?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю серию постов про образование как ТЕХНИЧЕСКИЙ процесс. Предыдущий пост из этой серии -- вот этот   ОБРАЗОВАНИЕ -- про основной ресурс педагогического процесса был, образно говоря,  про  бензин, который расходуется на педагогический процесс. Этот будет про "выбор оптимального маршрута". Не про цель -- цель это отдельная тема на много-много постов, нет, этот пост  про то как  "доехать до цели" с минимальными затратами.

Начну издалека. Все видели картинку -- есть красивый сквер с красивым газоном и не менее красивыми дорожками, аккуратно заасфальтированными, а то и вообще выложенными какой-нить супер-пупер дизайнерской плиткой. А где-нить поперек газона протоптаны дорожки -- совсем некрасивые, разбитые в грязь, но именно по ним все и ходят. Почему так -- правильно, все знают  -- потому что первые дорожки НЕУДОБНЫ, проложены исходя из неких  дизайнерских представлений о красоте, до которых 99% ходящих никакого дела нет. Нет, конечно можно ЗАСТАВИТЬ ходить строго по дорожкам (поставить забор, рядом охрану, поручить охране взимать штрафы с нарушителей...) -- но на это придется потратить очень много ресурсов. Намного  проще и дешевле поступить  так, как поступал Петр Леонидович Капица, когда был директором Института физических проблем -- он просто ждал, пока сотрудники протопчут дорожки через скверы, а потом прямо по этим протоптанным дорожкам, немного их спрямляя, приказывал класть асфальт. И сотрудники ходили по проложенному асфальту -- ну пусть не совсем так, как они хотели но очень близко к этому и опять же асфальт...

К сожалению, практически  никто из нынешних педагогов не берет пример с Петра Леонидовича Капицы.  Практически все берут пример с того самого дизайнера/архитектора, который прокладывает дорожки исходя исключительно ИЗ СВОИХ представлений о правильности. Впрочем, хватит аллегорий и архитекторов. Давайте о педагогике:  любой ребенок на момент своей встречи с педагогом УЖЕ ИМЕЕТ некие представления о СВОЕМ жизненном пути. Этот путь необходимо откорректировать -- это и есть  работа педагога. Причем желательно -- МИНИМАЛЬНО откорректировать, ровно настолько, чтобы ребенок, когда вырастет смог нормально вписаться в тот социум, который тогда будет. И ни на гран больше. Но для того, чтобы проделать столь ювелирную операции коррекции, необходимо очень хорошо ЗНАТЬ эту самую уже имеющуюся траекторию движения ребенка  чтобы в нескольких точно выбранных точках подтолкнуть его к ПРАВИЛЬНОЙ траектории --- это и есть минимальное воздействие, к которому должен стремится педагог.

Должен -- но не стремится. Вместо этого педагог просто строит СВОЮ траекторию движения и всеми силами ВПИХИВАЕТ туда ребенка. Иногда даже успешно. Иногда даже эта самая НОВАЯ траектория значительно социально полезнее всего, что могло получится при "плавной коррекции" собственного движения ребенка Вот только какой ценой? Сколько сгорает того самого "педагогического ресурса", сколько тратится психических сил самого ребенка,  во сколько это "запихивание на правильный путь" обходится социуму в целом?  Стоит ли игра свеч? С моей точки зрения точно не стоит. Осталось всего ничего --  доказать это педагогам...
 
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
lenalvovnalela
Dec. 16th, 2013 04:04 pm (UTC)
педагог- это не профессия , это талант и призвание . настоящему педагогу эти истины известны , а остальным -все равно , что рыбке объяснять о прелесть горячего чая , например ...
torin_kr
Dec. 16th, 2013 04:09 pm (UTC)
Сколько сейчас России необходимо педагогов? И каждый должен быть "талант и призвание"? Где же столько талантов взять? Это раз.

И два -- к сожалению, я видел ТАЛАНТЛИВЫХ педагогов, которые ТАЛАНТЛИВО ломают детей и запихивают их в СВОИ собственные траектории движения. Тот же Щетинин, например... Да и не только Щетинин.
lenalvovnalela
Dec. 16th, 2013 04:20 pm (UTC)
при такой системе - да , очень много. но иногда полезнее раз в неделю пообщаться с личностью-Учителем , а остальное время получать нужную информацию через нет , книги и т.д., работать самостоятельно.Воспитание и обучение детей слишком творческий и тонкий процесс , чтобы доверять его халтурщикам и серости . таких и получаем , увы .
torin_kr
Dec. 16th, 2013 04:23 pm (UTC)
серости конечно много, с этим не поспоришь...
2vaska
Dec. 17th, 2013 05:32 pm (UTC)
Щкола - это отражение всей нашей системы, причем ещё более уродливое, чем оригинал. Разве где-то в нашем государстве есть уважение к личности?
torin_kr
Dec. 17th, 2013 05:35 pm (UTC)
Вот почему система -- это государство? Государство -- только ЧАСТЬ системы. И с моей точки зрения-- далеко не самая важная. Это ведь не государство наступает на ноги в метро, писает в лифтах и подрезает друг друга на дорогах. Это мы сами, родимые, справляемся... без всякого государства...
2vaska
Dec. 17th, 2013 05:54 pm (UTC)
"вот когда каждый человек будет поступать нравственно, вот тогда и наступит всеобщее счастье" - Вы об этом?
И насчет "Это мы сами, родимые, справляемся..." - никакого противоречия не вижу. Если человек не уважает себя, он никогда не будет относиться с уважением к другому. Плюс "широка страна моя родная", сегодня загажу один кусочек, завтра сдвинусь на новое нетронутое место.
torin_kr
Dec. 17th, 2013 06:02 pm (UTC)
ну не совсем так, но близко... Когда каждый человек будет поступать РАЗУМНО -- мне наверное так ближе.
2vaska
Dec. 18th, 2013 03:32 pm (UTC)
Утопия... (
torin_kr
Dec. 18th, 2013 04:26 pm (UTC)
"Каждый будет поступать разумно" -- это утопия, а "государство будет следить за тем, чтобы все поступали разумно" -- это НЕ УТОПИЯ?
2vaska
Dec. 19th, 2013 03:11 pm (UTC)
Я не об этом. Хорошо бы создать такие условия, чтобы человеку было удобно и выгодно поступать разумно. "Бытие определяет сознание" ещё никто не отменял.
torin_kr
Dec. 19th, 2013 03:15 pm (UTC)
"создать такие условия, чтобы человеку было удобно и выгодно поступать разумно" -- с этим я ПОЛНОСТЬЮ согласен. Наши с Вами расхождения начинаются вот где -- КТО будет создавать такие условия? Государство? -- НЕ ВЕРЮ. Государство заинтересовано только в одном -- в своем существовании. Если для этого необходимо чтобы люди поступали разумно -- оно будет поддерживать разумность. Но если вдруг необходимо обратное -- точно также будет поддерживать НЕразумность...
2vaska
Dec. 19th, 2013 04:16 pm (UTC)
Я разве что-то говорила по поводу КТО?
torin_kr
Dec. 19th, 2013 06:10 pm (UTC)
Вы-то не говорили, но ведь это же первый вопрос, который сразу же приходит в голову...
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono