?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжая тему вот этого моего поста -- ОБРАЗОВАНИЕ -- про новый смысл понятия социализации  -- хочу обсудить понятие "правильной социализации" уже с позиции не педагога, а  родителя (учитывая, что мне  в ближайшем будущем предстоит в очередной раз им стать). Любой (ну почти любой) родитель хочет, чтобы его ребенок был социализирован, причем УСПЕШНО социализирован -- ибо только благодаря успешной социализации человек получает от социума все те блага, которыми он не может обеспечить себя сам.

Как я уже писал в вышеуказанном посту количество "социумов", в которые  человек может войти и успешно в них социализироваться, в 21 веке резко возросло. И социализация в некоем "виртуальном социуме" сейчас ничем не хуже социализации в социуме реальном с точки зрения тех реальных благ, которые требуются  человеку от общества --  общение, социальный статус,  даже деньги -- все это одинаково просто (или одинаково сложно) получить как в "реальных", так и в "виртуальных" социумах. Да и количество  "реальных" социумов тоже резко увеличилось.

Однако большинство российских родителей не хочет или не может увидеть весь "веер возможностей" социализации. По-прежнему массово под "правильной" социализацией понимается социализация, опирающаяся исключительно на жизненный опыт родителей -- или со знаком "плюс" или со знаком "минус". То, что социальная траектория ребенка может лежать даже не перпендикулярно к социальной траектории родителей, а просто в другой плоскости -- эта идея никак не пробьется в головы подавляющего большинства родителей.

И в общем-то понятно почему -- потому что, приняв концепцию "иноплоскостной" социализации, непонятно что с ней дальше делать. Понятно как учить ребенка быть таким же, как ты сам, чуть сложнее, но тоже понятно как учить ребенка НЕ БЫТЬ таким как ты сам... Но вот как учить ребенка быть принципиально ИНЫМ, чем ты сам  -- непонятно. И как оценить успешность такой учебы?

Моя мама, сбежав в свое время из деревни на комсомольскую стройку, больше всего в жизни хотела, чтобы ни один из ее детей не жил бы в деревне и не работал на условных "комсомольских стройках" -- именно это для нее было критерием успешной социализации.  Но могло ли ей прийти в голову, что я буду работать фрилансером и жить где-нить в Чехии или Черногории, при этом работая на американскую компанию? В ее линейке "успешности -- неуспешности" социализации не было даже такого понятия "фрилансер", не говоря уже о работе на американскую компанию... Сейчас она хотя бы понимает статус моей работы программистом -- пусть  в самом общем смысле, но понимает. А если бы я решил стать например  главой крупного клана в компьютерной игре "Eve" и существовать на доходы клана? Чтобы она тогда думала по поводу успешности моей социализации?

Нет, можно конечно оценивать "правильность" социализации по конечным "интегральным" характеристикам -- деньги, вещи, власть...  Но уж как-то это слишком упрощенная модель.  В этом смысле вор в законе ничем не отличается от нобелевского лауреата по физике.  Можно оценивать успешность достижения целей -- ЛЮБЫХ целей. Но все ли цели нужно достигать? И как учить ребенка НЕ СТАВИТЬ перед собой определенные цели? Можно... да в общем, много чего можно. Вопрос  не в том, что можно. Вопрос -- как правильно? Как правильно организовывать и  направлять процесс социализации своего ребенка, если ты прекрасно понимаешь, что твоя собственная социализация скорее всего не может являться ни примером, ни анти-примером для твоего ребенка? Я не знаю. А вы, мои уважаемые френды, знаете? Если знаете, поделитесь...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
fon_rotbar
Apr. 18th, 2014 02:14 pm (UTC)
Кроме подражания человечество ничего не придумало. Если не копирование напрямую, так приёмам.
torin_kr
Apr. 18th, 2014 02:20 pm (UTC)
Да я понимаю, что не придумало... Но вот прямое копирование точно не годится. Значит нужно копирование некоего "метауровня" -- не самой социализации. а способов ее выбора, оценки, инструментария... Но КАК это делать -- пока непонятно.
ripe_berry
Apr. 18th, 2014 02:16 pm (UTC)
Воспитывать, стимулировать и поощрять такие качества, как уверенность в себе, внутренняя ресурсность, самоуважение и уважение к другим, умение иногда отступить и не прошибать лбом стену, умение просить о помощи, внимание и уважение к собственным эмоциям и т.д. Ну то есть воспитывать качества, опираясь на которые, ребенок сможет потом сделать собственный выбор, и он будет для него правильным. Ну или грубо говоря, просто не сломать ребенка в процессе взращивания, или, по-врачебному, primum non nocere. Потому что все, что нужно, у человека при рождении уже есть.
torin_kr
Apr. 18th, 2014 02:21 pm (UTC)
Психологическая стабильность и социальная успешность не всегда коррелируют друг с другом. Часто -- но не всегда...
helkanarie
Apr. 18th, 2014 02:55 pm (UTC)
да нафиг эту социальную успешность, лишь бы счастлив был :)
torin_kr
Apr. 18th, 2014 04:02 pm (UTC)
А можно быть счастливым и неуспешным? Типа голодный, оборванный и под забором, зато счастливый?
ripe_berry
Apr. 18th, 2014 04:16 pm (UTC)
Получается, что для вас социальная успешность=материальная обеспеченность, так?
(no subject) - torin_kr - Apr. 18th, 2014 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Apr. 18th, 2014 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Apr. 18th, 2014 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Apr. 18th, 2014 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Apr. 18th, 2014 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Apr. 18th, 2014 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Apr. 18th, 2014 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Apr. 18th, 2014 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helkanarie - Apr. 18th, 2014 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Apr. 18th, 2014 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helkanarie - Apr. 19th, 2014 05:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Apr. 19th, 2014 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - helkanarie - Apr. 19th, 2014 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Apr. 19th, 2014 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helkanarie - Apr. 19th, 2014 12:50 pm (UTC) - Expand
ripe_berry
Apr. 18th, 2014 03:44 pm (UTC)
Успешность с чьей точки зрения?
torin_kr
Apr. 18th, 2014 04:02 pm (UTC)
С точки зрения социума...
(no subject) - ripe_berry - Apr. 18th, 2014 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Apr. 18th, 2014 04:27 pm (UTC) - Expand
i_kotik
Apr. 18th, 2014 02:38 pm (UTC)
Надо взять примеры успешных людей из разных периодов истории, и вычленить общие качества, их и взращивать в ребенке)
torin_kr
Apr. 18th, 2014 04:03 pm (UTC)
Хороший вариант. Но вот как это сделать?
(Deleted comment)
torin_kr
Apr. 18th, 2014 09:52 pm (UTC)
В теории игр такая стратегия называется "минимакс" -- минимизация возможных рисков. Ее предпочитают осторожные игроки -- много не выиграешь, зато скорее всего и не проиграешь...
(Anonymous)
Apr. 18th, 2014 10:10 pm (UTC)
Интересно :) я и не думала о такой трактовке.
Думаю, это было правильно. Экспериментировать с чужой судьбой как-то нехорошо. К тому же, видела я результаты таких экспериментов...
(Deleted comment)
( 32 comments — Leave a comment )