?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За последние три года  мы с любимой объездили достаточно много мест и стран. В некоторых нам понравилось, в некоторых -- не очень, а в некоторых -- ОЧЕНЬ не понравилось (последний пример -- Абхазия,  можно я не буду давать ссылку на свой пост про эту поездку, не хочу ре-активировать грузинско-абхазский "холивар" в этом посту) . И вот я задумался -- а можно ли выделить некий общий признак. по которому мне нравятся или не нравится те или иные места -- ну хотя бы для того, чтобы не портить себе следующие поездки. Посидел, подумал и нашел такой признак. Потому подумал еще немного и понял, что признак этот чуть более глобален, чем просто критерий выбора места для комфортного отдыха и решил про него написать

Так вот, те места, где мое пребывание было и остается комфортным -- Москва, Турция, Западная Украина, Латвия -- можно объединить по одному признаку -- это места с высоким уровнем ФОРМАЛИЗАЦИИ социальных отношений. А места, где мне было особенно некомфортно -- Тува, Абхазия -- это места, где любые социальные отношения на 99,9% являются отношениями межличностными, где их формализация практически отсутствует. Непонятно? Попробую объяснить подробно.

Вот смотрите -- в Москве или во Львове, садясь в маршрутку  или заходя в кафе, вы знаете, что услуга которую вы получите  в обмен за свои деньги (заказанная вами еда или доставка вас из точки А в точку Б) никак не зависит  оттого, насколько вы как личность приятны/неприятны водителю или официанту. Водителя может тошнить от одного вашего вида (или языка на котором вы разговариваете), но он все равно довезет вас туда, куда вам надо и возьмет за это строго оговоренную плату. Потому что ваши отношения СТРОГО ФОРМАЛИЗОВАНЫ -- вы вступаете в отношения не как "Вася и Петя", а как "водитель и пассажир" и все ваши взаимные обязанности подробно прописаны в специальных правилах. Вы платите деньги -- водитель вас везет. Ничего личного -- только дело ("дело --" именно так переводится на  русский слово "бизнес").

В Абхазии же или Туве никого не интересуют ваши деньги. Точнее не так -- деньги всех интересуют ВО ВТОРУЮ ОЧЕРЕДЬ. В первую -- межличностные отношения. Если вы ОЧЕНЬ хороший человек -- вас повезут даром, если просто хороший -- за обычные деньги, а если не очень хороший --  с вас сдерут втридорога или вообще откажутся иметь с вами дело. То же самое будет и в кафе, и в гостинице и вообще где угодно. И смотрите что получается -- получается, что для того чтобы по нормальной цене получить качественную услугу я должен доказать, что я хороший человек.  Потратить на это время, силы, эмоциональную и ментальную энергию. А ЗАЧЕМ это мне? Намного проще просто заплатить деньги. Еще раз -- дело не в том, что вот тут "русских не любят", а в самом принципе -- чтобы получить необходимую мне услугу за обычные для нее деньги, я должен добиваться чтобы меня полюбили, вместо того, чтобы просто купить то, что мне необходимо.

Знаете, какой была первая ассоциация после одного дня нахождения в "гостином доме" в Абхазии, причем одновременно и у меня и у любимой -- "вписка". Для тех, кто не знает, "вписка" -- это когда тебе негде жить и тебя пускают из милости пожить в чей-нибудь в дом в обмен на твое обещание жить согласно принятым в этом доме правилам и демонстрировать хозяевам свое уважение к ним самим и к их способу жизни. И у меня и у любимой в силу нашей непростой личностной истории опыта "вписок" предостаточно (у меня в сумме не один год "жизни по впискам" наберется) , так что нам есть с чем сравнивать.

Нет в самой по себе "вписке" ничего плохого нет. Вот только "вписка"  переносится  относительно нормально в двух случаях -- когда  мера сильно вынужденная (ну вот когда совсем край и другого способа нет) или же когда это у людей из твоей тусовки  (ролевики у ролевиков, хиппи на хипповской вписке...).  Когда же я еду отдыхать и плачу за это полную сумму -- почему я должен ощущать себя "на вписке"? и главное -- зачем мне ощущать себя как на "вписке"?

Теперь про обещанную "глобальность". Мне кажется, что все страны и культуры мира можно распределить по условной шкале "формальности- неформальности" социальных отношений. Рискну и свяжу "формальность" отношений с рационализмом и (европейской) цивилизацией, а "неформальность" с коммунальностью в смысле Александра Зиновьева, который вообще всю истории человечества рассматривал как борьбу цивилизации с коммунальностью (вот мой пост с цитатой из Зиновьева про коммунальность -- Зиновьев. "Коммунизм как реальность").  И тогда можно сказать, что  в разных культурах разный уровень "коммунальности" и для каждого существует верхнее пороговое значение "коммунальности", которое он в состоянии вынести. Соотнося эти две характеристики  -- уровень коммунальности культуры и уровень коммунальности, комфортный для тебя лично -- и можно определить те места. в которые данному конкретному человеку лучше не соваться.

Для меня такими  местами пока являются Абхазия и Тува. Но это для меня...

   
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
amital
Jan. 17th, 2014 05:04 pm (UTC)
наверно мне нельзя в Абхазию, я спиртное не пью, они обидятсо
torin_kr
Jan. 17th, 2014 05:06 pm (UTC)
Дело не в спиртном -- думаю, там тоже не все пьют спиртное...
amital
Jan. 17th, 2014 05:08 pm (UTC)
я думал у них выпить это винцо, типа чача, обязательный обряд для гостя
torin_kr
Jan. 17th, 2014 05:11 pm (UTC)
да нет, не обязательно. Но часто, да...
(Deleted comment)
torin_kr
Jan. 22nd, 2014 12:35 pm (UTC)
Согласен...
dooboper
Jan. 17th, 2014 06:11 pm (UTC)
Я бывал во Львове, прекрасный город,во всяком случае- его центр,просто потрясающий. Не не очень согласен с тем,что там все абсолютно безличностно- там все таки часто видно,как минимум- по взгляду официанта/продавца- что они понимают.что ты- из России.Это не выглядит как русофобия,но большинство из обслуживающего персонала,как правило никогда не переходит на русский в общении принципиально- даже если они им свободно владеют. Это- все таки имеет какое-то личное отношение... Хотя,повторюсь,нам там очень понравилось,хочется попасть туда еще.
А более всего понравилось- в Кракове,недалеко,кстати,от Львова,только вот "Шенген" нужен. Там просто волшебно.
torin_kr
Jan. 17th, 2014 09:06 pm (UTC)
Нет, ну понятно, что изложенная схема -- это некая абстракция. На практике все мы люди и конечно же наши предпочтения как-то сказываются. Главное, чтобы это не переходило определенных границ.
fon_rotbar
Jan. 17th, 2014 06:37 pm (UTC)
дело не в том, что вот тут "русских не любят"
Именно в том.
torin_kr
Jan. 17th, 2014 09:07 pm (UTC)
Re: дело не в том, что вот тут "русских не любят"
Есть русские, кто вернулся оттуда и всем доволен, а есть такие как я. Скорее, не любят не руссских, а тех, кто не захотел "добиваться" любви.
konhobar
Jan. 17th, 2014 07:30 pm (UTC)
Согласен. В Абхазии хоть и был два раза, но давно, плохо помню такие детали.Но в целом дополнительные коммуникационные телодвижения за твои же деньги напрягают.
Хотя в той же Турции, если ты "хороший человек", можно и купить на порядок дешевле, и угостят, и автостоп там приятный, сами останавливаются. Но там это как-то без напряжения и обязательности происходит.
torin_kr
Jan. 17th, 2014 09:07 pm (UTC)
Вот и меня как-то напрягают...
nietzsche_brot
Jan. 18th, 2014 10:48 am (UTC)
Не очень хороший вы, видать, человек )
torin_kr
Jan. 18th, 2014 10:51 am (UTC)
И что мне прикажете с этим делать?
nietzsche_brot
Jan. 18th, 2014 10:58 am (UTC)
Хорошеть!
torin_kr
Jan. 18th, 2014 11:16 am (UTC)
Плохо получается чего-то... :=)))
( 15 comments — Leave a comment )