?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почему-то все современные дискуссии  о сущности происходящих в мире процессов исходят из того, что единственными игроками на поле мировой геополитики являются страны и государства. Точнее так -- государства, олицетворяющие собой страны. Между тем это давно уже не так...

Для начала договоримся о том, что же такое эта самая геополитика. Не вдаваясь в дебри различных дефиниций и их толкований в рамках тех или иных теорий, можно согласится на том. что геополитика -- это борьба за изменение  и перераспределение сфер влияния (центров силы)  тех или иных групп влияния. Проще говоря, это борьба за власть над ресурсами.

Теперь что такое государство? Государство -- это менеджер, управляющий ресурсами имеющими ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ локализацию. Долгое время таких ресурсов было ДВА -- это полезные ископаемые и человеческий капитал.

Вторая мировая война привела к тому, что  человеческий капитал перестал быть территориально локализованным ресурсом. Начиная со второй половины 20 века государствам ЗАПРЕТИЛИ ограничивать передвижение людей через свои границы. Право на свободу выбора места жительства или на "свободу эмиграции" стало обязательным для всех стран, входящих в т.н. "пул цивилизованных стран" или "стран западной демократии".Любая страна, нарушающая принцип свободы эмиграции, подвергалась жесточайшим экономическим санкциям. Если кто не знает, то нанесшая максимальный экономический вред СССР-у  "поправка Джексона-Вэника" -- это как раз санкции за нарушение в СССР принципа свободы эмиграции.

Более того, последние лет двадцать-тридцать корпорациями  было потрачена масса ресурсов (в первую очередь интеллектуальных) на то, чтобы и идеологически отвязать человека-работника от менеджера-государства. И определенные успехи в этом процессе достигнуты. Во всяком случае ситуации,  когда человек говорит что-то вроде -- " я хочу работать в GOOGLE, а в какой это будет стране мне пофиг" -- уже вполне себе имеют место быть.

В результате на сегодня у государств остался только один ресурс, который они полностью контролируют -- полезные ископаемые, причем значение этого ресурса с каждым годом падает. Все остальные ресурсы поделены между государствами и транснациональными корпорациями. Причем далеко не в пользу государств. Так, экономическая мощь (суммарный ВВП) России уступает целому ряду транснациональных корпораций, рыночная капитализация -- тоже, о контроле над уникальными технологиями можно даже и не говорить. Не Россия, не Китай и даже не США владеют сейчас самыми прорывными технологиями в сфере микроэлектроники, компьютерной техники или той же обработки информации -- ими владеют транснациональные корпорации.  

Открыв себе доступ к человеческому ресурсу и обеспечив за счет намного большей экономической эффективности захват такого ресурса как технологический, корпорации стали как минимум равноправными игроками на поле геополитики. Прэтому они могут спокойно диктовать свои условия государствам, объявлять им экономические войны и периодически выигрывать эти войны. Государства вынуждены договариваться с корпорациями, вступая с ними в РАВНОПРАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Причем если эти отношения перестают корпорации устраивать, то корпорации легко все свои договоренности разрывают и государства ничего не могут с этим поделать -- поинтересуйтесь например историей взаимоотношений государства Израиль и корпорации Де Бирс.

Поэтому я считаю, что государства проигрывают борьбу за ресурсы и постепенно покидают сферу мировой геополитики. На их место приходят транснациональные корпорации . Они приносят ДРУГОЙ подход,  ДРУГУЮ идеологию, ДРУГОЕ представление о том, что на самом деле важно и что неважно в мире. И что самое важное -- они приносят ДРУГИЕ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. Мир перестает быть миром наций, стран и государств -- он постепенно становится МИРОМ КОРПОРАЦИЙ. И это хорошо.

Конечно, обладая армиями и запасами вооружений, несравнимыми с частными армиями корпораций,  у государств всегда остается возможность "громко хлопнуть дверью" уходя с поля геополитики -- например, развязав третью мировую войну. Но не стоит забывать, что даже государства состоят из людей, а люди хотят жить и жить по возможности хорошо. А транснациональные корпорации хотят и могут обеспечить своим сотрудникам намного лучшую жизнь, чем большинство государств. Поэтому  очень возможно,  что когда какой-нить майор частей РВСН в РФ получит приказ нажать на ту самую кнопку, он этот приказ не выполнит. А еще более вероятно, что министр обороны РФ просто этот приказ не отдаст -- потому что  за день до этого ему предложат должность в Совете Директоров крупной транснациональной корпорации .
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
torin_kr
Dec. 12th, 2014 10:50 am (UTC)
Да. Реально мы уже живем не в том мире, в котором жили наши родители...
kumehtar
Dec. 12th, 2014 11:17 am (UTC)
*насмотревшись обители зла, и ему подобных фильмов*

Ага, корпорации. Возглавляемые одним кланом. Действующие в интересах именно этого одного клана. Концентрирующие финансовые ресурсы мира в руках 10 человек. ХОТЯТ обеспечить достойную жизнь рабочим. Вам самому не смешно? Хотят они...

В вопросе корпораций я поддерживаю Доброго дядю Лукашенка и не менее доброго дедушку Ленина: сажать без разбору. Тогда это хотя бы частично будет держать в каком-никаком страхе этих "воротил" и не даст им превратить нас в рабов окончательно.

Мы - не рабы. Рабы - не мы.
torin_kr
Dec. 12th, 2014 11:19 am (UTC)
Мне смешно.
А Вы для начала сравните офисы Гугла (и зарплату гугловских программистов) с офисами какой-нить российской ГОСУДАРСТВЕННОЙ компании и с зарплатами программистов в этой компании -- и Вам тоже станет смешно...
kumehtar
Dec. 12th, 2014 11:27 am (UTC)
А, да ладно вам. они же ведут борьбу за людские ресурсы, при чем - только-только вышли на новый уровень. Ясное дело, им нужно приманивать работников.
torin_kr
Dec. 12th, 2014 11:59 am (UTC)
Так ВСЕ корпорации "ведут борьбу за людские ресурсы". Этим-то они и отличаются от государств. И ВСЕМ "нужно приманивать работников". Этим они и хороши.
kumehtar
Dec. 12th, 2014 01:10 pm (UTC)
Это пока. А там - вполне может появиться какая-нибудь мегакорпорация, которая соберет под собой многие другие, такая, как та же Амбрелла из "Обители зла". Либо - опять же - подобно Амбрелле чего-то где-то накосячит. Про утечку нефти в мексиканском заливе помните? Кто виноват? Корпорация. Кто пострадал? Люди и природа. Кто понёс наказание? Никто.

Это особенность корпораций. Их минус. Они не привязаны к территории, поэтому им пофиг загрязнение окружающей среды (людей, живущих вокруг меде-, алюминиеплавильных заводов, хим.могильников и свалок токсических отходов расспросите) и жизни людей, живущих на загрязнённых территориях, да и вообще - жизни людей как таковых. Юристы куплены, всё проплачено. Вон рассказывали, что они термоядерную реакцию уже запустили где-то. Или антивещество это ихнее... А ну как не удержат? Они же ради бабок это всё делают, а не ради чистой науки!

Люди эгоистичны, алчны, глупы, Торин. Их жизнь для них же самих не стоит ни гроша. Такое будущее вы себе хотите?
torin_kr
Dec. 12th, 2014 01:12 pm (UTC)
"Люди эгоистичны, алчны, глупы" -- а государственные чиновники это не люди, что ли? Их из ангелов набирают?
kumehtar
Dec. 12th, 2014 01:24 pm (UTC)
А государственных чиновников мы в любой момент можем сбросить оттуда!

И набрать новых!
Мы можем поменять всё: политический курс, государственный строй, территориальную целостность - всё, что угодно.
А корпорация - это частная собственность. Личная. Ничего мы там не поменяем.
И это пугает.
А еще - не понятен ваш энтузиазм по этому поводу.
torin_kr
Dec. 12th, 2014 01:32 pm (UTC)
Что же Вы такой пугливый-то? В корпорациях есть люди, у которых есть РЕАЛЬНЫЕ интересы. да. корпорации зарабатывают прибыль. Но ЗАРАБАТЫВАЮТ ведь. САМИ! А государство только перераспределяет то, что заработали ДРУГИЕ. Ну и кто после этого полезней для социума?
kumehtar
Dec. 12th, 2014 01:38 pm (UTC)
Конечно государство! Государство платит социалку, например. Государство нас защищает армией и милицией. Государство издаёт валюту. Государство - это грамотный менеджер. При советах управленцев тоже считали бездельниками, к чему это привело - мы знаем. Я бы не хотел вляпываться в это дерьмо дважды.
kumehtar
Dec. 12th, 2014 01:40 pm (UTC)
А вообще - я за вас рад. Судя по всему, вы не знали множества ужасов, которые выпали на долю некоторых работников таких корпораций, да и меня самого. Пусть так будет и дальше. Но не спешите с выводами.
torin_kr
Dec. 12th, 2014 01:50 pm (UTC)
Зато я немножко накушался ужасов государства...
kumehtar
Dec. 12th, 2014 02:02 pm (UTC)
Мир не идеален, что поделать? Государства мы хотя бы можем изменить.
Но то, что вы предлагаете - это апокалипсис в чистом виде.
torin_kr
Dec. 12th, 2014 03:33 pm (UTC)
Государства мы можем изменить еще меньше, чем корпорации...
kumehtar
Dec. 12th, 2014 03:37 pm (UTC)
Почему вы так считаете?
У нас на Украине, например, это вполне осуществимо.
torin_kr
Dec. 12th, 2014 01:47 pm (UTC)
Откуда оно это все берет? Ну вот то, что раздает? То есть оно вначале отбирает, потом раздает? В этом-то и есть его ценность? Ну-ну...
kumehtar
Dec. 12th, 2014 01:56 pm (UTC)
А вот здесь, Торин, весь секрет) ИМХО, ясное дело. Моё мнение, тоесть.
Секрет в том, что государство заинтересовано в том, чтобы внутри себя выращивать корпорации, но жестко контролируемые. Хотя бы теми же антимонопольными законами, или банальным стравливанием их друг с другом. Государство выпускает те деньги, которые принимает к оплате корпорация, понимаете? Этим оно может контроллировать и ограничивать монополию. Вот вы радуетесь тому, что корпораций много и они конкурируют, а не хотите понимать, что это так только благодаря государствам. Только.

Итак, вырастили и ограничили. А теперь - можно им продавать свои услуги: защиту армиями и милицией, урегулирование споров судами, правила игры законодательством, и т.д. А за это брать плату в виде налогов. Всё просто и гениально))
skadi_omsk
Dec. 12th, 2014 11:23 am (UTC)
Да, пока так. Но в схеме есть маленькое "но" - корпорации способны обеспечить высокий уровень жизни только своим СОТРУДНИКАМ, в крайнем случае - членам их семей. Обеспечивать высокий уровень жизни работникам тех сфер, которые не относятся непосредственно к интересам корпораций, те не будут.
В итоге корпорации просто лишаются человеческого ресурса. Качество ресурса не растет, а падает - за бортом оказываются потенциально высокоэффективные сотрудники, которые просто не смогут получить должной подготовки.
Ну и по мелочи. "Победив" государства, корпорации будут вынуждены брать на себя те функции, которые сегодня выполняет государство. Скажем, на фига Гуглу лесоохрана? В какое место уперлась. Гугл НИКОГДА не будет тратиться на лесников и пожарных. И в результате... леса просто сгорят, будут варварски без восстановления срублены. На фига корпорациям искусство, литература? Какая от нас польза? На фига корпорациями музеи? Нет, музей своей славы они, конечно, будут содержать... а на фига им Третьяковка, Эрмитаж или какой-нибудь комплекс на Пискаревском кладбище? Или, скажем, панорама "Бородино"? На фига корпорациям животные? В зоопарках - еще туда-сюда, а в лесу? Какая от них польза? И так, если покопаться, обнаруживаются сотни вопросов, которые сегодня решаются государствами, но никогда не будут решаться корпорациями, так как они не приносят прибыль. Так что никакого "хорошо" в этой перспективе нет.
Ну, а мощь корпораций - да, есть такое дело. Хотя - какие корпорации и какие страны. Почему немецкие концерны не могут принудить Меркель забить на мнение США и добиться нормальных поставок дешевого газа из России? Значит, пока государства, особенно США, значат больше, чем любая корпорация.
torin_kr
Dec. 12th, 2014 12:05 pm (UTC)
"Или, скажем, панорама "Бородино"" -- панорама "Бородино" вообще никому не нужна, по-моему мнению.

"немецкие концерны не могут принудить Меркель забить на мнение США и добиться нормальных поставок дешевого газа из России" -- Скади, ключевое слово "транснациональные", а не "немецкие". Национальные корпорации ничего "добиться" от своего правительства не могут -- пока они не выдут за границы этого государства.

skadi_omsk
Dec. 12th, 2014 02:03 pm (UTC)
А что, в Германии нет головных контор ТК? Германия - не Англия, она не уничтожала у себя производства. Машины, станки, инструмент - куча всего, что реально делается не только в юго-восточной Азии, но и в Германии.
torin_kr
Dec. 12th, 2014 02:19 pm (UTC)
А ТНК в Германии ничего не потеряли. Ну вот AMD имеет свои заводы в Германии -- им газ не особо нужен...

И потом -- с Россией сейчас НИКТО связываться не хочет. Россия -- "беспредельщик". Ты можешь так не думать, это твое право, но весь мир думает именно так.
skadi_omsk
Dec. 13th, 2014 05:09 am (UTC)
Опосредованно газ нужен всем. Что, ADM не отапливают помещения? В масштабах ТНК такие расходы значимы.
Ага, европейцы считают беспредельщиком. :0))) Мне это нравится. Хотя "никто" - миф. 3\4 населения и больше половины производства - далеко не Европа и США.
torin_kr
Dec. 13th, 2014 08:09 am (UTC)
"Мне это нравится" -- я рад за тебя, если тебе это нравится...
Мне, честно говоря, не очень.

"3\4 населения и больше половины производства" -- только среди этих 3/4 и "половин" НЕТ владельцев "критических технологий". И не надо мне про Китай. Китай живет на западных технологиях, своих у него нет... И вряд ли будут. Ну а уж про Бразилию и Индию --совсем смешно.
skadi_omsk
Dec. 13th, 2014 08:41 am (UTC)
Что ты подразумеваешь под "критическими технологиями"?
В некоторых отраслях (например, в ядерной энергетике, ракетостроении и пр.) наиболее прогрессивные технологии по-прежнему российские.
А вот вопрос о том, будут ли собственные прогрессивные технологии у Китая (Бразилии, Индии и пры) - действительно вопрос. Китайцы не тупее европейцев, просто позже начали. Денег в науку там сейчас вваливается много... Единственная причина, по которой прогрессивные технологии не создаются нигде, кроме уже существующих центров, состоит в том, что их дешевле купить (украсть), чем создавать свои. Плюс - центры технологий очень ревниво следят за потенциальными конкурентами и стараются "сбивать на старте" - от переманивая молодежи с потенциалом до прямых диверсий. Это возможно в условиях "открытого мира". И это приводит в конечном итоге к отсутствию конкуренции и застою в развитии, так как свойство любой системы - стремиться больше потреблять и меньше делать. Не напрягаться зазря, если можно не напрягаться.
Зато есть примеры возникновения центров прогрессивных технологий в особых условиях. Особенно это ярко - в медицине, в которой центры технологий сегодня - не США, а... Израиль, Куба, Германия. Именно в таком порядке. Почему? Видимо, в США в свое время "упустили из виду" медицинские технологии как серьезный рынок. И это сразу же использовали евреи и немцы. Плюс Израиль имел еще такой бонус, как идея "земли обетованной" - специалисты ехали в Израиль не потому, что там лучше условия, а ради идеи "родины предков". В Германии жестко ограничивалось развитие технологий, которые можно использовать в военных целях, а медицину просто... упустили из виду. Не подавляли развитие.
Куба - та же история. Взяли советские технологии, раньше других в западном полушарии сообразили, что медицинские услуги могут стать экспортным товаром, да еще плюс Куба и до революции была курортно-туристической зоной для Северной Америки... В итоге - в технологиях обошли не только Южную Америку, но и США. Когда там рыпнулись, оказалось, что поляна уже занята.
Кстати, по производству лекарств и БАДов сейчас в лидерах - опять же Китай и Индия, причем на своих технологиях. Особенно в БАДах - там еще "восточный колорит" в маркетинге роляет.
Так вот, сегодняшние изменения в мире нацелены на то, чтобы ограничить "прозрачность" границ для ТНК, что даст фору национальным центрам развития технологий. Это - благо, так как возникает момент конкуренции, технологии за счет этого дешевеют, к ним получает доступ более широкий круг потребителей.
Плюс - учти то, что ТНК в Китае, конечно, работают, но госсектор там значительно больше, чем ТНК. Госсектор Китая - сам по себе ТНК, заходящая на многие и азиатские, и африканские, и даже уже европейские рынки. На уровне государства можно не считать прибыль, посадить (насильно, ага!) энное количество умников за работу и дать им задание. С китайским менталитетом такое роляет.
russula_wild
Dec. 12th, 2014 03:23 pm (UTC)
Бородино не нужно, а вот на счет социальной сферы - абсолютно согласна с skadi_omsk. Сокрещение расходов - это главная фишка корпораций. И они уж точно по доброй воле не будут тратиться на то, что никак не влияет на производительность. Можно доказать, что поддержка семьи благоприятно влияет на производительность стотрудников, но никогда нельзя будет доказать, что культура и искусство могут пойти им на пользу.
Плюс фундаментальная наука - кто будет финансировать ее?
torin_kr
Dec. 12th, 2014 03:32 pm (UTC)
А кто сейчас ее финансирует? В США затраты частных корпораций на науку превышают затраты государства в разы... И не надо про фундаментальность -- то, что делает GoogleX или Фонд Билла и Мелинды
Гейтс -- это более чем фундаментально...

А культуру и искусство будет по прежнему оплачивать государство. Я же не сказал, что государство исчезнет -- я сказал, что изменится его статус. Корпорации будут платить государству ЗА УСЛУГИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ. Вот с этих платежей государства и будут содержать культуру и искусство. Наравне с канализацией и заводами по переработке мусора...
Alexander Sheptyakov
Dec. 12th, 2014 12:57 pm (UTC)
Вот когда корпорации юридически смогут содержать и применять армию, государства исчезнут )
torin_kr
Dec. 12th, 2014 01:03 pm (UTC)
Я думаю, они никогда не исчезнут. зачем корпорациям взваливать на себя массу "непрофильной" работы? они просто потеряют свой нынешний статус "вершителей судеб". Государство будет тем, чем оно и должно быть -- МЕНЕДЖЕРОМ ТЕРРИТОРИИ. Будет получать от корпораций плату на обустройство территорий и на эту плату содержать штат специальных сотрудников, занимающихся только и исключительно ОБУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ....
( 29 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono