?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нет, я не про финансирование, здания и учебники. И даже не про  "административный ресурс".  Я про тот ресурс, который обеспечивает участие ребенка в педагогическом процессе. Сколько бы ни говорили  отдельные прекраснодушные педагоги про "всестороннее раскрытие личности ребенка", на самом деле сутью педагогики является СОЦИАЛИЗАЦИЯ ребенка, а социализация ВСЕГДА есть насилие над личностью( социализация -- это подстройка личности под общепринятые социальные стандарты). Насилие необходимое, даже ЖИЗНЕННО необходимое, но от этого оно не перестает быть насилием -- так же как например уколы медсестры не перестают быть болезненной процедурой только от того, что они необходимы. А любому насилию личность инстинктивно сопротивляется. Вот для преодоления этого сопротивления и нужен некий ресурс.

В  качестве  такого ресурса могут выступать:

  • страх, например страх физического наказания или страх морально-психологического насилия(насмешек, издевательств, различного рода "цуканья"). Этот ресурс педагогика освоила достаточно давно и применяет вполне успешно, вот только "побочные эффекты" зачастую таковы, что сводят на нет всю эту  "успешность"

  • любовь, например, любовь к родителям  или педагогу. Хороший ресурс... вот только абсолютно не инструментальный -- еще никто не научился вызывать любовь к себе по своему произволу. Тебя либо любят, либо нет. Но если любят -- не использовать этот ресурс -- просто глупо...

  • любопытство, "познавательный рефлекс". Один из самых лучших ресурсов, вот только его не слишком много  и  чем ребенок старше, тем  меньше его остается. Такое ощущение что этот ресурс не возобновляемый --  с каким количеством родился, с тем и живи всю жизнь . А к не возобновляемым ресурсам надо относится очень бережно...

  • стремление к самостоятельности и равноправию, стремление вырасти и "стать  взрослым" -- то есть полноправным членом социума. Вот этот ресурс по моему личному педагогическому опыту практически неисчерпаемый. Вот только использует его российская (а возможно и вся европейская) педагогика совершенно неправильно. Правильно его использует восточная педагогическая традиция. Вспомните, сколько раз  вам говорили -- "ты маленький, тебе нельзя. Вот вырастешь..."  И ребёнок стремится вырасти, чтобы ему БЫЛО МОЖНО... Можно ругаться матом, пить спиртное, смотреть порнографические фильмы -- в общем делать все то, что было нельзя, пока он не вырос. Японцы например говорят наоборот -- "Ты маленький тебе можно (подразумевается -- что с тебя взять, маленький же...). Вот вырастешь -- станет нельзя. Но зато ты станешь ПОЛНОПРАВНЫМ, ТАКИМ ЖЕ КАК ВСЕ" И ребенок стремится вырасти, чтобы ему было НЕЛЬЗЯ. По-моему гениальная педагогическая находка...

Да, а к чему я все это написал? А вот к чему -- при выборе (и тем более при проектировании)  школы необходимо четко представлять какой из этих четырёх ресурсов используется (или будет использоваться) большинством педагогов  в педагогическом процессе. Потому что  цели и задачи школы -- это конечно очень хорошо, это  как конечная цель поездки. Но если в бензобаки залито не то горючее, то вряд ли вы успешно доедете туда, куда хотели...  
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
aspasia_roma
Dec. 7th, 2013 11:23 am (UTC)
. Тебя либо любят, либо нет. Но если любят -- не использовать этот ресурс -- просто глупо...

Цитата

Это правда. У меня многие учителя в памяти до сих пор. И школьные, и ВУЗовские.
torin_kr
Dec. 7th, 2013 11:27 am (UTC)
У меня та же самая история. И что интересно -- никакого отношения к ОБЪЕКТИВНЫМ оценкам учителя любовь-нелюбовь не имеет. Среди моих любимых учителей были великолепные учителя, а были и те, кого я бы сейчас сам на работу не взял... Любовь -- штука не рациональная.
aspasia_roma
Dec. 7th, 2013 12:48 pm (UTC)
Особенно - любовь детская. Так думается.
torin_kr
Dec. 7th, 2013 12:52 pm (UTC)
Да я думаю, что и взрослая мало чем отличается. Уважают за что-то, а любят -- просто так...
aspasia_roma
Dec. 7th, 2013 01:22 pm (UTC)
Да.
yani_aserfi
Dec. 7th, 2013 11:30 am (UTC)
Осталось найти большое количество педагогов, которые бы смогли работать в этом подходе. Они сами во многом покалеченные школой, семьей и проч.
torin_kr
Dec. 7th, 2013 11:33 am (UTC)
Ну так все мы чем-нить да покалеченные... Но ты не поверишь -- в педагогике, так же как и в медицине больной может лечить здоровых. МОЖЕТ. Главное -- постоянно помнить о своих "болячках" и не заражать ими пациентов...
( 7 comments — Leave a comment )