Красноярске нет ЧАСТНЫХ полисадничков, а в Крыму -- до фига и больше?
(no subject) - 3axap69 - Jan. 20th, 2015 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 05:48 pm (UTC) - Expand
motilek_1
Jan. 20th, 2015 02:02 pm (UTC)
В Венеции на островах тоже попадаются палисаднички, пристроенные к многоквартирным домам, не поверишь)). Или прямо напротив подъезда - участки.
torin_kr
Jan. 20th, 2015 02:19 pm (UTC)
А как же права собственности на землю? Ты хочешь сказать, что земля под этими полисадничками КУПЛЕНА у муниципалитетов?
(no subject) - motilek_1 - Jan. 20th, 2015 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motilek_1 - Jan. 20th, 2015 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motilek_1 - Jan. 20th, 2015 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abienscumvento - Jan. 20th, 2015 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 07:17 pm (UTC) - Expand
kumehtar
Jan. 20th, 2015 03:23 pm (UTC)
Это украинский менталитет, вы правы. И вы правы, именно этим украинцы от россиян и отличаются. Именно поэтому мы до сих пор не одна страна.

А причина, мне кажется - в том, что на нашей территории произошло крайне много смен власти. Больше, чем где-либо еще, как я думаю. А это налагает отпечаток: если сейчас ты доверишь своё благополучие общине, а через месяц власть поменяется и община распадётся - ты останешься без кола без двора и сдохнешь под забором от голода. Поэтому общины у нас были обречены. Уж слишком часто приходили новые хозяева на эту землю.
torin_kr
Jan. 20th, 2015 05:51 pm (UTC)
на самом деле как я уже написал в посте именно этим мне Крым и нравится...
3axap69
Jan. 20th, 2015 05:52 pm (UTC)
А если новая власть придёт и заберёт вообще всё ? Или не власть а лихие люди ? А если хата сгорит осенью да в неурожайны год ? В страду мужик заболеет иль ногу сломает ? Сдаётся мне что хутора появлялись как раз в тихих районах планеты , в благополучный исторический и климатический период .В трудные годы общины как раз жизнеспособней .
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abienscumvento - Jan. 20th, 2015 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abienscumvento - Jan. 21st, 2015 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - kumehtar - Jan. 20th, 2015 06:49 pm (UTC) - Expand
koz_mar
Jan. 20th, 2015 03:51 pm (UTC)
У нас тоже в 90 е годы у пятиэтажных домов были огородики и тоже с калиточками. У нас ведь тоже небольшой городок с смешанным как и в Крыму населением. В 1989 году когда заселялся наш дом многие жильцы жили ранее в частных домах и привычки были соответственно хуторянские, тут и голодные 90 е подошли. Вот и выращивали все картошку и помидорчики. За эти годы постепенно старшее поколение отвыкло от огородов, дети выросли горожанами, кто то продал квартиры новым жильцам чаще северянам. Теперь перед домом культурная детская площадка, стоянка для личных автомобилей, перед каждым подъездом палисадник с беседкой увитой плющом или виноградом, который вьется и до 3-4 этажа. С другой стороны дома где как раз то и были огородики теперь общие клумбы и несколько уже огромных грецких орехов, жердел и вишен за 20 лет выросло. И никто насильно не заставлял убирать заборы, само сошло на нет. Облагораживали клумбы не поверите на субботнике, на саженцы и рассаду деньги собирало ТСЖ. Кто не работал на субботнике вносил больше. Земля вокруг дома и под детской площадкой приватизирована ТСЖ. Имеется право собственности на землю. Это на тот случай что бы никто не вздумал на ней ничего больше строить. Место у нас уж очень заманчивое. Вот такая общинная собственность в 21 веке.
torin_kr
Jan. 20th, 2015 05:50 pm (UTC)
Забавно...
То есть Вы думаете лет за 15 и в Крыму все перестроится на общинный лад?
(no subject) - koz_mar - Jan. 20th, 2015 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koz_mar - Jan. 20th, 2015 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koz_mar - Jan. 20th, 2015 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koz_mar - Jan. 20th, 2015 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koz_mar - Jan. 20th, 2015 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Jan. 20th, 2015 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koz_mar - Jan. 20th, 2015 07:49 pm (UTC) - Expand
( 54 comments — Leave a comment )