torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Category:

ОБРАЗОВАНИЕ -- про основной ресурс педагогического процесса

Нет, я не про финансирование, здания и учебники. И даже не про  "административный ресурс".  Я про тот ресурс, который обеспечивает участие ребенка в педагогическом процессе. Сколько бы ни говорили  отдельные прекраснодушные педагоги про "всестороннее раскрытие личности ребенка", на самом деле сутью педагогики является СОЦИАЛИЗАЦИЯ ребенка, а социализация ВСЕГДА есть насилие над личностью( социализация -- это подстройка личности под общепринятые социальные стандарты). Насилие необходимое, даже ЖИЗНЕННО необходимое, но от этого оно не перестает быть насилием -- так же как например уколы медсестры не перестают быть болезненной процедурой только от того, что они необходимы. А любому насилию личность инстинктивно сопротивляется. Вот для преодоления этого сопротивления и нужен некий ресурс.

В  качестве  такого ресурса могут выступать:

  • страх, например страх физического наказания или страх морально-психологического насилия(насмешек, издевательств, различного рода "цуканья"). Этот ресурс педагогика освоила достаточно давно и применяет вполне успешно, вот только "побочные эффекты" зачастую таковы, что сводят на нет всю эту  "успешность"

  • любовь, например, любовь к родителям  или педагогу. Хороший ресурс... вот только абсолютно не инструментальный -- еще никто не научился вызывать любовь к себе по своему произволу. Тебя либо любят, либо нет. Но если любят -- не использовать этот ресурс -- просто глупо...

  • любопытство, "познавательный рефлекс". Один из самых лучших ресурсов, вот только его не слишком много  и  чем ребенок старше, тем  меньше его остается. Такое ощущение что этот ресурс не возобновляемый --  с каким количеством родился, с тем и живи всю жизнь . А к не возобновляемым ресурсам надо относится очень бережно...

  • стремление к самостоятельности и равноправию, стремление вырасти и "стать  взрослым" -- то есть полноправным членом социума. Вот этот ресурс по моему личному педагогическому опыту практически неисчерпаемый. Вот только использует его российская (а возможно и вся европейская) педагогика совершенно неправильно. Правильно его использует восточная педагогическая традиция. Вспомните, сколько раз  вам говорили -- "ты маленький, тебе нельзя. Вот вырастешь..."  И ребёнок стремится вырасти, чтобы ему БЫЛО МОЖНО... Можно ругаться матом, пить спиртное, смотреть порнографические фильмы -- в общем делать все то, что было нельзя, пока он не вырос. Японцы например говорят наоборот -- "Ты маленький тебе можно (подразумевается -- что с тебя взять, маленький же...). Вот вырастешь -- станет нельзя. Но зато ты станешь ПОЛНОПРАВНЫМ, ТАКИМ ЖЕ КАК ВСЕ" И ребенок стремится вырасти, чтобы ему было НЕЛЬЗЯ. По-моему гениальная педагогическая находка...

Да, а к чему я все это написал? А вот к чему -- при выборе (и тем более при проектировании)  школы необходимо четко представлять какой из этих четырёх ресурсов используется (или будет использоваться) большинством педагогов  в педагогическом процессе. Потому что  цели и задачи школы -- это конечно очень хорошо, это  как конечная цель поездки. Но если в бензобаки залито не то горючее, то вряд ли вы успешно доедете туда, куда хотели...  
Tags: ОБРАЗОВАНИЕ
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments