?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Умности -- Образование

После двух баек из жизни решил написать какую-нить умность. И вот -- умность будет про образование. Про то, что современная власть разваливает российское образование, не слышал только глухой, точнее -- только слепоглухонемой... Я как хиппи, пусть даже и бывший, не люблю власть -- никакую власть и современную в том числе. Но систему образования я не люблю еще больше. А за что ее любить?
Когда-то, когда Советский Союз еще стоял, но уже сильно покачивался (т.е. при Горбачеве),один ОЧЕНЬ УМНЫЙ человек -- Георгий Петрович Щедровицкий -- читал нам, студентам-старшекурсникам цикл лекций "обо всем на свете". И вот что он говорил о школе:
"Советский Союз построил лучшую в мире школу, то есть ШКОЛУ, ИДЕАЛЬНО ПОДХОДЯЩУЮ для Советского Союза. Чему, по вашему мнению, учат ребенка в первом классе -- читать, писать? Нет, это все факультативно. Главное, чему учат ребенка в первом классе - вставать, когда в класс входит учитель и поднимать руку, когда ты хочешь о чем-нибудь спросить учителя. Ребенок, не научившийся всему этому, не сможет жить в Советском Союзе. И судя по отсутствию в СССР массовых протестов, учат этому хорошо".
Когда я взглянул на школьное обучение так, как подсказал Г.П. Щедровицкий -- т.е. что основной задачей школы является не ОБУЧЕНИЕ, а СОЦИАЛИЗАЦИЯ, мне сразу много чего стало понятно. Например, почему мне снижали оценки за задачки по физике, решенные правильно, но оформленные не по стандарту(слева сверху данные,слева снизу - что требуется, справа - решение) -- потому, что главное было научить меня не физике, а тому, что ПРАВИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВАЖНЕЕ СОДЕРЖАНИЯ... Почему в школе в любом конфликте учителя и ученика прав учитель -- потому что ребенка учат тому, что НАЧАЛЬНИК ВСЕГДА ПРАВ. И так во всем...
Итак у нас была идеальная школа, которая готовила идеальные винтики для идеальной государственной машины... Но вдруг что-то произошло -- мир в очередной раз резко изменился и Советскому Союзу места в изменившемся мире не оказалось. И идеальная государственная машина рассыпалась в прах за какие-то 10-15 лет. А школа осталась... И пытается по-прежнему готовить те же винтики (ну может, где немного резьбу поменять или там узор на шляпке...). Но МАШИНЫ-ТО БОЛЬШЕ НЕТ И НИКОГДА НЕ БУДЕТ... И вот "винтики" выходят в мир... А они ведь не только "винтики", они -- ЛЮДИ. Они хотят быть счастливыми, успешными, они хотят работать и получать за свою работу хорошую зарплату... Вот только школа их этому НЕ НАУЧИЛА. Нет, кроме школы у современного ребенка масса способов обучения и чему-то они все, конечно, обучились, не пропадут -- но ведь именно школа -- СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Так может, такую школу и стоит развалить? А на ее месте создать какую-нибудь другую? Ну например, ту, где будут учить человека, как жить в СОВРЕМЕННОМ МИРЕ -- со всеми его плюшками и неплюшками, с низкой социальной защищенностью и высокой социальной диференцированностью, с совершено новыми критериями оценки человеческого труда, с новыми требованиями к желаемой социальной мобильности, с новыми формами социальных отношений? В общем просто - в НОВОМ МИРЕ?
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
shur_ik
Apr. 7th, 2013 12:34 am (UTC)
Андрей, МАШИНА никуда не девалась, она лишь морфировала.
Более того, именно в текущей инкарнации Машине как никогда нужны бездумные винтики.
torin_kr
Apr. 7th, 2013 06:07 am (UTC)
Так я и не говорю, что НОВЫЙ социум -- это не машина. Машина, конечно, но ДРУГАЯ. И не винтики ей нужны, а, например, болтики... А продолжают выпускать винтики.
До выпуска из школы ЛЮДЕЙ, а не "винтиков" и не "болтиков" боюсь, дело дойдет не скоро.
mary_joe
Apr. 9th, 2013 12:43 pm (UTC)
По-моему, школа как социальный механизм автоматически подстраивается под социализацию именно в действующем обществе. То есть какие люди - такая и школа, и социализация. Программа обучения тут вторична (тем более, кто ей следует?)
torin_kr
Apr. 12th, 2013 02:19 pm (UTC)
Понимаешь, школа, конечно же, "автоматически подстраивается под социализацию именно в действующем обществе" -- вот только с некоторым временным люфтом, проще говоря, с некоей задержкой по времени. И это нормально, ибо любой социальный механизм обладает собственной инерцией движения, но вот вопрос в величине этой задержки... Мне кажется, что из-за не очень верной кадровой и экономической политики в образовании, величина этого люфта давно перешла все допустимые пределы. Советского Союза нет уже более 20 лет, индустриальной экономики - как минимум лет 10, а наша школа все еще готовит советского человека для работы на конвейере АвтоВАЗа...
И что ему потом делать в современной России, где программисты например намного более востребованы, чем специалисты на конвейер, а бизнесмены значительно легче социализируются чем "советские" люди?

Edited at 2013-04-12 02:19 pm (UTC)
mudryj_volk
Apr. 11th, 2013 06:24 pm (UTC)
Можно немного расширить
В общем-то, социализация не является изначальной целью школы, скорее - это побочное явление.
(Ну то есть как. Родители отдают детей в школу не для того, чтобы они учились взаимодействовать. Отдают для того, чтоб учились валентность считать и по-английски изъясняться)

С твоим рассуждением получается, что школа и не учит, и не социализирует. Так может, в нее просто не ходить?
torin_kr
Apr. 12th, 2013 02:04 pm (UTC)
Re: Можно немного расширить
Алин, школа ЧЕМУ-ТО учит и КАК-ТО социализирует. Пафос данного поста в том, что чему учит - непонятно -- может тому чему надо, может не тому, но вот социализирует точно НЕ ПРАВИЛЬНО.

" социализация не является изначальной целью школы, скорее - это побочное явление" -- это было бы так, если бы бенифициаром школьных процессов были бы родители и дети. Но в России это точно НЕ ТАК. Бенифициаром (т.е. проще говоря выгодо-приобретателем) системы образования служит ГОСУДАРСТВО. ГОСУДАРСТВО создает школу, государство ее содержит, государство ее полностью контролирует и все выгоды от этого процесса тоже приобретает ГОСУДАРСТВО.
Например, в США (я не очень люблю США, это просто пример) вклад Федерального бюджета в объединенный бюджет школ - составляет около 12%. А максимальным является вклад бюджетов домохозяйств -- проще говоря, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. Вот там действительно, школа подстраивается под родителей -- как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.

Edited at 2013-04-12 02:11 pm (UTC)
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono