?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я, как я уже неоднократно писал, начинал свою рабочую карьеру на заводе -- точнее на нескольких заводах -- вначале слесарем-наладчиком, потом слесарем-ремонтником, потом слесарем-вулканизаторщиком. И на всех этих заводах я естественно общался с товарищами по цеху. Одним из основных способов общения было рассказывание анекдотов, а одним из самых популярных анекдотов был следующий:

"Токарь вдумчиво протирает гаечный ключик тряпочкой. К нему подходит начальник цеха вместе с инженером-технологом и начинает "грузить":
-- Петров, блин!!! Ты какого … домой так рано собираешься??? Время всего 17:20!!!
--Понимаете, я пока ключик тряпочкой протру, пока станок железной щеточкой почищу, пока ручки мыльцем отмою, пока переоденусь…. Вот как раз и конец рабочего дня наступит.
Стоящий рядом с начальником инженер-технолог глубокомысленно замечает: "Нет, все-таки это неправильно! Вот я собираюсь с работы ровно в 18:00!"
На что Петров ему отвечает: "А че тебе собираться то? Рот закрыл и пошел…."


Этот анекдот очень точно выражал тогдашнее отношение рабочих к инженерам -- балаболы и бездельники, кроме как трепаться языком ничего не делают ибо ничего делать и не умеют... Это отношение если и не специально культивировалось, то как минимум всячески поддерживалось и поощрялось. СССР был страной победившего пролетариата, а к пролетариату относились исключительно рабочие. Инженеры были же той самой "гнилой интеллигенцией", от которой постоянно нужно было ждать какого-то подвоха. Вот их непрерывно и гнобили -- так, на всякий случай, чтобы не возомнили о себе слишком много.

Прошло три с половиной десятка лет. Давно уже нет СССР, давно уже нет "победившего пролетариата", но вот эта идеологемма, что истинная работа -- это ТОЛЬКО работа руками (пусть даже на станке, но все равно руками) вновь начала активно внедряться в массовое российское сознание. Одной из ее форм является представление о нулевой ценности научных, технологических и конструкторских разработок. Абсолютно подавляющее представление в головах российских обывателей -- производит тот, кто  НЕПОСРЕДСТВЕННО делает вещь. И только он!

Начинаешь, например, обсуждать монополию США на производство микропроцессоров, тебе в ответ -- да ладно, их Китай делает. Говоришь -- Китай делает их по АМЕРИКАНСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ, в ответ слышишь -- да что там технологии, главное что заводы в Китае. И сколько не пытаешься объяснить, что в Китае не ЗАВОДЫ, а ЦЕХА -- ибо все технологические службы и конструкторские бюро в США -- это всё пролетает мимо. Ибо с точки зрения 99% населения России, завод -- это и есть ЦЕХА, а все эти "службы" и "бюро" --  сборище  балаболов и бездельников.

И напоследок расскажу байку. В 1979 году к власти в небольшой латиноамериканской стране Никарагуа пришли т.н. "сандинисты" -- национально-коммунистическое движение. Первым делом они национализировали всю собственность транс-национальных корпораций. Естественно, все иностранные сотрудники этих корпораций (а это в основном и были как раз инженеры-технологи и  инженеры-конструкторы) уехали к себе на родину. И через пару месяцев все национализированные предприятия ВСТАЛИ -- из-за невозможности без инженеров соблюсти технологический режим и выпустить продукцию отвечающую хотя бы самым минимальным требованиям к качеству. Я на тот момент очень близко общался с атташе посольства Никарагуа по экономическим и культурным вопросам и помню, с каким горьким недоумением он рассказывал, что пришлось остановить даже заводы по переработке бананов -- ибо одно дело выращивать и собирать бананы для себя (что никарагуанские крестьяне всегда умели без всяких заводов) и совсем другое -- поставлять их на экспорт  в страны Западной Европы, на что и были рассчитаны заводы...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
livejournal
Oct. 5th, 2014 04:49 pm (UTC)
Спорности -- про то, что и как производит Китай или свод
Пользователь televisore сослался на вашу запись в своей записи «Спорности -- про то, что и как производит Китай или сводится ли завод к набору цехов» в контексте: [...] взят у в Спорности -- про то, что и как производит Китай или сводится ли завод к набору цехов [...]
smenavech
Oct. 5th, 2014 06:48 pm (UTC)
в Китае не ЗАВОДЫ, а ЦЕХА -- ибо все технологические службы и конструкторские бюро в США.
Лет 20 назад так и было. Посмотрите хотя бы статистику по патентам.Как это сейчас.

Edited at 2014-10-05 06:49 pm (UTC)
torin_kr
Oct. 5th, 2014 06:52 pm (UTC)
Хорошо, посмотрю и завтра напишу отдельный пост. Но боюсь, результат будет тем же самым -- во всяком случае по т.н. "критическим технологиям" типа прецизионной фотолитографии. Впрочем, давайте отложим дискуссию до цифирок...
smenavech
Oct. 5th, 2014 07:19 pm (UTC)
Я побаиваюсь, что вы будете смотреть цифры, подходящие к той картинке, которую Вы считаете правильной. Я был в Китае лет 8 назад. Уже тогда динамика была удивительная, а сейчас все намного круче.
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2014 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stern_forge - Oct. 5th, 2014 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2014 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stern_forge - Oct. 5th, 2014 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2014 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stern_forge - Oct. 5th, 2014 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2014 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smenavech - Oct. 5th, 2014 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2014 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smenavech - Oct. 6th, 2014 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2014 07:20 pm (UTC) - Expand
это тупиковый путь. - fon_rotbar - Oct. 6th, 2014 02:01 am (UTC) - Expand
Re: это тупиковый путь. - torin_kr - Oct. 6th, 2014 05:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Oct. 6th, 2014 04:05 am (UTC) - Expand
i_rin_lisa
Oct. 5th, 2014 07:04 pm (UTC)
На самом деле все не столь примитивно устроено.)
Споры о том, кто важней инженер или рабочий, подобны спорам о курице и яйце. Противостояние между разными социальными группами естественны. Сейчас, кстати, еще и "менеджеры среднего звена" появились. Их и рабочие и инженеры ненавидят.)
На самом деле, тут все и сложней и проще. "Активно внедряется в сознание" то, что диктует текущая ситуация. Сейчас, активно не хватает квалифицированных рабочих. Инженеры не то чтоб совсем не нужны, но пока просто некому "воплощать в жизнь" их наработки. А молодежь вообще предпочитает идти в лучшем случае "в продажи".
Скажите, вот в фирме, где вы сейчас работаете, кто важней: отдел ай-ти или "продажники"? Понимаю, что вопрос некорректен, но для упрощения: представьте, что нужно выбирать или-или?)
И с Китаем вы абсолютно не правы. Китайцы - не африканцы. Они очень активно учатся. Уровень образования у них гораздо выше, чем могло бы показаться. Они не просто размещают у себя цеха, они изучают технологии и воспроизводят их уже на своих производствах. Для примера, металлургия и производство металлопроката достаточно технически сложная отрасль. Лет 20 назад Китай был самым большим рынком сбыта для металлургической отрасли России. На сегодняшний день российский рынок металла и металлопроката завален дешевым китайским металлом и Китай у нас уже ничего не покупает.
torin_kr
Oct. 5th, 2014 07:14 pm (UTC)
" в фирме, где вы сейчас работаете, кто важней: отдел ай-ти или "продажники" -- конечно "продажники", ибо они ПРИНОСЯТ В ФИРМУ ДЕНЬГИ. Если "продажники" плохо поработают, никто в фирме не получит зарплату -- просто будет нечем ее платить. Поэтому с продажников у нас пылинки сдувают.
А мы всего лишь обслуга. Высококвалифицированная, но обслуга.

"Китайцы - не африканцы. Они очень активно учатся" -- возможно и это очень хорошо что учатся. Но уж очень не равны стартовые условия. Пока Китай догоняет высокоразвитые страны в одном месте (Ваш пример с металлургией), они уходят вперед в десятке других. Во всяком случае пока ничего не слышно о собственных разработках Китая в той же прецизионной фотолитографии или получении сверхпрочных материалов. Про МГД-генераторы, а тем более управляемый термоядерный синтез и говорить нечего.
i_rin_lisa
Oct. 5th, 2014 07:43 pm (UTC)
По первому пункту мы с вами, похоже, в кое-то веки, достигли понимания.) Примерно так же сейчас обстоит дело и на производстве.
Вот, скажите, нафиг сейчас Китаю прецизионная фотолитография?) Про сверхпрочные материалы и прочие не в теме, простите. )
Тут, скорей, важна тенденция. Может сами китайцы еще ничего супер-пуперского не придумали, но то что к ним попало будет не просто произведено, но и разобрано, скопировано, обдумано. И будет работать, даже если "западный" техперсонал откажется от сотрудничества. Они сообразительны, эти китайцы.)
Китай вообще достоин уважения. Как то заинтересовалась проблемой строительства мостов. Ну, Крым там... Сериал "Мост"... Тихо обалдела от китайцев.)
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2014 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Oct. 5th, 2014 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 5th, 2014 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Oct. 6th, 2014 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2014 04:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - 777099 - Oct. 6th, 2014 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2014 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - 777099 - Oct. 6th, 2014 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2014 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - 777099 - Oct. 6th, 2014 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2014 06:45 am (UTC) - Expand
modern_garden
Oct. 6th, 2014 06:24 am (UTC)
Согласен на 100%.
Я где то читал, что в современном компьютере, цена самого "железа" составляет не более 2% от стоимости, остальные 98% - это технологии и маркетинг.
А стоимость всей материальной составляющей компании "Майкрософт", вместе с зданиями, стульями и компьютерами, составляет не более 6% от рыночной стоимости компании. Сам Билл Гейтс однажды сказал, что если компанию покинет определенных 20 человек, она перестанет существовать.
Поэтому абсолютно прав был Збигнев Бжезинский, когда сказал, что «даже если Китаю удастся избежать серьезных политических потрясений и каким-то образом сохранить чрезвычайно высокие темпы экономического роста в течение следующих 25 лет, он все же останется сравнительно очень бедной страной, что дает все основания скептически относится к перспективе вхождения Китая в число могущественных держав мира».
torin_kr
Oct. 6th, 2014 06:33 am (UTC)
Вот-вот... Но почему-то в головы россиян настойчиво внедряется совсем другая концепция...
modern_garden
Oct. 6th, 2014 06:48 am (UTC)
В головы "простых" россиян, и не только россиян.
Примитивные люди просто понять большего не в состоянии. "Ты мужик, на тебе вся страна держится. А теперь иди работай!"
Просто и удобно.
torin_kr
Oct. 6th, 2014 07:01 am (UTC)
"Просто и удобно" -- до поры до времени...
(no subject) - modern_garden - Oct. 6th, 2014 10:32 am (UTC) - Expand
tito0107
Oct. 6th, 2014 07:28 am (UTC)
Концепция, что Китай - великая держава, за которой будущее?
С одной стороны - страшилка "китайской угрозы", с другой - Китай многими воспринимается как сила, способная противостоять "пиндосам".
На мой взгляд, и то и другое - миф.
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2014 07:33 am (UTC) - Expand
smenavech
Oct. 6th, 2014 07:04 pm (UTC)
Я думаю, Вам просто стоило бы съездить в Китай. Два раза, с интервалом в , скажем, два года. Вы бы оценили динамику. Понимаете, у нас тут в Бонне два-три года мост ремонтируют. Там за пару месяцев небоскребы строят. Это надо видеть, и умножать на миллиард населения.
torin_kr
Oct. 6th, 2014 07:19 pm (UTC)
Очередные "размаха шаги саженьи"? У вас там, в Бонне(ну или где-то рядом с Бонном) научились превращать тепло в электроэнергию с КПД выше 60% (называется МГД-генераторы, погуглите) и создали промышленные лазерные принтеры со стоимостью отпечатка всего в два-три раза выше офсетной печати... А Вам лишь бы небоскрёбы.

Нет, я понимаю, небоскреб -- это впечатляет. А дешевая лазерная печать -- ну что в ней такого...
smenavech
Oct. 6th, 2014 07:49 pm (UTC)
Я, как и Вы, вырос в стране, интересовавшейся больше термоядом, чем кухонными обоями. И развалившейся из-за нехватки джинсов.
Я с Вами согласен, я смотрю очень поверхностно, я совершенно не разбираюсь в том, о чем Вы говорите, ни в лазерных принтераз, ни в оффсетной печати. Я просто , живя тут, вдруг чувствую давно забытый запах Политбюро, и чувствую эту динамику на востоке. Я понимаю, что я не буду очень убедителен, рассказывая Вам про то, что за последние лет пять количество алкоголиков около киосков, жаждущих пива в 10 утра ,удвоилось, а, приеззжая в Китай, я вижу людей, работающих днем и ночью, и вижу результаты их работы. Возможно, лазерные принтеры там не на высоте. Не знаю. Но , глядя по телевизору на рожи бывших маоистов , недоучившихся в школе алкоголиков, а нонче первых лиц в европейской бюрократии, я вспоминаю судьбу страны, где я родился. Пережить это еще раз мне бы не хотелось. А наука в СССР была очень даже вполне.
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2014 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smenavech - Oct. 6th, 2014 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 6th, 2014 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smenavech - Oct. 6th, 2014 08:36 pm (UTC) - Expand
( 54 comments — Leave a comment )