?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда-то, когда я еще думал что из меня получится методолог,я достаточно часто ездил на такие специальные конференции -- организационно-деятельностные игры. И вот как-то на одной из таких игр, на общем заседании во время обсуждения доклада одной из групп, я встал и начал эмоционально что-то говорить -- уж очень мне не понравился этот доклад. Георгий Петрович  Щедровицкий, который вел то заседание, дал мне поговорить аж целых полторы минуты, после чего сказал -- "Всё, садитесь, дальше мы Вас слушать не будем. У Вас в голове помойка, не заставляйте всех присутствующих в зале заниматься ее разгребанием, не отнимайте время у нормальных людей, пусть они потратят его на что-то более продуктивное."

Тогда мне было очень обидно, сейчас я понимаю -- и правда же была помойка. Так вот, как только дело касается обсуждения денег вообще и доллара как мировой валюты в частности, 99% моих френдов демонстрируют такую же "помойку в голове", которая была у меня 25 лет назад по некоему поводу. Но поскольку я не Георгий Петрович Щедровицкий, я готов потратить пару часов своего времени на ее разгребание. Желающие в этом поучаствовать -- под кат.

Для начала давайте определимся с понятиями. Что такое деньги? Основной и самой главной функцией денег является следующая -- быть ВСЕОБЩИМ ЭКВИВАЛЕНТОМ СТОИМОСТИ. Все остальные функции --дополнительные к этой и важны настолько, насколько они способствуют основной функции -- быть ВСЕОБЩИМ ЭКВИВАЛЕНТОМ СТОИМОСТИ. Но что это значит -- быть всеобщим эквивалентом стоимости? Это всего-навсего значит что в ЛЮБОЙ МОМЕНТ и в ЛЮБОМ МЕСТЕ вы можете обменять имеющееся у вас количество денег на АКТУАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТИ. То есть деньги до тех пор деньги, пока они МОГУТ БЫТЬ ОБМЕНЕНЫ. Или как говорят специалисты по деньгам -- пока они имеют хождение...

Чем или кем именно обеспечивается это хождение -- НЕВАЖНО. Когда-то очень давно такое хождение обеспечивалось потребительской ценностью самих денег -- они изготавливались из металлов, имеющих высокую потребительскую стоимость -- золота и серебра.  Затем -- т.н. "золотым стандартом" -- то есть обязательством того, кто выпустил деньги в оборот, в любое время обменять любую сумму денег на золото по фиксированному на момент выпуска денег курсу.

Однако в реальности "золотой стандарт" НИКОГДА не действовал, ибо НИКОГДА сумма выпущенных в оборот денег не соответствовала количеству золота в хранилищах эмитента -- как правило она превышала его в разы, а то и в десятки раз. Это было связано с тем, что количество денег в  обороте определяется ПОТРЕБНОСТЬЮ В ДЕНЬГАХ, а вовсе не наличием золота в хранилищах.  "Золото в хранилищах" вообше существовало для особых случаев -- исключительно для особо привередливых владельцев денег, которым очень уж хотелось продолжать  верить в миф о "золотом стандарте".

На сегодня способность денег иметь хождение обеспечивается прежде всего ДОВЕРИЕМ К ЭМИТЕНТУ. Возьмите в руки любую денежную купюру -- на ней обязательно написано, кто является ее эмитентом, то есть кто ее выпустил. Эмитентом российских денег является Банк России, эмитентом долларов -- Федеральная Резервная Система. Любопытно, что например советские деньги имели ДВУХ разных эмитентов -- купюры номиналом до 10 рублей включительно эмитировало Казначейство СССР и они назывались государственными КАЗНАЧЕЙСКИМИ билетами, купюры номиналом от 25 рублей и выше эмитировал ГосБанк СССР и на них было написано  "Билет банка СССР". Впрочем, все это было не более чем бюрократическими играми -- реальным эмитентом было "государство СССР".

Так вот, УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ к эмитенту только в очень малой степени (или. что тоже самое, только для очень малой группы лиц) определяется наличием у эмитента золота. Уровень доверия -- это уровень веры в способность эмитента ОБЕСПЕЧИВАТЬ СТАБИЛЬНЫЙ ОБМЕН его денег на любых рынках.  И ВСЕ! Не более и не менее.

Очень легко понять это на примере фишек в казино. Вы приходите в казино, вам меняют имеющиеся у вас деньги на фишки казино и пока вы находитесь в казино, другие деньги вам не нужны -- на фишки вы играете, фишками вы можете расплатится в ресторане при казино и на те же фишки при необходимости вызвать такси. Но ваша готовность менять деньги на фишки зависит не только и не столько от способности играть на фишки в казино, сколько от уверенности в том, что при выходе из казино вам обменяют назад все ваши фишки на нормальные деньги и  ПО ТОМУ ЖЕ КУРСУ. Пока вы в этом уверены, вы ходите в это казино и меняете деньги на фишки. Если же казино хоть раз не обменяет ваши фишки назад на деньги -- вы больше в это казино не пойдете (если вы конечно нормальный здравомыслящий человек).

Так вот, на сегодняшний день единственным "казино"  в мире, которое ВСЕГДА обменивает "при выходе" свои фишки на любые другие деньги и  ПО ТОМУ ЖЕ САМОМУ КУРСУ  является
Федеральная Резервная Система. Поэтому мы все и ходим в это "казино" и покупаем эти "фишки" и храним в них все свободные деньги. А фишки того казино, которое называется "Банк России" за последние несколько десятков лет как минимум ДВА раза просто отказывались менять. А уж сколько раз курс при выходе оказывался ниже чем при входе, можно и не говорить. Ну и к кому должно быть больше доверия?

А все остальные факторы -- уровень развития экономики, наличие золотовалютных резервов, внешний долг, инфляция или дефляция -- все это лишь КОСВЕННЫЕ факторы. Какая мне разница, процветает или не процветает то казино, которое отказалось вернуть мне мои деньги в обмен на его фишки? Денег-то у меня все равно нет, а процент от дохода казино по фишкам не выдают -- это ведь не акции...

И напоследок анекдот:
"Один олигарх говорит другому олигарху -- "Деньги лучше всего хранить в рублях. У меня вон в кладовке куча рублей валяется, я в нее спрятал все свои деньги -- там точно никто искать не будет"
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 49 comments — Leave a comment )
kumehtar
Dec. 19th, 2014 12:23 pm (UTC)
" Какая мне разница, процветает или не
процветает то казино, которое отказалось вернуть мне мои деньги в обмен на его фишки? "

Забавно, тобто вы не смотрите на то, может казино вам вернуть фишки или нет? А то ничего, что у этого казино и здание в оренде, и фишки эти в реальности принадлежат не ему, а частной компании, которая вам ничего не должна? И что это казино уже должно людям за фишки 15 триллионов денег, и всё время само берёт в долг у частной компании? Это вы хотите сказать?

Да, соглашусь, в нашем казино заправляют жулики. Но это можно изменить при желании, а Американское казино хоть и управляется умными людьми, но по сути - не обязано вам ничего менять. Последнее вас правда не напрягает?
torin_kr
Dec. 19th, 2014 12:28 pm (UTC)
Важно не то,обязано или не обязано -- важно что МЕНЯЕТ. ВСЕГДА! и ВСЕМ! Знаете, есть такое выражение -- "кредитная история". Чем лучше у человека кредитная история, тем проще ему взять кредит ибо тем больше шансов что он его отдаст. Так вот, "кредитная история" ФРС НАМНОГО ЛУЧШЕ кредитной истории Банка России. Даже могу сказать насколько именно -- примерно в 60 раз...
(no subject) - kumehtar - Dec. 19th, 2014 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 19th, 2014 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 19th, 2014 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kumehtar - Dec. 19th, 2014 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ohtori - Dec. 19th, 2014 03:31 pm (UTC) - Expand
shaplov
Dec. 19th, 2014 12:24 pm (UTC)
Если строго придерживаться казиношной метафоры, то поменялось соотношение стоимости между синими и красными фишками. А денег ни у кого как не было так и не будет, поэтому говорить о курсе обмена обратно на деньги -- бессмысленно. А в разных барах коктейли дают где за синие, где за красные... И только в зависимости от того к какому бару человек привык, он может сказать что он что-то потерял или что-то приобрел.

А совет-то простой, не играть в казино, ни на синих, ни на красных. А если все-таки играешь, то не обижаться что развели...
torin_kr
Dec. 19th, 2014 12:32 pm (UTC)
"в зависимости от того к какому бару человек привык" -- ну или где выбор больше...

Но главное в моем тексте не это, главное -- "продолженность во времени". Условно говоря, в том баре где фишки красные, уж слишком часто меняются цены -- и каждый раз в сторону увеличения. Да еще и втихаря стараются не долить. А вот за синие фишки наливают по прежнему полновесные бокалы и по той же цене что позавчера
(no subject) - shaplov - Dec. 19th, 2014 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 19th, 2014 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shaplov - Dec. 19th, 2014 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 19th, 2014 08:12 pm (UTC) - Expand
michaelnnn
Dec. 19th, 2014 12:34 pm (UTC)
Про долларовою инфляцию вы почему то умолчали. Не вписывается в вашу теорию? А доллар в 1991 году и в 2014 совершенно разные по покупательской способности.

У вас вообще интересно, вы берете какой то тезис, даже самый бредовый и старательно подтягиваете аргументы только в пользу вашей версии. Остальные для удобства не рассматриваете.
Типа Трибунала который якобы легитимизировал там чего то по Югославии. Из аргументах только пафос и благоговение советского туземца перед импортной жестяной банкой из под пива.
Получается на уровне: "При совке солили огурцы и сейчас некоторые солят. Значит на дворе совок."

Извините, уж не знаю что творилось в вашей голове 25 лет назад, но и сейчас не блеск.

Edited at 2014-12-19 12:34 pm (UTC)
torin_kr
Dec. 19th, 2014 12:39 pm (UTC)
Разница между покупательной способностью доллара в 1991 году и покупательной способностью доллара в 2014 году по сравнению с аналогичной разницей для рубля как говорят физики "пренебрежимо мала". Это если по содержанию.

На остальное из Вашего комментария я отвечать не буду, можно? Ваше "оценочное суждение" о состоянии моей головы меня не особо интересует -- Вы не Георгий Петрович Щедровицкий, уж извините..
biakov
Dec. 19th, 2014 02:02 pm (UTC)
По покупательной способности доллар обесценился где то в 2.5-3 раза(грубая оценка)
С учетом двух девальваций рубль обесценился где-то в 200 раз (а в абсолютных значениях в несколько тысяч)
(no subject) - michaelnnn - Dec. 19th, 2014 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 19th, 2014 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - michaelnnn - Dec. 19th, 2014 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 19th, 2014 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - michaelnnn - Dec. 19th, 2014 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 19th, 2014 03:22 pm (UTC) - Expand
skadi_omsk
Dec. 19th, 2014 12:52 pm (UTC)
Вот потому, что в 90-е проходили такие конференции, мы сейчас в жопе. :0))
Слушатели на этих конференциях искренне верят в то, что им говорили. Верят до сих пор.
Главная ложь в твоем посте - вот эта "Так вот, на сегодняшний день единственным "казино" в мире, которое ВСЕГДА обменивает "при выходе" свои фишки на любые другие деньги и ПО ТОМУ ЖЕ САМОМУ КУРСУ является Федеральная Резервная Система."
В одном предложении - два временных понятия: "на сегодняшний день" и "всегда".
Хитрая логическая манипуляция, которая утверждает в сознании читателя "замороженность", неизменность ситуации. "Всегда" - означает "так было и так будет".
Но так НЕ было до 1991 года. Как кидали американские банки своих вкладчиков в годы Великой депрессии, какая была инфляция - ты образованный человек и знаешь. 200 лет назад доллара не было в природе. 150 лет назад на человека, попытавшегося что-то купить на доллары в любой европейской стране, посмотрели бы как на придурка. 50 лет назад в половине стран - арестовали бы.
Мало того, инфляция доллара, падение его покупательной способности в последние десятилетия - тоже не секрет.
Так что то, о чем ты пишешь, верно (с оговорками по поводу инфляции) для временного периода с 1991 года по сегодняшний день. Чуть больше 20 лет. По меркам истории человечества - один чих. Что будет завтра, не знаешь ни ты, ни я.
michaelnnn
Dec. 19th, 2014 02:04 pm (UTC)
>Вот потому, что в 90-е проходили такие конференции, мы сейчас в жопе. :0))

че то аж на ржач пробило, уж извините. Согласен целиком и полностью.)))

>Слушатели на этих конференциях искренне верят в то, что им говорили. Верят до сих пор.

Потому что им рассказали ПравдуЪ. А ПравдаЪ, познанная в те времена, окончательно разрушила неокрепшие мозги советских туземцев.

Edited at 2014-12-19 02:08 pm (UTC)
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 03:41 pm (UTC) - Expand
biakov
Dec. 19th, 2014 02:43 pm (UTC)
200 лет назад доллар в природе был. Более того как раз почти 200(195 по-моему если точнее) лет назад случился первый серьезный его обвал
За последние 25 лет рубль уже трижды падал так как доллар падал 2(если не перепутал) раза за те самые 200 лет. Если совсем придраться и считать от 1976 года - от отвязки доллара от золота, то за это это время доллар обесценился раза в 4(грубо), а рубль ну в зависимости от того как считать деноминации, но если по минимуму - раз в 200 примерно.
Безусловно ситуация с баксом в качестве главной валюты мира не вечна, и даже может завершится в нашей жизни, только рубль это никак не укрепляет.
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 19th, 2014 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 19th, 2014 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - michaelnnn - Dec. 19th, 2014 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - michaelnnn - Dec. 19th, 2014 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Dec. 19th, 2014 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 19th, 2014 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 19th, 2014 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 19th, 2014 11:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biakov - Dec. 20th, 2014 01:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - skadi_omsk - Dec. 20th, 2014 07:19 am (UTC) - Expand
utyos
Dec. 19th, 2014 02:43 pm (UTC)
Да, стабильность единиц измерения на данный момент есть только в программе Антуту... Все равно все - "попугаи". Условность. Обидно просто, что есть ребята, которые где-то там рулят большой экономикой, чтобы ИМ это было выгодно. А огребаюсь я... И ты, Андрей, кстати тоже. Жил бы себе в той же Феодосии на изначальной квартире и в ус не дул, спокойно готовился к отъезду. Так нет, кому-то большому приспичило поменять курс рубля. Именно сейчас... Рубля, заметь, не доллара. И в итоге ты вынужден в пожарном порядке менять жилье, испытывать неудовольствие от подвешенного состояния в плане работы в этой фирме. А я не могу на новый год купить дочери подарок в ДНСе, потому что банк рассрочку второй день как не дает. Буквально позавчера давал, а сегодня уже не дает. "Из-за нестабильности курса рубля"... Суки все, ненавижу! :) (это риторика). Ты недавно поулыбался в ответе на мой коммент. Про "мировую закулису". Вот она тебе во всей красе, мировая закулиса. Special for you, так сказать.
torin_kr
Dec. 19th, 2014 09:11 pm (UTC)
Да какая там закулиса? Просто некий подполковник КГБ в принципе не понимает как устроена экономика и в состоянии был "рулить" страной, только пока деньги лились из всех нефтяных скважин. А как они (деньги) перестали литься, так и все -- пришел маленький пушной зверёк. И пришел он я думаю надолго, если не навсегда...
i_rin_lisa
Dec. 19th, 2014 07:04 pm (UTC)
Какая интересная у вас "картина мира" в голове!)
torin_kr
Dec. 19th, 2014 08:17 pm (UTC)
Так это же хорошо, что интересная!
(no subject) - i_rin_lisa - Dec. 19th, 2014 08:22 pm (UTC) - Expand
a_spyd
Dec. 20th, 2014 01:16 am (UTC)
Поправочка
Билеты госбанка СССР начинались с 10 рублей, а не с 25.
И несли на себе надпись "...обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами государственного банка" -- в отличие от казначейских билетов, обеспечивавшихся, якобы, "всем достоянием Союза ССР" и не более того :)
Надпись про золото смешно смотрелась...
( 49 comments — Leave a comment )