?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Любимая пишет докторскую по педагогике под условным названием "Проблемы сохранения креативного потенциала детей в процессе социализации" и мы с ней периодически на эти темы -- креативность, социализация -- разговариваем. В  последний раз мы обсуждали как меняется смысл и содержание самого процесса социализации...

Смотрите -- еще лет 30-40 назад у ребенка в СССР в процессе социализации было два, максимум три варианта выбора -- он мог войти в существующий социум, мог войти в условный "анти-социум" (уголовный мир, диссиденты и т.д.) и мог выпасть из всех социумов вообще, уйти на "социальное дно". ВСЕ. Других вариантов просто не было. Сейчас количество "социумов",  в которые человек может войти и успешно в них социализироваться, резко возросло. Среди них есть полностью виртуальные  типа сообществ игроков в "World of Warcraft", есть вполне реальные, но "размазанные" территориально, существующие "поверх" территориальных и государственных границ, типа UINIX-комьюнити, есть сосуществующие в одном и том же месте (почти), но при этом отличающие всем-- системой ценностей, манерой поведения, способом зарабатывания денег. И любой из этих социумов даст тебе все то, что раньше человек мог получить только в одном, ну в двух социумах --средства к существованию, социальное признание, психологическую комфортность... То есть количество вариантов социализации давно уже  не три и даже не тридцать -- их сотни.

И это ставит в качестве основной задачи педагога в процессе социализации не ТРАНСЛЯЦИЮ НОРМ, а трансляцию СРЕДСТВ АНАЛИЗА норм.  Если раньше  педагог учил тому, что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО, то сейчас его задача --- учить ПОЧЕМУ это ХОРОШО, а это ПЛОХО, чем руководствовались те или иные группы людей называя вот это "ХОРОШО", а вот это -- "ПЛОХО", каковы были их КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. По настоящему успешной социализацией в наше время может быть названа только такая, при которой ребенок не просто вошел в ту или иную социальную группу, в тот или иной "социум", но сделал это ОСОЗНАННО, проанализировав социально-этические нормы данного социума, его способ жизни и выбрав данный социум как максимально подходящий под его собственные социально-этические нормы.

Понятно, что такая социализация требует от педагога совсем других техник и приемов работы. В определенном смысле слова, это требует просто другого СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. И этот процесс -- процесс смены техник и приемов работы, процесс смены содержания образования уже идет. Идет тяжело,  трудно,постоянно натыкаясь на сопротивление той части педагогов, которые точно "знают как надо" (причем КАК НАДО не только им, но и ВСЕМ) и для которых одна только мысль о том, что выбирать что хорошо, а что плохо, будут не они, а САМИ ДЕТИ представляется крушением всей педагогической вселенной, потерей смысла их педагогической работы. Но то, что вызвано ОБЪЕКТИВНЫМИ потребностями процессов "воспроизводства действительной жизни" как говорил Маркс, отменить нельзя. Это можно только немного затормозить. Рано или поздно те педагоги, которые не смогут свыкнуться с мыслью о ВАРИАТИВНОСТИ социально-этических норм, о наличии СПЕКТРА возможностей для социализации и не научатся транслировать детям средства анализа этого спектра, просто покинут систему образования. И я думаю, что скорее рано, чем поздно. Думаю, в массе своей это произойдет в ближайшие 15-20 лет...    
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
truechelovek
Dec. 29th, 2013 10:41 am (UTC)
История не дала словам Черчилля пропасть,
Что больше, чем премьера, педагога власть.
И слова Гюго на разных еще помнят берегах,
Что будущее - в школьного учителя руках.
То есть все, что терпит ныне русская земля,
Уготовили России прошлые учителя.
И видишь, будущее будет еще хуже, злей,
На школьных глядя нынешних всех учителей.

Ведь ни один учитель в РФ не способен понять, а потому и ученикам передать понимание: "Когда в хвосте начало, то в голове мочало".
torin_kr
Dec. 29th, 2013 11:21 am (UTC)
"ни один учитель в РФ не способен понять" -- это как-то слишком сильное обобщение...
fon_rotbar
Dec. 29th, 2013 02:13 pm (UTC)
Смесь тёплого с мягким.
Ну вот существовало в СССРии сообщество радиолюбителей. Во многом очень похожее с нынешними ВОВ-щиками и красноглазик-комьюнити.

Существовали "качки"- спортсмены, позже создавшие свои, отдельные криминальные группировки- вот там можно было не только состоять- но и зарабатывать.

Так что тезис "Других вариантов просто не было." -считаю опровергнутым.

Современное ВОВ-сообщество не позволяет зарабатывать средства к существованию. По крайней мере не столько, чтобы это могло стать заметной долей у заметного количества людей.
Появились национальные землячества, которые, кстати, позволяют заработать. Но вот беда: в основном через уголовные дела, сиречь мы выходим в преступный мир.

То есть объединений может и стало больше- но вряд-ли это заметно сказалось на упомянутых вами в начале базовых раскладах: закон-уголовка, богатство-дно.

Ну а перепутанные образование с воспитанием меня глубоко опечаливают, даже сильнее чем "Трудности сохранения созидательных способностей детей в ходе усвоения образцов поведения".
zoom8zoom
Dec. 30th, 2013 08:14 am (UTC)
Интересный пост. Как известно, воспитывать детей может каждый и каждый знает как это делать.
И Жан-Жак Руссо, если не врет Ломброзо, отдав своих детей в приют, писал трактаты о воспитании...
Ах да. Отвлекся. Хочу поспорить))
Очень интересно и почти не понятно, а потому сакрально. Вот только кто будет "воспоизводить" все это? Где эти педагоги, такие прогрессивные?
Ну понятно где. Диссертации пишут. А воспитывают детей наших, и будут воспитывать, не удачливые состоявшиеся люди, а нищие оборванцы, по большей части женщины с несостоявшейся личной жизнью и задавленные женской авторитарностью полупьяные физрук с трудовиком. Вот только если их заставить и научить новым методам, не извратят ли они их, не сведут ли все начинания вашей любимой к нулю, а то и в минус?
Мой ответ такой:
Воспитывать детей должны родители. А школа должна давать просто чистые знания, ну разве что елементарное: не бегать, не кричать, не перебивать. Сирот пусть воспитывают в детских домах или в приемных семьях.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono