?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Потому что волчица говорит своим волчатам:
" Кусайте как я" и этого достаточно,
и зайчиха учит зайчат: " Удирайте как я",
и этого тоже достаточно,
но человек— то учит детеныша: " Думай, как я",
а это уже преступление..."
А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди»

Обсуждали сегодня с любимой ее очередную статью по педагогике, в которой она пишет об анализе актуальных "образов будущего" ребенка как основе педагогического процесса. И вот какие у меня "вокруг" этой статьи мысли.

Я считал, считаю и буду считать, что основным "заказчиком" образовательного процесса в России  должны стать родители -- просто потому что больше некому. Государству доверять образование нельзя, это слишком серьезная вещь, а развитого гражданского общества у нас просто нет. Остаются родители. Но вот какая проблема... Принято считать, что родители (ну как минимум подавляющее большинство родителей) безусловно желают своим детям добра. И это правда. Вот только КАКОГО добра? Как правило такого, какое считают добром они сами. А нужно ли это добро их детям? Особенно  в наши дни, когда темпы технико-экономических и социокультурных изменений перешагнули через все мыслимые пределы. Понятия "добра" и особенно "высшего добра" меняются сейчас за жизнь одного поколения кардинальным образом

Моя мама, родившаяся и выросшая в сибирской деревне, считает "высшим добром" "быть как все", полностью вписываться в структуру окружающего человека микросоциума -- но я, мальчик, выросший в миллионном городе, так уже не считаю.

Я, выросший на книгах Стругацких и в первую очередь на "Понедельнике...", считаю "высшим  добром" свободу интеллектуальной деятельности, но мой ребенок ставит на это место несколько другие ценности, а к интеллекту относится как к вещи безусловно полезной, но не более того.  

Человек, родившийся и проживший значительную часть жизни в СССР считает "высшим добром" социальную защищенность и готов платить за неё свободой выбора -- но считает ли так же его ребенок, родившийся уже ПОСЛЕ развала СССР?

И что же в такой ситуации делать педагогу, когда "заказ"  на процесс воспитания (то есть трансляцию представлений о "добре" и "зле") он получает от родителей, а сами  эти представления должен брать из "прожективного будущего" и они с высокой вероятностью будут расходится с представлениями "заказчиков"-родителей? На сегодня ситуацию спасает то, что родители  в массе своей недостаточно компетентны как заказчики и не в состоянии оценить что именно транслирует педагог их детям, но ведь это не может и не должно продолжаться вечно. С дальнейшим развитием системы образования родительская компетентность в сфере образования будет расти и рано или поздно достигнет того уровня, когда родитель сможет контролировать СОДЕРЖАНИЕ педагогического процесса. И тогда педагогу придется выбирать между требованиями непосредственного заказчика -- родителей и интересами ребенка.  И боюсь, правильного выбора в этой ситуации сделать невозможно --чтобы не выбрал педагог, он так или иначе нанесет вред ребенку.

Решение этой проблемы только одно -- развитое гражданское общество, которое должно опосредовать заказ родителей на воспитание детей  с учетом как раз того самого "прожективного будущего".  НО ГДЕ ЕГО ВЗЯТЬ? Нет в России предпосылок для его появления. Как минимум в ближайшие пятьдесят лет...
promo torin_kr декабрь 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
yani_aserfi
Jan. 10th, 2014 06:30 pm (UTC)
Похоже, сейчас существуют проблемы не только с компетентными родителями, но и с компетентными педагогами, способными строить "образы будущего".
torin_kr
Jan. 10th, 2014 06:35 pm (UTC)
Конечно существуют, но я не про них -- про них-то что говорить, рано или поздно они просто вымрут. Я про компетентных педагогов...
truechelovek
Jan. 10th, 2014 07:52 pm (UTC)
Эмоции нахлынули, как сельдей косяк,
Невежество учителей мне обрыдло так.
Тьму я их перевидал, но ни один, ни разу,
Ясно, точно не сказал, что такое разум.
Ни один из них понять не может идиот,
Что к пониманью, что есть разум, всех Библия ведет.
И в столицах и в любой какой-нибудь глуши,
На головах учителей хоть кол бери теши.
Все они поныне, как во время оно,
Не способны следовать мысли Соломона.
Все учителя - невежды, сельдь как, в понимании,
Что разумный, "...праведник - на вечном основании".
Короче, про учителей всех Соломона стих:
"Убьет невежд упорство, глупцов - беспечность их".
И черт бы с ними, я скажу прямо, без затей,
Но за собой они потянут в пропасть ведь детей.
a_spyd
Jan. 11th, 2014 02:31 am (UTC)
Раз уж упомянули авторов
" - Нам не должно быть безразлично, что именно наши дети будут воспринимать как данное.
- Моральные критерии гуманизма - сказал Хлебовводов, слабо усмехнувшись.
- У нас нет других критериев, - возразил Фарфуркис.
- К сожалению, - сказал Хлебовводов.
- К счастью, коллега, к счастью. Всякий раз, когда человечество пользовалось другими критериями, оно жестоко страдало."(с)
torin_kr
Jan. 11th, 2014 08:16 am (UTC)
Re: Раз уж упомянули авторов
"Моральные критерии гуманизма" -- а могли бы Вы их сформулировать и обосновать Ваши формулировки?
Я -- не могу...
privacy_ua
Jan. 11th, 2014 11:21 am (UTC)
Re: Раз уж упомянули авторов
Человек - цель, а не средство. Поступай с другими, так как бы хотел, чтобы поступали с тобой.
Ну и конечно же: категорический императив Канта :)
Где-то так
torin_kr
Jan. 11th, 2014 11:37 am (UTC)
Re: Раз уж упомянули авторов
Очень уважительно отношусь к Иммануилу Канту и к его категорическому императиву...

Вот только он всю свою жизнь прожил в маленьком провинциальном немецком городке с очень однородным составом жителей. Боюсь ему, при всем его величии, и близко не представлялось то многообразие экономик, культур, способов жизни с которыми сейчас в той или иной форме соприкасается ОДИН человек. И сохраняется ли в этом многообразии единство представлений о гуманизме я не знаю. Честно -- НЕ ЗНАЮ.

Edited at 2014-01-11 12:59 pm (UTC)
a_spyd
Jan. 11th, 2014 10:32 pm (UTC)
Re: Раз уж упомянули авторов
Если б я мог однозначно сформулировать и -- тем более -- доказательно обосновать формулировки, то я, несмотря на свою лень, подался бы в публицисты, учителя или проповедники :)
А приблизительно -- упоминаемый в соседней ветке категорический императив на мой взгляд, вещь вполне универсальная. В сочетании с Декларацией прав человека что-то в первом приближении соорудить можно.
muzzikpostcard
Jan. 11th, 2014 06:21 am (UTC)
Как быть с проблемой множественности ценностей (представлений о добре и зле) у разных родителей разных детей в одном классе и одним Учителем? Как же он, бедный, будет поступать?
torin_kr
Jan. 11th, 2014 08:14 am (UTC)
А как выживает социум, в котором тоже сосуществуют разные ценности?
zoom8zoom
Jan. 11th, 2014 08:31 am (UTC)
Сложно как то все..
Жизнь все расставит по местам. Сильная личность пробьется всегда, а остальные будут фоном. Невозможно создать общество лидеров, да и улицы мести кому то нужно. Свобода, вот главный критерий оценки. В свободном обществе будут расти свободные толерантные люди.
Воспитывать должны РОДИТЕЛИ. А в школе должны давать ЗНАНИЯ, а не воспитывать. Никаких критериев добра и зла давать в школе не должны. Для этого есть Закон, вернее его конечно нет, но в смысле он быть должен. С большой буквы "З". -Если ты сделал это - получишь пряник, а если это - пойдешь в тюрьму. Таков Закон. Нравится он тебе, не нравится - твои проблемы. Подрастешь - поймешь, а не поймешь, ничего страшного, не всем быть в этой жизни философами. Умный разберется, а дураку достаточно бояться наказания.
А вот как будут воспитывать ребенка родители, это их проблема и их инертности мышления. Главный метод воспитания - собственный пример и неважно, какие слова при этом произносятся.
Как то так...
torin_kr
Jan. 11th, 2014 08:37 am (UTC)
Родители конечно должны воспитывать и они это делают. Но...
Ребенок проводит в школе около трети своего времени в течении 10 лет -- так или иначе он усваивает определенные социально-этические нормы, то есть школа все равно воспитывает, так или иначе. Разница только в том, будет ли этот процесс осознанным и целенаправленным или естественным и случайным
(Deleted comment)
torin_kr
Jan. 11th, 2014 12:57 pm (UTC)
"где бы взять таких педагогов, которые задумаются над этой проблемой" -- вот про это мне и любимая говорит. Говорит, что я пытаюсь поставить проблемы даже не "завтрашнего", а "послезавтрашнего" дня.

Но ведь когда это проблема станет "сегодняшней", над ней уже поздно будет думать, ее надо будет срочно решать...
(Deleted comment)
torin_kr
Jan. 11th, 2014 04:04 pm (UTC)
и это тоже развитие...
privacy_ua
Feb. 9th, 2014 09:27 pm (UTC)
Этот вопрос ставился Стругацкими.
К сожалентию их ответы мне не очень нравятся - Хромая судьба, Муравьиный лев.
Если в первом учителя приходят извне и они знают лучше, то в во втором случае - учителя знают лучше потому что они в этом уверенны.
Можно еще вспомнить Лукьяненка с его Наставниками. Они тоже знают как лучше, просто потому что они наставники.
Педагогика сегодня это не точная наука. Мы на самом деле не знаем как слово наше отзовется. Вспоминаю студента, который получал по английскому дохлую тройку. при замене преподаватель поставила ему 5. После этого он начал рьяно учить англ.язык. В результате у него стала твердая 4.
Уверен таких историй вы знаете много.
Вопрос еще в том, кто идет работать педагогом в школы, а также с качеством студентов в вузах
( 17 comments — Leave a comment )