?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"...И очень вам советую: подумайте, попытайтесь подумать,что
вы можете дать детям. Поглядите на себя. Вы родили их
на свет и калечите их по своему образу и подобию"

А. и Б. Стругацкие, "Гадкие лебеди"

Собснно, ответ уже дан в эпиграфе, дальше можно было уже ничего не писать, но, как сказал еще один умный человек -- "Это ж, Господи, зрячему видно, а для нас повтори..." -- поэтому попробую всячески развернуть тезис, изложенный  в эпиграфе.

Да, вначале, уточню -- если кто-то думает, что калечат детей по своему образу и подобию только те, у кого этот образ крайне непригляден -- всякого рода гады, сволочи и подонки, бомжи, попрошайки и прочее аутло -- так  вы очень сильно ошибаетесь. Тезис Стругацких именно в том, что мы ВСЕ калечим своих детей, пытаясь создать из них "свой образ и подобие".

А вот теперь я этот тезис разверну в ряд посылок.

Посылка первая. Мораль и нравственность человеческие не являтся неким вневременным инвариантом, они ситуативны и временны. Мораль человека античности показалась бы отвратительной человеку средневековья, а мораль средневековья трудно переносима для современного человека.

Посылка вторая. Человек существо социальное и живет в то время и в том обществе, которое есть вокруг него. Любые попытки сбежать из своего времени и своего окружения приводят в лучшем случае к потери социальной успешности и к массе личностных проблем.

Посылка третья. Скорость научно-технического прогресса и связанных с ними социальных изменений выросла настолько, что мир качественно меняется в течении жизни ОДНОГО поколения. Иными словами ваш ребенок с высокой вероятностью будет жить в ДРУГОМ обществе, с другими морально-этическими нормами, ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАЮЩИМИСЯ от Ваших.

Ну вот, а теперь вывод -- транслируя ребенку свои мораль и этику, свой способ жить и свое представление об успехе или неуспехе, вы с большой вероятностью обрекаете его на ВЫПАДЕНИЕ из его будущего мира, на неспособность жить в той реальности, которая наступит когда он перестанет быть ребенком и тем самым КАЛЕЧИТЕ ЕГО. По своему образу и подобию, как и сказано в эпиграфе к этому посту.

А что же тогда делать? -- спросите вы. И я отвечу -- единственное, чему надо учить ребенка -- это умению МЫСЛИТЬ. Если вы научите своего ребёнка мыслить, то он сам, в рефлексии СВОЕГО жизненного опыта, создаст себе  и систему этических норм и систему ценностей и  выберет цели. которых он хочет достить и найдет способы достижения этих целей.

Поэтому -- я буду учить своего ребенка МЫСЛИТЬ. И больше ничему его учить не буду. И уж точно не буду его учить своим представлениям о правильном и неправильном. Ибо это -- МОИ представления. И подходят они -- ТОЛЬКО МНЕ.
promo torin_kr декабрь 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
svolik
Sep. 17th, 2014 11:50 am (UTC)
Мне сейчас очень помогает в жизни умение пользоваться инструментом. Арифмометром. :)
torin_kr
Sep. 17th, 2014 12:02 pm (UTC)
:)))
fon_rotbar
Sep. 17th, 2014 01:34 pm (UTC)
на что родитель имеет право
На всё.
torin_kr
Sep. 17th, 2014 01:37 pm (UTC)
Re: на что родитель имеет право
Вот только потом не обижайтесь...
amarcatam
Sep. 17th, 2014 04:54 pm (UTC)
Торин, как бы ты ни учил ребенка только МЫСЛИТЬ ты все равно многое передашь ему итак... без всякого осмысления) Просто на уровне чувств и эмпатии. Дети все равно копируют своих родителей в чем-то, на них влияют не только нотации и догмы - но и просто - само окружение, характер общения, прикосновения и голос. Воспитывают ПРИМЕРОМ - кажется, есть такая педагогическая теория в действии. Причем ребенок может следовать за родителем или, наоборот, поступать ВОПРЕКИ ему, исходя из тезиса "Я НИКОГДА НЕ БУДУ делать как мама... или папа. Ты вообще не всегда сразу сможешь понять, что именно повлияло на формирование каких-то качеств твоего ребенка. Конечно - учить критическому самостоятельному мышлению - это хорошо. Я не отрицаю. Но ты максималист)) Учи его мыслить) и дари ему свое время и внимание. И все у него будет хорошо.
torin_kr
Sep. 17th, 2014 04:58 pm (UTC)
Ну видишь ли, то что ты не можешь контролировать -- нет смысла и обсуждать. Да,я понимаю что на уровне "эмпатии-антипатии" ребёнок много чего "хватает" от папы с мамой. Но ежели я не могу этим процессом управлять -- что толку его обсуждать?

А вот учить думать я умею. Этим и займусь...

Edited at 2014-09-17 04:59 pm (UTC)
amarcatam
Sep. 17th, 2014 07:01 pm (UTC)
Хорошо)
i_kotik
Sep. 17th, 2014 07:27 pm (UTC)
Ага. Иногда, желая выразить порицание какому-либо младшему существу, ловлю себя на том, что включаю выражения и интонации точно такие же, какими мне выражали неудовольствие от моего поведения в моем детстве. При этом меня саму перекашивает от отвращения к тому, что и как я говорю. В лучшем случае получается остановиться на середине предложения.
torin_kr
Sep. 17th, 2014 07:29 pm (UTC)
Это хорошо, что получается...
elekli
Sep. 18th, 2014 01:23 am (UTC)
эх!вот когда детей рожать надо!а то в двадцать лет родители сами как дети...
torin_kr
Sep. 18th, 2014 04:12 am (UTC)
точно!
modern_garden
Sep. 18th, 2014 01:05 pm (UTC)
Я думаю, что учить мыслить, не научив правилам выживания, это скорее зло, чем добро для ребенка.
Другое дело - это научить искать информацию, сохранять нужную и главное, это быстро использовать ее когда необходимо.
Если вы будете развивать логику, это я конечно поддерживаю, потому, что логика, это инструмент для выживания, так как человека, который мыслит логически, трудно надуть.
Мышление, это всего лишь один из инструментов человека, притом, не самый важный. Умение адаптироваться на много важнее, по моему мнению, умение зарабатывать, умение находить контакты с окружающими людьми.
Еще много чего можно перечислить, чему родители обязательно должны научить своих детей, к примеру вежливости или способности распознавать манипуляции.
Хотя главное обучение - это собственный пример, так как дети обучаются в основном через подражание. И нужно как можно меньше помогать детям, так учат самостоятельности.
torin_kr
Sep. 18th, 2014 01:20 pm (UTC)
Видите ли, весь вопрос в том, что есть максимальная ценность. Для меня МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕННОСТЬЮ является мышление. Человек есть всего лишь НОСИТЕЛЬ МЫШЛЕНИЯ. Как компутерный диск -- носитель информации. И чем больше мышления в него помещается, тем он ценнее как человек.
modern_garden
Sep. 18th, 2014 01:41 pm (UTC)
Я не оспариваю, что для Вас - мышление, это максимальная ценность.
Я даже не оспариваю, что Вы - умнее многих, в том числе и меня.
Но то, что человек есть всего лишь "носитель мышления", я очень даже оспариваю. По моему скромному мнению, человек, всего лишь животное, а точнее - обезьяна, лысая и прямоходящая с более развитым чем у других животных мозгом, который обслуживает ее животность.

Edited at 2014-09-18 01:48 pm (UTC)
torin_kr
Sep. 18th, 2014 05:35 pm (UTC)
Что ж, Вы имеете полное право так думать. Но мне эта точка зрения не близка.
(no subject) - quitcmd - Sep. 18th, 2014 04:04 pm (UTC) - Expand
( 16 comments — Leave a comment )