?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Честно говоря, думал  что уже никогда не будет в моем ЖЖ постов с тегом "Моя жизнь в СССР" -- за потерей актуальности данного тега. Но тут вчера чего-то на кухне с понаехавшими гостями всплыла тема про "зарплату в СССР в 120 рублей" и оказалось что всем моим гостям (а им по всем около 30-ти)это страшно интересно -- каков же все-таки на самом деле был уровень жизни в в ССС, сколько люди зарабатывали и как они на это жили. По многочисленным просьбам гостей и примкнувшим  к ним ЖЖ-френдам решил написать про это пост -- кому сколько платили и кто как жил.

Сразу же -- в разных районах СССР  зарплаты немного отличались -- на так называемый "районный коэффициент". Все мои цифирки -- для Красноярска, где районный коэффициент был 20%. То есть чтобы получить зарплаты например в Подмосковье эти цифры надо поделить на 1.2

Итак, по порядку возрастания:

Минимальная зарплата была в Красноярске 72 рубля. Столько платили дворнику и уборщице, возможно еще кому-то, но я  этого не знаю. Я получал такую зарплату два года, с 14 до 15 лет, подрабатывая т.н. "уборщиком нежилых помещений" -- проще говоря мыл полы в подъездах жилых домов (естественно официально оформлен был не я). На одну ставку у меня был участок два пятиэтажных дома, в одном четыре подъезда, в другом три.  Их полагалось каждый день подметать и раз в неделю мыть. На практике я их каждый день подметал все и ежедневно мыл один подъезд -- как раз получалось все семь за неделю.

Зарплата лаборанта в ВУЗ(е) или техникуме была 84 рубля. Я  получал 50% от нее (т.н. "полставки") -- 42 рубля три года своего обучения в техникуме -- с первого по третий курс включительно. На четвертом меня уволили -- дипломников брать на работу запрещалось... Плюс к этой зарплате мне платили еще стипендию -- 30 рублей + 25% как круглому отличнику -- итого 37.50. Вместе с зарплатой лаборанта получалось около 80 рублей.

Моя первая зарплата на заводе -- слесаря-наладчика автоматизированных линий розлива пива по ШЕСТОМУ (высшему) разряду была 140 рублей -- ну это уже БЕЗ районного коэффициента, поскольку это было в Ленинграде, куда меня распределили после техникума на три года обязательной отработки. Я правда с неё сбежал по медицинским показателям, но это к зарплатам прямого отношения не имеет.

Моя зарплата в Красноярске на одном из самых крутых и продвинутых красноярских промышленных гигантов -- КрАМЗ(е) -- наладчиком металлообрабатывающих станков по тому же самому шестому разряду составляла уже 180 рублей  -- и больше у нас на заводе за пределами "горячих цехов" не получал практически никто -- ну может человек 20-30 на весь шеститысячный завод. В "горячих цехах" платили до 700 рублей и на пенсию они выходили в 50 лет -- вот только туда почему-то мало кто рвался. Может быть потому, что почти никто из вышедших на пенсию в 50 не доживал и до 60-ти?

Моя зарплата в должности МНС (младшего научного сотрудника) Института Физики Сибирского Отделения Академии Наук СССР составляла как раз те самые 120 рублей -- но ее я успел пополучать очень недолго, тут как раз пришли "смутные времена" и все посыпалось...

Теперь что сколько стоило и как на эти зарплаты можно было жить.

Общая фраза такая -- жить можно было бедненько, но сытненько. Еда стоила копейки, вещи -- средне, хорошие вещи -- дорого, предметы роскоши -- очень дорого. Предметами роскоши считалось все то, без чего по мнению государственных чиновников, человек мог спокойно обойтись, а именно -- цветной телевизор, корпусная мебель ("стенка"), личный автомобиль et cetera...

Поэтому булка хлеба стоила 14 копеек, килограмм растительного масла -- 46 копеек, килограмм колбасы -- 2 рубля 20 копеек,  но простенький цветной телевизор -- ВОСЕМЬСОТ рублей, "стенка"-- 1200 рублей, самый дешевый автомобиль -- 6500 рублей. Дешевые ботинки можно было купить за 10 рублей, но "фасонные" стоили уже 40-45, простенькие штаны -- 15, но костюм "на заказ" -- 250-300 рублей. Поесть в столовой можно было на 60-70 копеек, но в ресторане -- минимум на 10 рублей (это если особо не пить).

Такова была идеология -- всем обеспечить МИНИМУМ и сильно затруднить любой выход за этот минимум. Нет, конечно можно было "прорваться" -- были "шабашники" (полузаконные строители), были артели золотоискателей, были адски тяжелые и опасные сезонные работы (та же рыбацкая путина), но общей картины это не меняло. Все жили "как все" и хоть чуть-чуть подняться над этим "как все" стоило невероятных усилий. Не знаю как кому, но мне эта идеология сильно не нравится...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 49 comments — Leave a comment )
nina_chatte
Dec. 29th, 2014 01:43 pm (UTC)
зарплаты
Да, вот были зарплаты 70-80, 120 рублей. А один человек, которого я зафрендила, уверяет, что кто хотел, тот зарабатывал больше. Конечно, если по
nina_chatte
Dec. 29th, 2014 01:46 pm (UTC)
Re: зарплаты
Продолжу. Если пойти в горячий цех, то получишь много. Но уборщиц, МНС-ов и прочих низкооплачиваемых должностей было много. Я уж не говорю о том, что в семье обычно муж получал больше, а жена - меньше.

С теплым пушистым приветом
Нина
Re: зарплаты - torin_kr - Dec. 29th, 2014 01:55 pm (UTC) - Expand
Re: зарплаты - Василий Силин - Feb. 19th, 2019 07:32 am (UTC) - Expand
Re: зарплаты - torin_kr - Feb. 19th, 2019 08:23 am (UTC) - Expand
Re: зарплаты - torin_kr - Dec. 29th, 2014 01:56 pm (UTC) - Expand
uncle_feoder
Dec. 29th, 2014 02:23 pm (UTC)
А какая вам идеология нравится? Их уже столько сменилось)
torin_kr
Dec. 29th, 2014 02:36 pm (UTC)
Мне нравится такая идеология -- человек должен ЗАРАБАТЫВАТЬ столько, сколько может. И иметь возможность тратить заработанное так, как ему захочется. Вот и все. Очень простая идеология.
(no subject) - uncle_feoder - Dec. 30th, 2014 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 06:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - uncle_feoder - Dec. 30th, 2014 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - uncle_feoder - Dec. 30th, 2014 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - uncle_feoder - Dec. 30th, 2014 09:28 am (UTC) - Expand
ingaret
Dec. 29th, 2014 03:07 pm (UTC)
В "горячих цехах" платили до 700 рублей и на пенсию они выходили в 50 лет -- вот только туда почему-то мало кто рвался. Может быть потому, что почти никто из вышедших на пенсию в 50 не доживал и до 60-ти?

А, ну да, ну да. Знавал я мотористов с обкаточной станции моторного завода со сдельной оплатой ("скатать движок" стоило от 1 до 5 рублей за штуку), которые в 1980е гг. до 1000 советских рублей в месяц выгоняли. Вот только, уйдя на пенсию по "второму списку" в 55 лет, до 60 лет доживали немногие. А те единицы, кто до 70 лет дотягивал и кого чествовали как ветерана производства, выглядели на все 100.
alekstmax
Dec. 29th, 2014 03:47 pm (UTC)
Извините,совсем оффтоп.Т.е.интернет в Крыму все-таки пока не отключили к счастью?А а какие перспективы в этом смысле?
Еще раз прошу прощения,просто расстроилась,что вас отрубят и не смогу уже читать ваши посты,а мне они нравятся))
torin_kr
Dec. 29th, 2014 05:55 pm (UTC)
нет, совсем не отключили и вроде уже не отключат. Периодически отключают на два-три часа в день, но мне удалось договорится на работу по относительно свободному графику -- проще говоря сижу по ночам до двух трех часов ночи.

А за комплимент спасибо...
cthsqdjkr
Dec. 29th, 2014 03:49 pm (UTC)
Был ещё вариант ( и я им пользовался многие годы) : выйти из системы работы на государство. Я строил дачи, работал на лесосплаве, пастухом и пр. Реально можно было заработать 1000 в месяц. Только государство активно с такими боролось. Меня чуть не посадили в 1984 (насильно трудоустроили в конце концов). И никаких социальных выплат, разумеется.
Сейчас так живёт полстраны, мне кажется. Только ТАКИХ заработков уже нет.
torin_kr
Dec. 29th, 2014 06:57 pm (UTC)
Вот-вот...
elekli
Dec. 29th, 2014 04:38 pm (UTC)
в СССР булка хлеба стоила 28 копеек, а не 14. Не знаю, как в Красноярске, но в 150 км, в "сорокпятке" (ныне Зеленогорск), стоила именно так.
zttt
Dec. 29th, 2014 04:47 pm (UTC)
Указывайте год, когда делаете такие утверждения.
В нашей местности (Урал) черный - 16 коп, белый - 20 коп вплоть до середины 80-х. С Горбачевым пошел рост.
(no subject) - elekli - Dec. 30th, 2014 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 29th, 2014 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elekli - Dec. 30th, 2014 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - elekli - Dec. 31st, 2014 03:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 31st, 2014 05:24 am (UTC) - Expand
zttt
Dec. 29th, 2014 04:44 pm (UTC)
Мой родственник на должности оператор станков с ЧПУ зарабатывал 500 рублей. Причем работа - вставил заготовку, нажал на кнопку, сиди кури, жди пока деталь изготовится.
torin_kr
Dec. 29th, 2014 06:55 pm (UTC)
Ну, насколько я знаю, в 1980 году в Красноярске не было ни одного станка с ЧПУ...
chukchasociolog
Dec. 29th, 2014 05:15 pm (UTC)
ну техника могла стоить дороже по вполне объективным причинам. Сотовый телефон уже в нынешние времена прошёл путь от суперхайтека до ширпотреба - с соответствующим изменением цены. Далеко не факт, что цена ТВ целенаправленно завышалась.
Тут как с едой - масса нынешних "деликатесов" ещё относительно недавно вовсе не считалась деликатесами. Родители (1950-х гг. р.) вполне помнят времена, когда чёрная икра была дешевле красной (Среднее Поволжье и Подмосковье).
fon_rotbar
Dec. 29th, 2014 06:48 pm (UTC)
Наконец-то начали проговариваться, что себестоимость жигуля-копейки была в пределах 1500 рублей.
(no subject) - torin_kr - Dec. 29th, 2014 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 29th, 2014 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lanss - Dec. 30th, 2014 02:26 am (UTC) - Expand
i_rin_lisa
Dec. 29th, 2014 11:21 pm (UTC)
Очень странно вам платили. Я в 14 лет уборщицей подрабатывала летом и получала 130 руб. в месяц, правда там районный коэффициент как в Красноярске. За лето заработала себе на джинсы и японский магнитофон и еще осталось.
А после школы работала в поликлинике, оклад был 110 руб. Но уже без такого бешенного коэффициента. Но и работка была не пыльная. А родители мои меньше 250 руб. в месяц зарабатывали разе что сразу после института.
torin_kr
Dec. 30th, 2014 05:03 am (UTC)
Это не мне, это ВАМ очень странно платили. Ну не было у уборщицы зарплаты в 130 рублей. Не было и быть не могло. Хотите, покопаюсь в интернетах и найду т.н. ЕТК -- Единый Тарифный Классификатор советских времен? Там прописаны ВСЕ должности и ВСЕ зарплаты на ЛЮБОМ советском предприятии... Если напишите должности ваших родителей, могу и их тарифную сетку посмотреть. Хотите?

Ну или можно иначе. У меня мама проработала уборщицей лет 15. Поскольку она человек очень тщательный, то возможно у нее даже корешки "расчеток" до сих пор где-нить валяются -- можно попросить ее поискать...

Edited at 2014-12-30 05:05 am (UTC)
(no subject) - i_rin_lisa - Dec. 30th, 2014 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Dec. 30th, 2014 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Dec. 30th, 2014 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 05:39 am (UTC) - Expand
utyos
Dec. 30th, 2014 12:18 pm (UTC)
Вот поэтому мне и нравится СССР. При грамотной постановке вопроса можно было семьей из трех человек прокормиться на рубль в сутки. И при той же грамотной постановке вопроса за пару лет можно было накопить на телевизор (по червонцу в месяц - за год уже 120). И бережнее люди относились к вещам. И ремонт был развит, кривенько правда в основном, но всегда можно было найти человека, который действительно разбирается в вопросе (сантехник, телемастер, автослесарь). И ремонт стоил на несколько порядков ниже стоимости изделия. На мой взгляд - все было просто прекрасно.
torin_kr
Dec. 30th, 2014 12:26 pm (UTC)
"за пару лет можно было накопить на телевизор" -- а на машину за сколько? А съездить покупаться в Красном море? Нет, можно жить и без машины и купаться в Томи вместо Красного моря, но... скушно как-то, что ли.

Сейчас я могу покупать по телевизору с каждой получки -- зачем на него копить?
(no subject) - utyos - Dec. 30th, 2014 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - utyos - Dec. 30th, 2014 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 30th, 2014 01:45 pm (UTC) - Expand
( 49 comments — Leave a comment )