В качестве первого шага на этом пути решил я изложить свои жизненные основания -- ибо с оснований-то все и начинается. Итак, для того чтобы чётче понимать мою позицию в отношении того, хорошо или плохо было жить в СССР, вам, мои уважаемые френды, желательно учитывать следующее:
1. Я НЕ гуманист. Или, точнее, я гуманист исключительно в том смысле, в каком гуманистами считали себя Петрарка, Маккиавелли или Эразм Роттердамский -- то есть в смысле примата Человеческого над Божественным и не более того. У меня нет ценности милосердия и сострадания к любому человеческому существу -- ну вот так получилось. Поэтому когда мне говорят, что "а зато в СССР никто не умирал с голоду" (имея в виду СССР исключительно 50-80-х годов), для меня этот факт сам по себе никакой ценности не представляет. Намного важнее не то, что никто ни умирал, а то КАК ЖИЛИ, те, кто "не умирал".
2. Я НЕ моралист. Я не верю в божественность морали. Для меня мораль -- не более чем инструмент, с помощью которого человеческое сообщество регулирует свою совместную жизнь с целью сделать ее хоть сколь-либо терпимой для большинства своих членов. Мораль полностью инструментальна и ситуативна -- сегодня у нас одна ситуация и необходима одна мораль, завтра ситуация поменялась и вместе с ней меняется мораль. Поэтому когда мне говорят -- "В СССР у людей была высокая мораль" -- для меня эта фраза бессмысленна. В СССР у людей была СОВЕТСКАЯ мораль, а в США, например, -- американская мораль. Каждая из них настолько высока (или низка) насколько она способна решать свою основную функцию -- делать терпимой (а желательно приятной) повседневную совместную жизнь людей в СССР и в США. Не более и не менее...
3. Я абсолютный и законченный рационалист. Поэтому, когда говорят -- "это невозможно понять, это надо чувствовать" -- все, я из дискуссии выбываю. То, чего невозможно понять, для меня не существует. Сразу скажу по поводу знаменитого стихотворения Тютчева -- мне намного ближе пародия на эти строчки у одного из активных антисоветчиков 70-х годов, Юза Алешковского -- "Пора, мой друг, е...на мать, умом Россию понимать". Поэтому все аргументы -- "зато там (в СССР) было такое душевное тепло " -- для меня тоже "мимо кассы", ну не знаю я что такое "душевное тепло"
4. Я считаю человеческий разум высшей ценностью в этом мире. Сам человек есть лишь приложение к своему разуму. Как Эпиктет некогда считал, что человек это "душонка, отягощенная трупом", так я сейчас абсолютно убежден в том, что человек -- это разум, отягощенный чувствами, эмоциями, психическими процессами и прочей хренью. Но все-таки, несмотря на все отягощения, в каждом человеке есть Разум. И чем его больше, тем в большей степени человек является человеком. Поэтому правильно все то, что увеличивает количество разума и неправильно все то, что его уменьшает. Или даже просто -- НЕ УВЕЛИЧИВАЕТ. В СССР увеличение количества разума не стояло как основная задача, более того -- разум поощрялся только в специально выделенных местах (например, в точных науках), в качестве массовой идеологии (и жизне-практики) разум наоборот всячески подавлялся.
Вот как-то так...
Journal information