?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Данный пост является в определенном смысле продолжением  двух моих постов:
вот этого -- http://Спорности --про общественные фонды потребления
и вот этого -- Всякие разности -- в 100500-й раз про "проклятие пальмы"
Продолжением и развитием темы.

Итак, представьте себе крошечное государство населением примерно в половину населения Москвы. Государство, у которого нет никаких полезных ископаемых -- крошечное месторождение фосфатидов и почти выработанные медные шахты, законсервированные в силу нерентабельности добычи, не в счет. Государство, большую часть территории которого занимает пустыня -- только одна их трех пустынь, пустыня Негев, занимает 60% территории, а ведь есть еще две пустыни -- Иудейская и Арава. Государство, испытывающее нехватку даже самой обыкновенной воды -- ее приходится добывать на специальных опреснительных установках. Государство, ведущее постоянные войны со своими соседями, большая часть из которых отказывается признавать сам факт существования этого государства и не имеет с ним никаких официальных отношений. Представили? А теперь ответьте на один вопрос -- много шансов у такого государства обеспечить своим гражданам достойную жизнь а самому государству занять хоть сколь-либо значащее место в мировой политико-экономической системе?

Ответили? Ну а теперь сравните свой ответ с реальностью. Экономика Израиля занимает сороковое место в мире по общему объему ВВП  (это при ВОСЬМИ МИЛЛИОНАХ населения) и восемнадцатое по ВВП на душу населения. Средняя зарплата в Израиле -- 2500 долларов, минимальное пособие по безработице -- 1100 долларов, однако его выплачивают не более полугода. Израиль занимает ЧЕТВЕРТОЕ место в мире по экспорту вооружений -- после США, России и Франции. Россия, кстати, закупает у Израиля военные БПЛА -- беспилотные летательные аппараты, сами мы их делать пока не умеем.

Структура экономики Израиля выглядит так:
Первое место -- производство и экспорт бриллиантов. Израиль не имеет собственных месторождений алмазов, он закупает необработанные алмазы у России и ЮАР, обрабатывает их и продает бриллианты всему миру. Именно в Израиле,  в Тель-Авиве находится крупнейшая бриллиантовая биржа мира. Некоторые формы огранки уникальны, они разработаны израильскими ювелирами, бриллианты такой огранки можно купить только в Израиле.

Второе место -- продукция хай-тек, высокотехнологичное оборудование для армии, медицины, контрольно-измерительное оборудование для промышленных систем. Как минимум половина такого оборудования уникальна по своим характеристикам и не имеет аналогов в мире. В частности, Россия закупает израильские томографы для наших больниц.

Третье место -- продукция сельского хозяйства. Израиль выращивает и продает овощи и фрукты в почти 90 стран мира. Естественно -- в теплицах, для обычного земледелия в Израиле просто нет достаточного количества земли. Есть в Израиле и животноводство -- опять-таки стойловое, пасти коров просто негде. Израильские коровы дают в год почти ВДВОЕ больше молока, чем голландские и почти в ШЕСТЬ раз больше, чем российские

А теперь по поводу "общественных фондов потребления" -- их у Израиля практически нет. В Израиле платные детские сады и высшие учебные заведения -- все, без исключения. В Израиле платная (страховая) медицина -- если у тебя нет страховки, ты можешь умереть на пороге клиники, это никого не волнует -- кто тебе мешал вовремя оформить страховку? В Израиле НЕТ пособий по бедности -- только пособия по безработице, которые как я уже написал платятся ограниченное количество времени, за которое ты обязан найти работу -- или можешь помирать с голоду... В Израиле только НАКОПИТЕЛЬНЫЕ пенсии, которые платятся за счет взносов работодателя в пенсионные фонды -- государство  к этому никакого отношения не имеет...

Да, в Израиле есть масса льгот для молодых людей, отслуживших в армии -- но это не социальные траты, они проходят как затраты на оборону -- и это реально именно затраты на оборону, ведь чтобы получить эти льготы надо три года с автоматом в руках проходить под пулями палестинских террористов, ежедневно рискуя своей жизнью. Профессиональному наемнику, кстати, за те же три года пришлось бы заплатить куда большие деньги...

Ну и выводы -- Израиль, государство, которое самим фактом своего существования подтверждает правоту двух основных тезисов из постов, приведенных в начале этого поста:
1. Наличие богатых природных ресурсов само по себе не гарантирует процветание государства, а их (ресурсов) отсутствие не означает обреченность государства на нищету. Основным ресурсом любого государства является не нефть и не земельные угодья -- основным ресурсом государства являются мозги его граждан.
2. Чем меньше у государства общественных фондов потребления, тем динамичнее развивается его экономика. Невозможность одних граждан жить за счет других заставляет каждого самому заботится о собственном процветании, а тем самым -- и о процветании государства. И наоборот -- изобилие общественных фондов потребления убивает целесообразную волю к труду...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
torin_kr
Mar. 19th, 2014 03:18 pm (UTC)
Вопрос -- почему одни умеют, причем вся страна поголовно, а другие (в другой стране) так же поголовно НЕ УМЕЮТ?
(Deleted comment)
zoom8zoom
Mar. 19th, 2014 11:56 am (UTC)
на 100% согласен, в том числе и с выводами
torin_kr
Mar. 19th, 2014 03:19 pm (UTC)
Спасибо...
ela_kareva
Mar. 19th, 2014 05:24 pm (UTC)
Ты вот тут давеча напомнил, что нацист - это тот, кто приписывает какой-то нации имманентные достоинства. Ну так я нацист - я считаю, что евреи по самой своей природе более талантливы, сообразительны и умелы, чем, скажем, окружающие их арабы. Ну вот такие они выкристаллизовались за время Изгнания. Невероятно восхищаюсь этой нацией.
Здорово, что ты у них побывал.
torin_kr
Mar. 19th, 2014 05:55 pm (UTC)
Да, я тоже очень этим доволен. Хотим еще раз -- недели на три в Израиль, но теперь все такие планы в связи с Тонюшкиной беременностью откладываются на пару лет...
leo715
Mar. 24th, 2014 10:19 am (UTC)
Согласен с вашими выводами, но некоторые детали всё-таки уточню.
>>В Израиле платные детские сады и высшие учебные заведения -- все, без исключения

Детские сады только частные и платные до 3-4 лет. Для детей старше есть бесплатные муниципальные сады. Но, учитывая что декретный отпуск в Израиле 14 недель (плюс возможны ещё 14 за свой счёт), то практически всем призодится платить за частные сады. В частном саду цена в месяц на ребёнка выходит примерно половина минимальной зарплаты.
С 4-х и до 18 лет образование бесплатное (не считая покупку учебников и поборы родительского комитета).
Обучение в ВУЗе стоит чуть больше месячной минималки за семестр (14 недель), плюс возможны стипендии на больше чем 100% стоимости обучения.

>> В Израиле платная (страховая) медицина -- если у тебя нет страховки, ты можешь умереть на пороге клиники, это никого не волнует -- кто тебе мешал вовремя оформить страховку?

Упрощённо, в Израиле в медицине - почти полный коммунизм. Каждый работник облагается налогом на здравоохранение, размер которого зависит от зарплаты. Каждый житель (не гражданин - житель!) Израиля имеет право получать медицинские услуги которые оговоренны в т.н. "корзине здоровия". Всё что не входит в корзину - платное.

>>В Израиле НЕТ пособий по бедности -- только пособия по безработице,
Таки есть - оно называются Автахат Ахнаса.
http://www.moia.gov.il/Russian/Subjects/FinancialAssistance/Pages/IncomeInsurance.aspx
На здорового безработного, не женатого и без детей - примерно половина минимальной зарплаты.

>>В Израиле только НАКОПИТЕЛЬНЫЕ пенсии, которые платятся за счет взносов работодателя в пенсионные фонды -- государство к этому никакого отношения не имеет...

Есть Институт Социального Страхования - туда идут отчисления от каждого работоспособного гражданина Израиля (если он только не получает пособие от этого Института). Взамен по достижению пенсионного возраста (67, скоро будет 70) выплачивается пенсия в где-то треть минимальной зарплаты. Если других доходов нет (например накопительной пенсии), то можно получать так-же Автахат Ахнаса (см. выше).
torin_kr
Mar. 24th, 2014 10:52 am (UTC)
Прочитал очень внимательно
"Репатрианты, обучающиеся в ульпане и не получающие "корзину абсорбции", - подробности см. в разделе Обучение ивриту.
Репатрианты в первый год после репатриации, обучающиеся на дневных курсах, организованных министерством алии и абсорбции, - подробности см. в разделе Трудоустройство.
Репатрианты в первый год репатриации, находящиеся в стадии поиска работы, или безработные - подробности см. в разделе Трудоустройство.
Вернувшийся израильтянин ("тошав хозер") может получать "автахат ахнаса" в течение 3 месяцев со дня возвращения в Израиль. Дополнительную информацию см. в разделе Вернувшиеся израильтяне.

Внимание!
Безработный, относящийся к категории "трудоспособных", сможет получать "автахат ахнаса" только при условии, что он отмечается на бирже труда. Подробности см. в разделе Трудоустройство.
Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, не имеют права на получение "автахат ахнаса". Они могут обратиться в Управление по делам студентов для выяснения своих прав на получение ссуды "альваат киюм""

По-моему это и есть типичное пособие по безработице...
leo715
Mar. 24th, 2014 11:20 am (UTC)
>>По-моему это и есть типичное пособие по безработице...

Кроме него, есть ещё и совершенно отдельное пособие по безработице, которое выплачевается ограниченое количество времени. Причина ограничения в том что это пособие по сути страховка, размер которой зависит от зарплаты в последние несколько месяцев перед увольнением.
torin_kr
Mar. 24th, 2014 11:21 am (UTC)
То есть они могут выплачиваться параллельно? Или только одно из них?

Edited at 2014-03-24 11:21 am (UTC)
leo715
Mar. 24th, 2014 04:25 pm (UTC)
Одно за другим. Когда кончается пособие по безработитсе начинается автахат ахнаса, которое ограничения по времени не имеет.
torin_kr
Mar. 24th, 2014 06:09 pm (UTC)
Понятно...
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono