?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что такое социальные нормы, думаю, никому объяснять не надо. Даже если человек не знает точного определения ( общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп), то примерный смысл этого словосочетания ему известен. Мы с любимой периодически обсуждаем статус и самое главное генезис социальных норм -- то есть откуда они взялись и обладают ли они САМО-ценностью или же они не более чем инструмент обеспечения стабильности социума в определенных условиях.

Первый вариант (само-ценность социальных норм) -- это именно то, чему ребенка учат в школе (как минимум, нашей российской). Ты должен делать так, потому что так  ВСЕ и ВСЕГДА делали. Почему надо поднимать руку, когда хочешь обратиться к учителю? -- Потому что все дети всегда поднимают руку, обращаясь к учителю. Почему нужно держать нож в правой руке, а вилку в левой? -- Потому что так написано в учебнике по этикету и все приличные люди держат нож в правой руке.  Это ДЕКЛАРАТИВНЫЙ способ трансляции социальных норм. С точки зрения любимой именно он в первую очередь убивает всю и всяческую креативность ребёнков -- именно потому, что заставляет очень много всего принимать на веру, не задумываясь.

Второй вариант можно условно назвать  вариантом инструментальности социальных норм. В этом случае норма лишается самоценности и подается как ИНСТРУМЕНТ, обеспечивающий максимальную эффективность социального взаимодействия. Почему надо поднимать руку, когда хочешь обратиться к учителю? -- Потому что поднятая рука -- это ЗРИТЕЛЬНЫЙ индикатор, а зрительные индикаторы намного лучше сопрягаются друг с другом. Иными словами, учителю легко УВИДЕТЬ пять-семь поднятых рук одновременно, но очень сложно УСЛЫШАТЬ пять-семь одновременно говорящих людей.  Почему нужно держать нож в правой руке, а вилку в левой? -- Потому что разрезание ножом требует большего усилия, чем простое удержание вилкой, а правая рука у человека сильней левой. То есть норма подается как нечто РАЦИОНАЛЬНОЕ, следующее из ПРАКТИЧЕСКИХ потребностей людей, как ИНСТРУМЕНТ, обеспечивающий их взаимное сосуществование. Этот подход дает возможность ребенку увидеть мир как целостную совокупность связанных между собой явлений, отследить эти связи и научится самому оценивать разумность тех или иных социальных норм. С точки зрения любимой, такое умение -- самостоятельно оценивать разумность социальных норм -- и есть основное необходимое условие развития креативности.

А вопрос у меня следующий -- как вы думаете, нужны ли современному российскому обществу люди, способные самостоятельно оценивать разумность социальных норм? Или обучать детей таким способом -- это значит сразу готовить их для жизни за границей?  
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
zoom8zoom
May. 16th, 2014 01:18 pm (UTC)
Фигассе! Сам не знал))
А левше нож таки в левой руке нужно держать?

Edited at 2014-05-16 01:19 pm (UTC)
torin_kr
May. 16th, 2014 01:27 pm (UTC)
Если он разумный человек, то нет -- он же левша и у него ЛЕВАЯ рука сильней. А вот если не очень -- тогда да
zoom8zoom
May. 16th, 2014 01:36 pm (UTC)
Я про то, что многие правила этикета, да и вообще, Правила, ПРОСТО ТАК существуют. Возможно, когда то они имели значение, но как правило, оно давно утеряно или перестало иметь значение. Эти все правила надуманы и существуют лишь потому, что они просто есть. Вот и как объяснять ребенку все это?
Хочу Вас успокоить, вероятность того, что Ваши дети вырастут порядочными и воспитанными людьми, высока, если вы сами порядочные и воспитанные люди, а я думаю, что это именно так. Потому, что самое первое и важное обучение - это подражание.
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zoom8zoom - May. 16th, 2014 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zoom8zoom - May. 16th, 2014 01:57 pm (UTC) - Expand
helkanarie
May. 16th, 2014 01:20 pm (UTC)
думаю, что обучать детей таким способом (самостоятельно оценивать) - это давать некоторую надежду будущему населению территории нынешней России на лучшую жизнь)

Edited at 2014-05-16 01:20 pm (UTC)
torin_kr
May. 16th, 2014 01:28 pm (UTC)
А этим детям? Ведь их же заклюют, пока жизнь изменится к лучшему...
(no subject) - helkanarie - May. 16th, 2014 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 01:38 pm (UTC) - Expand
i_kotik
May. 16th, 2014 01:33 pm (UTC)
Я не знаю, чего нужно обществу, но мне, тебе, и прочим хорошим людям нужны дети, способные самостоятельно оценивать разумность чего либо. Иногда ловлю себя на мысли "как бы я объяснила ребенку такой-то вопрос" - такая длинная нечеловеческая тягомотина ответа получается, зато "рациональная".
:)))
torin_kr
May. 16th, 2014 01:37 pm (UTC)
А детей не жалко? Ведь они привыкнут так жить -- во всем разбираясь и все оценивая самостоятельно...
(no subject) - i_kotik - May. 16th, 2014 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_kotik - May. 16th, 2014 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 04:20 pm (UTC) - Expand
yani_aserfi
May. 16th, 2014 01:44 pm (UTC)
Если бы ты привёл пару совсем табуированных социальных норм, обсуждение было бы значительно жарче )
torin_kr
May. 16th, 2014 01:48 pm (UTC)
Я пока не готов.
Сделаю про это отдельный пост -- например про обоснованность в настоящее время запрета на инцест...
zoom8zoom
May. 16th, 2014 02:00 pm (UTC)
Будет "жаркая" дискуссия, варианты ответов вполне ожидаемы))
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 02:01 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 16th, 2014 04:30 pm (UTC)
Сейчас, наверное, немного по другому, а в наше время во дворе дети играли в игры с относительно сложными правилами. Полагалось играть именно так, как положено. Поэтому школьные правила воспринимались по аналогии и каких-то протестов не вызывали и правила перехода подачи в волейболе тоже.

Что касается жизни за границей, то лучше уж приучать к тому, что "ты должен делать так, потому что так ВСЕ и ВСЕГДА делали". В США с этим полегче, а в Европе очень много вещей, которые именно так и делаются. Неразумность некоторых правил поражает, но ведь монастырь-то чужой. Особенно интересно тем, кто работает по контракту и раз в несколько лет меняет страну.
torin_kr
May. 16th, 2014 04:41 pm (UTC)
Игра -- это одно, жизнь -- немного другое. Нет? В жизни должен быть смысл и результат, в игре все это необязательно, там главное процесс.





(no subject) - (Anonymous) - May. 19th, 2014 10:23 am (UTC) - Expand
i_rin_lisa
May. 16th, 2014 06:11 pm (UTC)
А почему вы думаете, что "самостоятельно оценивать разумность социальных норм" за границей приветствуется? Там может нормы другие, а все остальное так же.
Способ обучение (трансляции) зависит исключительно от личных качеств воспитателя. Современные дети изначально очень критичны, недоверчивы и бесстрашны (не вообще, а по отношению к разным воспитателям). Прежде чем, "самостоятельно оценить" самые креативные все равно попробуют все ваши нормы "на зуб".
torin_kr
May. 16th, 2014 06:14 pm (UTC)
Так "попробовать на зуб" и "самостоятельно оценить" это практически одно и тоже.

А почему думаю? А просто вижу -- у меня много знакомых работает и живет на Западе. И дело не в том, что нормы другие -- дело в том, что они значительно разнообразнее, а самое главное -- значительно более осмысленны.
(no subject) - i_rin_lisa - May. 16th, 2014 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - May. 16th, 2014 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - May. 16th, 2014 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - May. 16th, 2014 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - May. 16th, 2014 08:17 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 20th, 2014 05:45 pm (UTC)
Торин, ты все еще тешишь себя иллюзией, что ребенок - разумное существо и с ним можно общаться рационально, а она не имеет ничего общего с действительностью.
( 34 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono