?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перечитал тут после похода свои записи за последние пару недель. Понял, что четко формулировать свои мысли – это отдельное умение и я им как-то не особенно владею… Печально, но что ж теперь -- будем учиться.
И вот в рамках этого «будем учиться» решил вернуться вот к этому своему посту http://torin-kr.livejournal.com/40693.html. Как-то судя по комментариям из всего, что я хотел сказать, удалось сказать только то, что кратко подытожил ЖЖ-юзер Сволик  (svolik)
– «гибкое побеждает, жесткое проигрывает». На самом деле тезис был несколько другим, попробую его изложить.
Итак, тезис.
Очень долгое время сила государства определялась КОЛИЧЕСТВОМ производимого – стали, нефти, танков, продуктов питания. Это время называлось – индустриализмом. Государства оценивали друг друга (и выстраивали отношения между собой) по количеству танковых дивизий (помните знаменитую фразу Сталина – «А сколько дивизий у Папы Римского?»)  Поэтому строились все новые и новые шахты, карьеры, фабрики, заводы… которые как две капли воду напоминали уже построенные. Все отличия были чисто технологические – вот старая печь использует поддув воздухом при такой температуре, а новая – при такой, вот у старого токарного станка шпиндель вращается со скоростью столько-то оборотов в минуту, а у нового – в два раза больше. А школы, семья и система государственной пропаганды готовили человеческие «винтики» для гигантской машины производства… «Винтики» под уже заранее спланированные производственные места. И все были счастливы и довольны – государство наращивало свою мощь, граждане получали СТАБИЛЬНОСТЬ своего существования. Заранее было ясно, что вот этот после школы пойдет в ПТУ, потом на завод – и место на заводе точно будет, вот этот – в университет, потом в НИИ --  и место в НИИ,  точно так же как и на заводе, гарантировано… А так же гарантированы жилье, медицинское обслуживание (надо же заботится о производстве, частью которого является здоровье работников), поддержка в обзаведении потомством (из тех же соображений…)
Но где то в третьей четверти 20-го века ситуация в мире глобально изменилась. Мировая наука и техника начали настолько быстро прогрессировать в настолько необычных областях, что КОЛИЧЕСТВО чего бы то ни было, перестало быть определяющим фактором. Можно вывести на поле 10000 танков, но высокоточное оружие уничтожит руководство этих танковых дивизий и результат сражения будет легко предсказать. Можно построить тысячу компьютеров класса «Эльбрус», но одного «Cray-4» из них не соберешь. И вообще, оказалось, что одна программа, написанная обычным, далеко не самым талантливым,  программистом может сделать ненужным треть станочного парка крупного предприятия – просто за счет правильного составления маршрутов движения изделия по технологической карте…
Мир перешел в стадию ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА – стадию, в которой основной производственной силой становится конструктор и разработчик, а не «винтик» с конвейера. И тут оказалось, что есть что-то такое в самой сути социализма, что не дает производить массово кого-либо, кроме «винтиков», что эти самые конструкторы, разработчики, программисты и прочие «креаклы» (впрочем, тогда этого слова еще не было) не вписываются в сложившиеся социальные отношения социализма. Однако потребность в дальнейшем  наращивании государственной мощи была настолько велика, что решили – ладно, хрен с ним, поступимся частью этих самых «социальных отношений социализма», подкорректируем немного социализм, главное-то все равно не социализм, главное – ВЕЛИКОЕ ГОСУДАРСТВО.  Так началось то, что назвали «перестройкой».
Но увы, оказалось, что из здания социализма нельзя убрать ни одного блока, ни одной колонны – оно тут же начинает сыпаться. А тут посягнули не на какую-то подпорку, посягнули, образно говоря,на «цемент» постройки, на основу социального договора государства со своими гражданами – на КОНЦЕПЦИЮ СТАБИЛЬНОСТИ.  Да, граждане великого СССР хотели жить лучше, чем они жили (т.е. потреблять больше, а работать меньше), но намного больше этого они хотели стабильности. Чтобы все осталось так же, как и было, чтобы по-прежнему сын токаря вставал рядом с отцом за токарный станок, причем желательно, чтобы станок сына не очень отличался от станка отца. И когда оказалось, что такого больше не будет, государство рухнуло.  Наступили «ревущие 90-е», безвременье, беззаконие, гуманитарная катастрофа…
Дальше я просто процитирую конец того самого своего  поста:
«Это была агония и единственным способом ее остановить, было отменить игру в «постиндустриализм» и собрав все возможные силы вернуться «назад в СССР», ну или хотя бы «назад в индустриальное государство» -- что и было проделано командой силовиков, которую ныне олицетворяет Владимир Владимирович Путин.
Видимо, этот вариант действительно на тот момент был единственно возможным, но надо понимать, что факта проигрыша в мировой цивилизационной гонке этот вариант не отменяет. Машинка под названием «СССР» вылетела на крутом повороте «Формулы-1» с трассы и десяток лет кувыркалась, скатываясь к краю пропасти. К сожалению, люди, которые остановили это падение, неспособны вернуть машину на трассу и уж тем более неспособны выиграть гонку. Должны прийти новые, и возможно они уже на подходе, но вот как-то «аварийная команда» не очень торопится уступать им свое место…»
          
            Вот как-то так…     
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
motilek_1
May. 5th, 2013 03:45 pm (UTC)
Респект - хорошо пишешь.
torin_kr
May. 5th, 2013 03:53 pm (UTC)
Спасибо.
А по сути поста чего-нить можешь сказать?
motilek_1
May. 5th, 2013 05:16 pm (UTC)
Согласен с его содержанием.
panda_sibirika
May. 6th, 2013 02:40 am (UTC)
+100 500
Прекрасные,глубокие размышления...
Интересно продолжение анализа.
torin_kr
May. 6th, 2013 06:23 pm (UTC)
Re: +100 500
спасибо. Продолжение будет обязательно...
mudryj_volk
May. 6th, 2013 07:39 am (UTC)
Чего-то как-то не сходится.
Если граждане хотели "Чтобы все осталось так же, как и было" - то чего ж тогда граждане выходили на улицы в Москве? Чего ж шли к Белому дому? Чего радовались происходящему развалу Союза? Или это были какие-то другие граждане?

"вернуться... хотя бы «назад в индустриальное государство» -- что и было проделано командой силовиков"- это фактическая ошибка. Может быть "Хотело быть проделанным"(прости за нерусский оборот) - или даже "планировалось", но только не "было проделано". Надеюсь, без объяснений понятно)
Скажи лучше: может ли общество, минуя эпоху индустриализации, стать сразу постиндустриальным?
torin_kr
May. 6th, 2013 08:55 am (UTC)
Алина, а ЧЕМУ именно они радовались? Они радовались тому, что им сказали -- что на полки магазинов хлынут импортные товары, что на улицах внезапно станет чисто, что в цехах сами собой появятся системы воздухоочистки и климат-контроля....
Но при этом они почему-то думали, что это будут ТЕ ЖЕ САМЫЕ ЦЕХА С ТЕМИ ЖЕ САМЫМИ СТАНКАМИ и те же самые магазины. А вот когда выяснилось, что нельзя, условно говоря, одеть салон от "мерседеса" на раму от "москвича", что 90% заводов проще закрыть, чем перестроить под западные стандарты, что 75% населения работают по специальностям, которые в новом мире просто не нужны -- вот тогда вся радость очень быстро куда-то пропала.

"может ли общество, минуя эпоху индустриализации, стать сразу постиндустриальным" -- не знаю, но вот Индия идет именно этим путем. Сейчас одним из основных источников валютных поступлений в бюджет Индии является продажа программного обеспечения. Но какое это имеет отношение к СССР? СССР был РАЗВИТЫМ ИНДУСТРИАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ. БЫЛ!!! БАМ, целина, освоение космоса, атомное оружие и атомная энергетика -- все это может позволить только высокоразвитое индустриальное государство. Другой вопрос, что ценность всего этого резко упала, как я уже написал, "в последней четверти 20 века"

Edited at 2013-05-06 09:05 am (UTC)
utyos
May. 6th, 2013 03:19 pm (UTC)
Согласен, 90% заводов проще закрыть. Что, собственно, и сделали. А вся мерзопакость в том, что новых ни хрена не строят. А доят до последнего оставшиеся десять процентов. Я бы с удовольствием рассмотрел возможность смены завода (как места работы) на новый. Фиг! Никому это не надо. Потому что нужно вкладывать огромные бабки в проектирование и упомянутые тобой системы воздухоочистки и т. п. Потому что воздухоочистка - это таки природоохранное законодательство и серьезные штрафы за нарушения. Невыгодно это в кратковременном варианте. А в долговременном неинтересно - прибыль-то хочется сейчас...
А насчет мобильности отдельного индивидуума... Я тут как раз перечитываю (вернее, переслушиваю в аудиоварианте) "Энциклопедию мифов" Макса Фрая. Вот тебе идеальная версия мобильного индивидуума. Только для обычного человека это нереально по определению...
И кстати о профессиях. Тебе как программеру все-таки несколько проще - это ж практически как сварщик или шофер, везде нужен, то есть его работа может пригодиться в ЛЮБОЙ организации, а также частным лицам. И строго говоря для работы нужен только компьютер, причем даже не самый резвый в мире на текущий момент. А как раз работнику промышленности для работы нужна ЦЕЛАЯ промышленность, весь завод сразу, иначе его работа либо не имеет логического смысла, либо просто невозможна с технической стороны.
А таким людям, как ты, или тот же Сволик, или вот Лешка Гамзов (вообще идеально мобильный индивидуум, практически сэр Макс во плоти), я, конечно, от души завидую белой завистью, и удачи вам. А мы, негибкие, "стабильные", тоже как-нибудь проживем. Двигаться ведь надо относительно чего-то. Стабильного...
torin_kr
May. 6th, 2013 06:14 pm (UTC)
Вы то еще проживете. А вот ваши дети, боюсь, уже нет. Не обижайся, это не я такой злобный, это жизнь такая...

Edited at 2013-05-06 06:16 pm (UTC)
mudryj_volk
May. 6th, 2013 05:25 pm (UTC)
Эк вы, компьютерщики, любите все к станкам сводить.

Я, видимо, слишком плохо представляю себе реальную мощь этой индустриализации. Пойду читать
torin_kr
May. 6th, 2013 06:13 pm (UTC)
Алин, индустриализация -- это и есть станки... все остальное -- это уже ПОСТиндустриализация
mudryj_volk
May. 6th, 2013 06:45 pm (UTC)
Нет, постиндустриализация - это тоже станки, просто автоматические.

А вот когда уже станки не нужны, когда у каждого дома стоит свой 3D-принтер, и каждый самс обирает, что ему надо - это уже дивный новый мир.
torin_kr
May. 6th, 2013 07:36 pm (UTC)
Это называется -- сетевое самоорганизующееся общество. Об этом я напишу дня через три-четыре, как все в голове уложится.
torin_kr
May. 6th, 2013 08:59 am (UTC)
"Хотело быть проделанным"(прости за нерусский оборот) - или даже "планировалось", но только не "было проделано"" -- отчего же. Россия, насколько это возможно после 10 лет разрухи, вернулась на индустриальный путь развития и сейчас упорно по нему движется. Почитай какого-нить ФрицМоргена, он с кучей цифр показывает ежегодный прирост промышленного производства в России и я ему верю. Другое дело, что этот путь изначально ведет в никуда, точнее --в загон для "недоразвитых стран".
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono