?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я, как все нормальные советские дети, учил в школе обществоведение и регулярно ходил на политинформации. В ВУЗе у меня, будущего физика, самым большим по общему объему часов был цикл "общественных наук" - вначале "история КПСС", потом "марксистско-ленинская философия". Так что фразу о том, что "социализм -- это первая стадия коммунизма" я слышал не один раз и даже не одну сотню раз, причем со ссылкой именно на классиков марксизма. А в этом посту я попытаюсь объяснить почему, на мой взгляд, к марксизму в его изначальном смысле эта фраза не имеет ни малейшего отношения.

Любая реализовавшаяся общественно-политическая практика проходит в своей истории три стадии -- вначале она существует как  философско-онтологическая теория, затем как социально-политическое учение и затем -- как социально-политическая практика. На каждом переходе от одной стадии к другой она с неизбежностью искажается -- это нормально, вопрос только в степени искажения. Когда все три стадии (или хотя бы две первых) проходят при непосредственном участии одних и тех же "первых" лиц, как это было с исламом или буддизмом, тогда искажения минимальны. Христианству и марксизму в этом смысле повезло меньше -- ни Христос, ни Маркс физически не дожили до этапа превращения своих философско-онтологических концепций в  массовые социально-политические учения.

Так в чем же, на мой взгляд состоит философское учение марксизма и почему я отказываюсь признавать его тождество с тем
социально-политическим учением, которое называет себя "марксизмом-ленинизмом"? Начнем "ab ovo".

Сколько  существует человечество, столько мыслителей мучал вопрос -- в чем смысл этого существования? Ответов за несколько тысячелетий было придумано много, но был среди этих ответов один, мне наиболее близкий -- человечество существует ради ПОЗНАНИЯ. Наиболее полно и закончено этот ответ изложил немецкий философ, живший в конце 18-начале 19 веков Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Излагать подробно его учение я не буду, для этого не посты надо писать, а собрания сочинений, мне сейчас важно одно -- его учение оказало потрясающее влияние на еще одного немецкого философа, которого звали Карл Маркс. В философском смысле слова Маркс всю свою сознательную жизнь был "правоверным гегельянцем" и философская концепция марксизма -- это развитое и дополненное гегельянство. Но дополненное воистину ГЕНИАЛЬНО.

Что сделал Маркс? Он задал СЛЕДУЮЩИЙ вопрос, тот, перед которым остановился Гегель -- хорошо, человечество познает мир. Но КАК оно это делает?  И сам же на него ответил -- путем СВОБОДНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Познает и одновременно преобразует, что в идеологии гегелевской диалектики суть ОДНО И ТО ЖЕ (именно в этом, кстати, величие т.н. "одиннадцатого тезиса о Фейербахе").   Значит, что обладает АБСОЛЮТНОЙ ЦЕННОСТЬЮ --правильно,  свобода человеческой деятельности, или, на языке экономики и социологии -- свобода человеческого труда. Человеческий труд должен быть освобожден от всех и всяческих препон на своем пути -- ради процесса ПОЗНАНИЯ человеком окружающего мира. Основной препоной на этом пути на тот момент являлось ЧАСТНАЯ СОБСТВЕНННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

И Маркс весь свой полемический талант  бросает на борьбу с частной собственностью на средства производства. Заметьте --только НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА. Никакая другая частная собственность его не волновала. Средства производства должны быть общедоступны РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (то есть ради ускорения процесса познания). Но почему они не свободны? Да потому, что частная собственность  на средства производства позволяет собственникам
присваивать РЕЗУЛЬТАТЫ труда. Значит, надо отменить частное присвоение результатов труда -- ради всё того же УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Концепция отмены частной собственности ради увеличения объемов труда имеет мало шансов стать массовым социально-политическим учением. Собственно, при жизни Маркса она таким учением и не стала. Но Маркс умирает, а его учение "присваивают" себе будущие идеологи зарождающейся индустриализации -- т.н. социал-демократы. Им нужен хоть какой-то инструмент вовлечения работника в процесс машинообразного производства -- ибо с одной стороны человек в этом процессе окончательно превращен в винтик, а с другой -- этот винтик должен выполнять достаточно большой набор операций -- и не все из них так уж просты.

И "общественная собственность на средства производства" становится как раз такой приманкой -- работай больше, работай осмысленней, работай заинтересованней -- ибо это все ОБЩЕСТВЕННОЕ, то есть и ТВОЕ ТОЖЕ. А чтоб ты об этом (о том, что оно и твое тоже) не забывал, мы будем о тебе заботится. Точнее, о твоих ПРОСТЕЙШИХ ПОТРЕБНОСТЯХ -- еда, жилье, тепло, медицинское обеспечение et cetera...

Так концепция ОБЩЕСТВА СВОБОДНОГО ТРУДА превращается в концепцию ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ. Так КОММУНИЗМ превращается в СОЦИАЛИЗМ. Основная подмена сделана -- не свободный доступ к средствам производства, а справедливое (в некоем смысле) распределение результатов применения этих самых средств. Маркса вообще не интересовало РАСРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, его интересовал ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и место человека в этом процессе. Не низкая оплата труда превращает пролетария в раба, а САМ ФАКТ РАБОТЫ ЗА ОПЛАТУ -- не важно, низкую или высокую. Как только человек начинает продавать ПРОЦЕСС СВОЕГО ТРУДА -- он раб, он не свободен. Свободный продает РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА,  а не процесс -- вот в чем суть марксизма, взятого в экономическом ракурсе.

Марксизм -- это общество,  в котором каждый из его членов имеет доступ к любым средствам производства, в которых он нуждается. Движение по пути к коммунизму -- это УПРОЩЕНИЕ процесса доступа самых разных групп населения к самым разным средствам производства. Социализм же -- это общество максимально справедливого распределения  результатов труда между различными группами населения. "Больше социализма" -- это больше справедливости при распределении произведенного продукта. Эти два процесса никак между собой не связаны. Поэтому социализм не имеет никакого отношения к коммунизму.
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

vashaosha
Dec. 10th, 2014 10:50 am (UTC)
спасибо. познавательно
torin_kr
Dec. 10th, 2014 12:31 pm (UTC)
Да не за что, заходите еще...
vashaosha
Dec. 10th, 2014 01:07 pm (UTC)
спасибо за приглашение. обязательно воспользуюсь
torin_kr
Dec. 10th, 2014 01:19 pm (UTC)
Буду рад...