?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каждый знает, что такое ПЛОХАЯ школа. Но вот что такое хорошая школа?
Я слышал десятки самых разных ответов на этот вопрос. Более того, у на в семье есть ДВЕ разных точки зрения на то, что такое хорошая школа -- я думаю одно, а любимая, без пяти минут доктор педагогических наук и бывший(уже) замдиректора школы -- совсем другое.


Все ответы на вопрос в заголовке поста, которые мне довелось слышать можно свести к следующим:
"Хорошая школа -- это та, где хорошо учат" -- самый популярный ответ.
"Хорошая школа -- это та, где детям комфортно" -- следующий по популярности
"Хорошая школа -- это та, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими и (детскими) проблемами" -- это то, что редко говорят прямо, но очень часто имеют в виду родители.
"Хорошая школа -- это та, где детей учат правильно МЫСЛИТЬ, школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ" -- мой собственный ответ
"Хорошая школа -- это та, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни" -- вариант любимой.
"Хорошая школа -- это школа, дающая целостное мировоззрение" -- ответ одного очень неглупого теоретика педагогики и преподавателя Сибирского Федерального Университета с многолетним стажем

За каждым  из этих ответов в скрытой форме стоит то или иное представление о МИССИИ школы, о ее  целях и задачах. Для одних миссия школы -- трансляция знаний, все остальное они готовы дать ребенку сами, для других школа это такой увеселительно-развлекательный центр, где ребенок может конечно и поучится чему-нить, но главное -- приятно проводит время и получает массу хороших эмоций, для третьих школа -- "камера хранения", куда можно ежедневно "сдавать" ребенка и освобождать себя от заботы о нем хотя бы на полдня . Для любимой (и это позиция достаточно популярна среди "новых" учителей) школа -- это прежде всего социальный институт и должна обеспечивать социальную стабильность и социальный прогресс. Для меня школа лишь во вторую очередь социальный институт, а в первую -- институт воспроизводства культуры и поэтому интеллект важнее социализации (впрочем для меня и человек всего лишь эпифеномен мышления, что с меня, недоделанного СМД-шника, взять...).

Мне кажется что ВСЕ эти представления о хорошей школе имеют право на существование. Просто школ должно быть МНОГО РАЗНЫХ. И родители (а с некоего возраста совместно с  детьми)  должны иметь право ВЫБРАТЬ тип школы для своего ребенка. Хотите "транслятор знаний" -- вот вам школа-транслятор знаний, хотите "камеру хранения" -- вот школа-"камера хранения детей", хотите успешную социализацию -- нате вам школу-социализатор.  Только школы должны честно предлагать именно то, что они на самом деле делают. Необходим закон, по образцу западных законов "О недоброкачественной рекламе"  -- если ты обещаешь, что твоя школа готовит интеллектуалов, а на самом деле детям просто приятно учится, но на всех олимпиадах они проваливаются -- будь добр, заплати штраф, компенсирующий родителями потерю времени и сил на обучение своего ребенка не тому. что они считают для него важным.

Конечно, это "свалит", а точнее взвалит ответственность за судьбу ребенка ПОЛНОСТЬЮ на родителя. Но неужели кто-то еще искренне верит, что некие умные (или не очень умные) дяди, называющие себя "Министерство образования" или "педагоги-новаторы" или  просто педагоги лучше чем родители ребенка могут позаботится о его дальнейшей судьбе? Я, например, в это не верю. Образование должно стать ЧАСТНЫМ ДЕЛОМ, личным проектом ребенка и его родителей, а педагоги должны занять свое  место в ряду других профессионалов, предлагающих жизненно важные социальные услуги -- медиков, СМИ-шников, социальных технологов и т.д.

Ну и напоследок опрос  -- естественно на тему поста.

Poll #1945795 Что такое хорошая школа

Что такое хорошая школа

школа, где хорошо учат
3(18.8%)
школа, где детям комфортно
3(18.8%)
школа, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими проблемами
0(0.0%)
школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
2(12.5%)
школа, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни
5(31.2%)
школа, дающая целостное мировоззрение
1(6.2%)
свой вариант (опишите в комментах)
2(12.5%)
КГ/АМ
0(0.0%)


promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
ivan_from_patra
Nov. 30th, 2013 09:07 am (UTC)
Мне кажется что хорошая школа должна сочетать всё вышеперечисленное. Ну кроме 3 пункта, так думают только родители-дебилы. И для них придумали интернат и прочие лагеря.
torin_kr
Nov. 30th, 2013 09:12 am (UTC)
К сожалению, далеко не все эти пункты способны сочетаться сами собой -- скажем бывают периоды в жизни страны, когда интеллектуал просто НЕ СПОСОБЕН успешно социализироваться... А "целостное мировоззрение" вовсе не обязательно говорит об интеллектуальности его обладателя.

Ну и помимо этого -- хорошо, сочетать все -- но в КАКИХ ПРОПОРЦИЯХ?
ivan_from_patra
Nov. 30th, 2013 09:16 am (UTC)
Скажем так, это ведь не только задача школы, верно? У родителей та же цель, про тех кто так не считает я написал выше. А пропорции должны сложится сами-собой, да и были уже устоявшиеся. Пока их не пошатнули. Ничего не мешает школе при должном качестве образования воспитывать интеллектуалов и способствовать их успешной социализации, только вопрос в другом нужно ли это государству? Если нет, то ценность такого государства весьма сомнительна.
torin_kr
Nov. 30th, 2013 09:23 am (UTC)
Для меня ценность ЛЮБОГО государства сомнительна...
ivan_from_patra
Nov. 30th, 2013 09:29 am (UTC)
Аналогично, но государство видящее в своих гражданах прежде всего рабов, сомнительно вдвойне.
torin_kr
Nov. 30th, 2013 09:30 am (UTC)
не могу не согласится...
helkanarie
Nov. 30th, 2013 09:17 am (UTC)
4 и 5 одновременно. То есть твой и Тони варианты. Потому что интеллектуальный, но не социализированный человек не реализует свой интеллект, а социализированный, но не умеющий мыслить будет приносить обществу очень много вреда.
А целостное мировоззрение ни в коем случае давать не надо, пусть будет разным у разных людей, а не делиться на Правильное (школьный вариант) и все остальные варианты.
torin_kr
Nov. 30th, 2013 09:24 am (UTC)
понятно... вот только наши с Тоней варианты не всегда сочетаются. впрочем об этом я уже написал...
nickola20002709
Nov. 30th, 2013 09:47 am (UTC)
Проголосовал и 1, 4, 5.

torin_kr
Dec. 1st, 2013 11:55 am (UTC)
спасибо...
ekimov
Nov. 30th, 2013 10:49 am (UTC)
Мой вариант - "где детям комфортно". Имею в виду, что это самое важное.
torin_kr
Dec. 1st, 2013 11:53 am (UTC)
а будет ли им потом комфортно ПОСЛЕ школы?
ekimov
Dec. 1st, 2013 06:11 pm (UTC)
После школы человек уже будет взрослым. И ему будет намного легче, чем ребёнку, противостоять "внешней среде". У взрослого для этого гораздо больше ресурсов и умений. А ребёнка от таких ситуаций лучше защитить.
torin_kr
Dec. 1st, 2013 06:17 pm (UTC)
Так эти умения. которых у взрослых больше, даются взрослым пока они дети.

Есть такой пример в российской педагогике -- школа интернат Щетинина. Детям в ней ОЧЕНЬ комфортно -- для этого правда детей очень жестко отбирают и берут только тех которым будет комфортно, но дело не в этом. Так или иначе -- им комфортно. И что получается в итоге -- дети НЕ УХОДЯТ из школы. Не все, но как минимум три четверти. Любой ценой они стараются остаться при школе -- хоть сторожем, хоть дворником -- лишь бы ПРИ ШКОЛЕ. Они боятся БОЛЬШОГО МИРА. И Вы считаете -- это хорошая школа? Я считаю -- это педагогическое преступление...
nina_chatte
Nov. 30th, 2013 11:22 am (UTC)
школа
А зачем нам столько интеллектуалов? Школа должна учить всех. Даже умственно не совсем способных (в спецшколе). Я думаю, что школа должна развивать мозги и социализировать. Ну и в школе должно быть ребенку комфортно. Целостное мировоззрение - это что-то мало достижимое :).

С теплым пушистым приветом
Нина
torin_kr
Dec. 1st, 2013 11:54 am (UTC)
Re: школа
Интеллектуалов сейчас КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает...
maybe_aina
Nov. 30th, 2013 11:31 am (UTC)
Свой (относительно) вариант - где учат учиться. (ну, не оценки хорошие получать, естесссно, а именно учиться)
torin_kr
Dec. 1st, 2013 11:55 am (UTC)
Учат учится или прививают ЦЕННОСТЬ постоянной учебы? Просто первое без второго нафик не нужно...
maybe_aina
Dec. 1st, 2013 01:54 pm (UTC)
да нет, именно учат учиться..если не говорить об утопических моделях:) ценность постоянной учебы..субъективная категория. а вот способность и умение учиться, в первую очередь, самостоятельно - действительно один из важнейших и жизненно необходимых навыков..ну, ИМХО, вестимо:)
torin_kr
Dec. 1st, 2013 01:59 pm (UTC)
если человек умеет учится, но не хочет-- зачем ему это умение?
maybe_aina
Dec. 1st, 2013 03:38 pm (UTC)
Человеку дано умение, дан инструмент - в этом смысл. а как им распорядиться - личное дело каждого. все люди разные - с разными потребностями, устремлениями и потенциалом, и пытаться делать их одинаковыми, пусть даже очень хорошими - занятие бесперспективное и ненужное:)И по мне, задача школы - именно в том, чтобы дать человеку навыки, умения, дать возможности, которыми он впоследствии воспользуется или не воспользуется по своему разумению. это ж не комбинат по производству индивидуумов:)
torin_kr
Dec. 1st, 2013 04:23 pm (UTC)
Понятная позиция и во многом мне близкая. Правда не во всем. Спасибо за развернутый ответ
( 22 comments — Leave a comment )