?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя жизнь в СССР -- школа

"Осколочное мышление" никак не желает заканчиваться. Трижды начинал писать нормальный пост -- ничего не получается, мысли разбегаются. Поэтому сегодня опять будет набор картинок -- на этот раз про школу.в СССР. В точности про мою собственную школу, точнее школы, поскольку я успел поучится аж в трех школах, пока после восьмого класса не ушел в техникум. Начну с широко известной цитаты, очень точно передающей мои ощущения во время первой (и слава богу, единственной)   встречи бывших одноклассников, на которой я был:
"Виктор побрел по коридорам, заглядывая в пустые классы, вдыхая забытые ароматы чернил, мела, никогда не оседающей пыли, запахи драк «до первой крови», изнурительных допросов у доски, запахи тюрьмы, бесправия, лжи, возведенной в принцип. Он все надеялся вызвать в памяти какие-то сладкие воспоминания о детстве и юношестве, о рыцарстве, о товариществе, о первой чистой любви, но ничего из этого не получалось, хотя он очень старался, готовый умилиться при первой возможности. Все здесь оставалось по-прежнему – и светлые затхлые классы, и поцарапанные доски, парты, изрезанные закрашенными инициалами и апокрифическими надписями про жену и правую руку, и казематные стены, выкрашенные до половины веселой зеленой краской, и сбитая штукатурка на углах – все оставалось по-прежнему ненавистно, гадко, наводило злобу и беспросветность"

А теперь собственно картинки (они же "осколки")

Картинка 1.
На первом уроке чтения в первом классе, учительница велела всем достать букварь и начала показывать буквы. Я, который к тому времени читал бегло, очень удивился и решил, что наверное у школы просто не хватает на всех нормальных книжек. На следующий урок  я принес "Как закалялась сталь" Николая Островского. Был жуткий скандал, маму вызвали в школу и долго читали ей нотацию по поводу того, что она неправильно воспитала своего ребенка, который не хочет вместе со всеми читать букварь, а  вместо этого "выпендривается", изображая из себя "слишком умного". После этого мама, как-то сильно смущаясь, попросила меня больше книжки в школу не приносить, а  читать букварь. Я ничего не понял, но поскольку маму любил, то пообещал не приносить. Но надолго меня не хватило  и я придумал способ, позволяющий на уроках чтения читать незаметно от учителя -- если кто помнит, советские парты были с такими откидывающими мини-крышками на шарнирах. Между крышкой и основой партой была щель, в которую было видно ровно одну строчку. Книжка клалась на коленки и прижималась снизу к парте, после прочтения одной строчки сдвигалась. Так я получил первый опыт регулярного обмана взрослого человека...

Картинка 2.
Гардероб в нашей школе закрывался после начала первого урока и до окончания четвертого  урока получить свою одежду можно было только по распоряжению директора. А в  универмаге метрах в пятьсот продавалось классное мороженое по 18 копеек стаканчик. И вот на перемене выскакиваешь в 30-ти градусный мороз в школьной форме и зажимая уши руками (чтобы не обморозить)  бегом бежишь в магазин, потом также  бегом назад. Немного правда побаливают обожженные морозным воздухом легкие, зато с гордостью можно сожрать героически добытое мороженное на глазах у кучи завидующих одноклассников.

Картинка 3.
В возрасте 10 лет мы переехали из небольшого городка Балей в Читинской области в город мечты моей мамы -- Красноярск. И я, естественно, пошел в новую школу. В первый же день в новом классе ко мне подошла группа моих одноклассников мужского рода и деловито предложили мне пойти после уроков за школу подраться. Я как-то растерялся, так как абсолютно не понимал, с кем  и за что я должен драться. Оказалось, что в этой школе -- это стандартная процедура встречи новых одноклассников (так называемая "прописка") и по результатам драки (точнее, серии драк - вначале со слабым, потом более сильным, потом самым сильным) будет определен мой статус в классе. А ежели я откажусь, то  статус мой сразу будет "ниже плинтуса" -- все надо мной будут издеваться и никто со мной дружить не будет. Деваться некуда, пришлось идти.  Но к сожалению, я не учел особенности своей психики -- после первой крови, которая  потекла из моего носа, у меня "поехала крыша", я схватил какую-то валяющуюся рядом доску и врезал ей своему спарринг-партнеру по голове. Он упал, а я, с диким криком и с куском доски в руках, кинулся на стоящего рядом следующего в очереди. На этом процедура "прописки" завершилась, все мои одноклассники разбежались, а я получил в классе статус "психа" -- отверженного, с которым никто не дружит, но которого никто и не трогает -- что меня, честно говоря, вполне устраивало.

Картинка 4.
8-ой класс. Я, только что занявший второе место на Олимпиаде ЗФТШ (заочной физико-математической школы при Московском физико-техническом институте) по Восточной Сибири, прихожу в школу и... попадаю на контрольную по физике на последнем уроке. Весь такой гордый и довольный собой, я минут за 20 решаю все задачки методами. которым меня научили в ЗФТШ и ухожу домой. На следующее утро я прихожу в школу.. и узнаю, что я получил двойку. Я подхожу растерянный   к учительнице и говорю -- "Скажите, а где у меня ошибки?" На что она мне честно говорит -- "Я не знаю, где у тебя ошибки, я просто НЕ СМОГЛА ПОНЯТЬ твое решение и ПОСТАВИЛА ДВОЙКУ". Это был урок на ту же самую тему, что и самая первая картинка -- НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ.

Вот такие картинки...

И закончу я цитатой из той же книжки -- на мой взгляд самой честной, сильной и умной книжки по педагогике, которую надо обязательно давать читать всем будущим учителям еще на стадии выбора ими своей профессии:
"...Неужели же, черт возьми, гадко все, что в человеке от животного? Даже материнство, даже улыбка мадонн, их ласковые мягкие руки, подносящие младенцу грудь... Да, конечно, инстинкт, и целая религия, построенная на инстинкте... наверное, вся беда в том, что эту религию пытаются распространять и дальше, на воспитание, где никакие инстинкты уже не работают, а если и работают, то только во вред... потому что волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже – преступление..."
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
mary_joe
May. 14th, 2013 07:58 am (UTC)
У меня, как ни странно, гоповская школа вызывает ностальгию, а элитная, к-рую я заканчивала и куда ходила с 9 по 11 класс - сложную гамму чувств. Правда, серьёзно меня в гоповской школе не травили - нашлось, кому за меня заступиться. И снова такая реакция больше говорит не про школу, а про меня: переживания эпохи гоповской школы отработаны, а элитной - нет.

Кстати, уж если так настоятельно рекомендуешь книгу, мог бы автора и название написать. Цитаты очень знакомые, но не опознаю их.
torin_kr
May. 14th, 2013 08:00 am (UTC)
"Хромая судьба" или "ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ", А. и Б. Стругацкие
вот ссылка он-лайн
http://www.rusf.ru/abs/books/hs_gl00.htm
mary_joe
May. 14th, 2013 08:09 am (UTC)
Как раз полезла фкаменты, потому что вспомнила. :) "Хромая судьба" - одна из самых любимых книг, но в феликсовой, а не в баневской части.
helkanarie
May. 14th, 2013 08:07 am (UTC)
а меня, наоборот, ставили в пример, что хорошо читаю и всё такое. Хотя тоже то ещё "развлечение", но тут уже "не высовывайся" было не школьное, а личное, всегда была очень стеснительным дитём и перед зрителями немела
torin_kr
May. 14th, 2013 08:31 am (UTC)
мы все-таки в разное время учились... и думаю в разных районах Красноярска. Мое "Никитина", которое теперь "Глазной центр" было весьма гопническим районом...
helkanarie
May. 14th, 2013 08:39 am (UTC)
да, я в Октябрьском районе училась, возле БСМП.
angatinwe
May. 14th, 2013 10:01 am (UTC)
От меня вот в первом классе требовали, чтобы читала по слогам (типа за мной другие следить не успевают). А я НЕ УМЕЛА читать по слогам, потому что в раннем детстве читала вообще по какому-то своему принципу (прибавляя по одной букве), а потом сразу стала читать бегло. И как, собственно, по слогам читать, совершенно не понимала.
На первом курсе от меня требовали, чтобы я обосновала, по какому именно правилу я написала ту или иную букву. А я этих правил сроду не учила, а если и учила, совершенно не понимала, как их применять на практике. У меня интуитивная грамотность. Я просто знаю, какую букву здесь ЛОГИЧНО написать. И было "всё написано правильно, но балл у тебя снижен, потому что не можешь обосновать". А для меня это порой было всё равно что обосновать, что трава зелёная. Что тут обосновывать-то, всё же понятно.
Вот так как-то... Что-то есть в ситуациях общее, кажется.

Edited at 2013-05-14 10:11 am (UTC)
torin_kr
May. 17th, 2013 03:12 am (UTC)
я бы сказал, солнышко, очень много общего
utyos
May. 15th, 2013 04:40 pm (UTC)
1. Встречи одноклассников люблю. На следующий год будет 25 лет, уже потихоньку готовлюсь.
2. Я - классический продукт школы, "не высовывайся" - пожизненный принцип. Интерпретируемый мною как "инициатива наказуема". Везде и во всем стараюсь быть где-то во второй трети. Как манометр...
3. Физматшкола оно конечно замечательно. Если бы у нас кто-то учился бы в ЗФТШ, об этом бы знала в школе каждая собака и решения бы детально разбирались чуть ли не на педсовете. Кстати решения физических задач разными способами вполне иллюстрируют еще одну усвоенную мной с детства систему тройственности: так, как на самом деле надо делать (ЗФТШ), так, как положено делать (школьная программа) и так, как обычно делается (списывается, например).
4. Из школы в школу я не переводился - бог миловал...
5. Касаемо чтения и прочего - в садике специально говорят, чтобы родители не учили сами своих детей писать, потому что это методически неверно и потом переучивать придется. И я вполне за такую стандартизацию.
torin_kr
May. 16th, 2013 08:18 pm (UTC)
а я ПРОТИВ любой стандартизации -- ибо КАЖДЫЙ человек уникален и уникальной должна быть его жизненная траектория
utyos
May. 17th, 2013 03:11 pm (UTC)
Жизненная траектория и так у каждого уникальна. А в данном случае стандартизацию я рассматриваю как ГОСТ, ЕСКД или систему СИ... Посему она просто необходима. Для универсальности общения, с позволения сказать...
livejournal
Aug. 3rd, 2013 05:51 pm (UTC)
Школа 2
Пользователь nietzsche_brot сослался на вашу запись в записи «Школа 2» в контексте: [...] http://torin-kr.livejournal.com/44918.html [...]
( 12 comments — Leave a comment )