torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

Немного экономики -- про то, чем менджер отличается от директора

orang_sukses-290x240
Был у меня некогда вот этот пост -- Немного экономики -- про экономику и производство или куда делись советские заводы в котором я пытался изложить свое понимание того, почему 90% советской промышленности рухнуло вместе с Советским Союзом. Сейчас я хотел бы вернуться к этой теме, но развернуть ее совсем другими аспектами -- не политическими и не социальными, а философско-онтологическими и психо-социальными.

Начну  с онтологии. Поскольку я марксист, то естественно с марксистской онтологии. Итак, одно из самых базисных положений марксовой экономики заключается в том, что любая произведенная вещь или оказанная услуга обладает ДВУМЯ аспектами стоимости. Одна из них -- это потребительная стоимость, которая определяется ПОЛЕЗНОСТЬЮ вещи, то есть ее способностью "удовлетворять какие-либо человеческие потребности." Кстати, все равно какие, то есть  объективная полезность или вредность удовлетворяемой потребности никакого отношения  к  потребительной стоимости не имеет. Маркс пишет -- "Природа этих потребностей, — порождаются ли они, например, желудком или фантазией, — ничего не изменяет в деле". Вторым аспектом стоимости вещи является ее меновая стоимость, то есть способность быть обмененной на некое количество ДРУГИХ вещей или услуг.

Так вот, одним из самых главных признаков успешного менеджера  является понимание того, что две этих стоимости СЛОЖНЫМ ОБРАЗОМ ЗАВИСЯТ ДРУГ ОТ ДРУГА. Зависят конечно, но отнюдь не линейно. Произведенный товар (услуга) может обладать высокой потребительной стоимостью и низкой меновой или наоборот -- низкой потребительной и высокой  меновой. В частном случае эти стоимости могут и совпадать -- но только в ЧАСТНОМ СЛУЧАЕ. Более того, процессы создания каждой из этих стоимостей требуют ОТДЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. Проще говоря -- произвести качественный товар и выгодно продать его -- это две отдельных работы, слабо связанных друг с другом. Связанных конечно -- но слабо. И вот то, как конкретный руководитель решает для себя вопрос соотношения производства и продажи, и определяет какой он менеджер.

Постсоветские "красные директора" продавать не умеют в принципе-- они выросли в стране, в которой торговать было занятием унизительным. Выгодным, но при этом -- унизительным. Поэтому они производят исключительно потребительную стоимость и силой впихивают ее потребителю. Как правило -- СИЛОЙ ГОСУДАРСТВА. Особенно успешно у них это получается, когда такой "красный директор" одновременно является главой государства (пример -- Белоруссия). Ежели же государство отказывается предоставлять им свою помощь для навязывания потребительной стоимости, то они очень быстро забивают все свои склады нереализованной продукцией и благополучно разоряются.

"Эффективные менеджеры" с горизонтом планирования не превышающим года, максимум двух, наоборот не умеют производить никаких "полезностей". Поэтому  быстро отчаявшись произвести хоть какую-то потребительную стоимость, они предельно актуализируют меновую стоимость того немногого, что у них есть и пускаются в спекуляции -- продать, купить, еще раз продать, еще раз купить...  Иногда эти спекуляции бывают успешными, но чаще всего нет -- ибо, как известно, единственным способом выиграть в казино является завести свое казино. Те из "эффективных менеджеров",  кто успел вовремя остановится, доживают свою жизнь в качестве  рантье где-нить в Новой Зеландии, остальные разоряются.

И только человек, сумевший увязать два этих процесса -- производства  потребительной стоимости и получения ее менового эквивалента путем продажи, может считаться по настоящему эффективным менеджером без всяких кавычек. Если ваш бизнес  производит ровно столько, сколько может продать, а продает все, что производит, то вы можете спокойно почивать на лаврах -- вам не грозит не затоваривание, ни риск потери всего в результате спекулятивного изменения цен. Но как же редко встречаются в современной России такие менеджеры...

А  к чему я это все написал? Да просто сегодня полдня обсуждали на собрании рабочей группы по разработке новой информационной системы как снизить потери перепроизводства нашей продукции с нынешних 15% до хотя бы 7-8. На не проданной вовремя и списанной из-за окончания сроков годности продукции фирма теряет в год более ста миллионов рублей... А дирекция завода заинтересована исключительно в увеличении объемов производства.
Tags: Немного экономики
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments