torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Categories:

Спорности -- про инструментальность социальных норм

Что такое социальные нормы, думаю, никому объяснять не надо. Даже если человек не знает точного определения ( общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп), то примерный смысл этого словосочетания ему известен. Мы с любимой периодически обсуждаем статус и самое главное генезис социальных норм -- то есть откуда они взялись и обладают ли они САМО-ценностью или же они не более чем инструмент обеспечения стабильности социума в определенных условиях.

Первый вариант (само-ценность социальных норм) -- это именно то, чему ребенка учат в школе (как минимум, нашей российской). Ты должен делать так, потому что так  ВСЕ и ВСЕГДА делали. Почему надо поднимать руку, когда хочешь обратиться к учителю? -- Потому что все дети всегда поднимают руку, обращаясь к учителю. Почему нужно держать нож в правой руке, а вилку в левой? -- Потому что так написано в учебнике по этикету и все приличные люди держат нож в правой руке.  Это ДЕКЛАРАТИВНЫЙ способ трансляции социальных норм. С точки зрения любимой именно он в первую очередь убивает всю и всяческую креативность ребёнков -- именно потому, что заставляет очень много всего принимать на веру, не задумываясь.

Второй вариант можно условно назвать  вариантом инструментальности социальных норм. В этом случае норма лишается самоценности и подается как ИНСТРУМЕНТ, обеспечивающий максимальную эффективность социального взаимодействия. Почему надо поднимать руку, когда хочешь обратиться к учителю? -- Потому что поднятая рука -- это ЗРИТЕЛЬНЫЙ индикатор, а зрительные индикаторы намного лучше сопрягаются друг с другом. Иными словами, учителю легко УВИДЕТЬ пять-семь поднятых рук одновременно, но очень сложно УСЛЫШАТЬ пять-семь одновременно говорящих людей.  Почему нужно держать нож в правой руке, а вилку в левой? -- Потому что разрезание ножом требует большего усилия, чем простое удержание вилкой, а правая рука у человека сильней левой. То есть норма подается как нечто РАЦИОНАЛЬНОЕ, следующее из ПРАКТИЧЕСКИХ потребностей людей, как ИНСТРУМЕНТ, обеспечивающий их взаимное сосуществование. Этот подход дает возможность ребенку увидеть мир как целостную совокупность связанных между собой явлений, отследить эти связи и научится самому оценивать разумность тех или иных социальных норм. С точки зрения любимой, такое умение -- самостоятельно оценивать разумность социальных норм -- и есть основное необходимое условие развития креативности.

А вопрос у меня следующий -- как вы думаете, нужны ли современному российскому обществу люди, способные самостоятельно оценивать разумность социальных норм? Или обучать детей таким способом -- это значит сразу готовить их для жизни за границей?  
Tags: ОБРАЗОВАНИЕ, Спорности
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments