?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Около ста лет назад, в начале 20 века некто Генри Форд сказал гениальную на мой взгляд фразу -- "You can paint it any color, so long as it´s black", в переводе на русский --  " Ты можешь выбрать его [автомобиль]  любого цвета, при условии что этот цвет черный". Гениальной она, естественно, была только как маркетинговый ход.  Действительно гениально -- если ты не можешь чего-то сделать (Форд технологически не мог обеспечить выпуск машин разного цвета), объяви что таковы твои убеждения. Наличие убеждений, в отличии от бессилия, вызывает уважение.

Через пару десятков лет эту идею украли у него  организаторы величайшего социального эксперимента 20 века -- Советского Союза. Они тоже не могли позволить себе разнообразие товаров и продуктов и объявили "товарный минимализм" идеологией.  Но в отличии от Генри Форда, который придумал эту фразу ДЛЯ ДРУГИХ, они ухитрились поверить в это сами... И ко второй половине 20 века она и вправду стала идеологией. СССР, страна победившего социализма, стал страной победившей ОДИНАКОВОСТИ. Даже не ЕДИНСТВА, нет, именно -- ОДИНАКОВОСТИ. В магазинах продавали  два-три вида мужских пиджаков и пять-шесть -- женских платьев. Ткань имела пять-шесть вариантов окраски, посуда -- три-четыре варианта формы и размера... Девушка, пришедшая на танцы, обнаруживала там еще пару десятков девушек, одетых в ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ ПЛАТЬЯ КАК ОНА.  Основой мироустройства советского человека стала фраза --  " БУДЬ КАК ВСЕ", "ЖИВИ КАК ВСЕ ЖИВУТ"...

Поэтому я полностью  согласен с кем-то из современных общественных деятелей-имперцев -- Советский Союз погубили стиляги. Да, да те самые клоуны в пиджаках в цветочек, зауженных брюках и с наведенными сахаром коками. И дело не в "низкопоклонстве перед Западом", в конце концов Запад социально и политически неоднороден и вместо низкопоклонства можно было,  например, говорить о поддержки линчуемых негров (джаз изначально - музыка негров)  или о поддержки социально угнетенных слоев ( икона "стиля", Джерри Ли Льюис долгое время выступал по придорожным забегаловкам  и его основными  слушателями были водители-дальнобойщики). Нет, дело не в "низкопоклонстве", дело совсем в другом.

Стиляги были первыми, кто захотел быть НЕПОХОЖИМИ. Непохожими не только на тех других, "не-стиляг", непохожими и друг на друга. Одним из требований "стиля"  была УНИКАЛЬНОСТЬ. Пиджак в цветочек -- да, но в СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТОЧЕК. Галстук с обезьянами -- но обезьяны на твоем галстуке должны быть не такими как у других. Стиляги требовали ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Пусть в мелочах, в частностях, в своей ЧАСТНОЙ жизни, но СССР не мог позволить своим гражданам иметь ЧАСТНУЮ жизнь. Вся жизнь советского человека ДОЛЖНА была принадлежать ГОСУДАРСТВУ.  И ГОСУДАРСТВО должно было определять, в какой "цветочек" будет у тебя пиджак и какие "обезьяны" будут на галстуке.  Только так и могло существовать государство ТОТАЛЬНОЙ КОММУНАЛЬНОСТИ, как определил СССР лучший российский социолог конца 20 века Александр Зиновьев.

Но потребность в ЧАСТНОЙ жизни -- одна из основных потребностей человека. Ее можно "задавить" лишь искусственно, например поставив человека в ситуацию выживания. Но ведь нельзя же в течении трех-четырех поколений все время находится в ситуации выживания -- люди просто не выдерживают. В том числе и те люди, что у  власти... И рано или поздно ПРИХОДИТСЯ объявлять какое-нибудь "общество развитого социализма". И вот тут-то, когда объективные предпосылки выживания исчезли, тут-то и расцвели пышным цветом те зерна "непохожести", которые заложили стиляги. И то, что взошло из этих зерен, разнесло на части Советский Союз -- так зеленый стебелек ломает прочнейший асфальт... Право человека на ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ оказалось важнее социальных гарантий, уверенности в будущем, гордости за свою страну -- важнее ВСЕГО...

И вот теперь мы с вами живем в мире ПОСТОЯННОГО ВЫБОРА, мире, "заточенном" под отдельного человека. Не под народ, не под нацию, не под социальную группу -- под ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА  Ну и как оно вам, мои уважаемые френды, жить в таком мире? Мне -- нравится.
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
ekimov
Nov. 24th, 2013 12:02 pm (UTC)
Всё так. Советское политическое руководство выступало в роли тупого родителя, который говорил: "Мы знаем, как вам лучше". За несколько десятилетий это всем надоело до крайности, и поэтому социализм так легко рухнул. Что же касается сегодняшней жизни, то большой выбор мне, конечно нравится. Но очень не нравится, что социальных гарантий сейчас почти нет.
torin_kr
Nov. 24th, 2013 12:05 pm (UTC)
Видите ли, мне кажется, что это "взаимоисключающие параграфы" -- большой выбор и социальные гарантии. Доказать я этого не могу, но подозреваю, что одновременно можно получить только что-либо одно из двух...
ekimov
Nov. 24th, 2013 12:14 pm (UTC)
В бедных странах это, скорее всего, верно. А в богатых - уже не очень (если, для примера, посмотреть на Западную Европу).
torin_kr
Nov. 24th, 2013 12:21 pm (UTC)
Ну мы пока еще не очень богатая страна...
mary_joe
Nov. 24th, 2013 12:03 pm (UTC)
я до сих пор живу в мире социальных групп (и наций в том числе). Меня сформировали этническая принадлежность, поколение, социальная принадлежность родителей и соответствующие особенности воспитания, собственная социальная принадлежность. Измени что-то одно из этого - будет другой человек.
torin_kr
Nov. 24th, 2013 12:08 pm (UTC)
Кастрюля формируется из листа алюминия пресс-формой. Это не значит, что кухня -- место для пресс-форм.
То, чем человек формируется, его генезис и направленность мира, в котором он живет -- несколько разные вещи, мне так кажется.
nina_chatte
Nov. 24th, 2013 01:06 pm (UTC)
индивидуальность
Вот-вот. Кстати, где-то давно я читала, что довольно быстро все разнообразие размеров одежды (например) резко сократили. То есть, в 20-30-е годы. Ведь так легче планировать, а страна перешла на плановое хозяйство.

С теплым пушистым приветом
Нина
torin_kr
Nov. 24th, 2013 01:58 pm (UTC)
Re: индивидуальность
"легче планировать" -- да, это тоже играло свою роль...
yani_aserfi
Nov. 25th, 2013 05:37 pm (UTC)
Частная жизнь - это, наверное, и есть зона где ты можешь выбирать, а если ты делаешь выбор в какой-то области, то значит ты принимаешь решения, ты влияешь на результат, ты управляешь. Но, на управление в СССР, по-моему, была монополия.
torin_kr
Nov. 25th, 2013 05:42 pm (UTC)
По смыслу согласен, а вот в частностях...

"ты принимаешь решения, ты влияешь на результат, ты управляешь" -- так и не осилили, сударыня, "ОРУ" Георгия Петровича? Управление -- это только в ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ принятие решений...
fon_rotbar
Dec. 28th, 2013 09:48 am (UTC)
Отнюдь не стиляги
Которые, полагаю, были не более чем отщепенцами.

Совок погубили те, кто им руководил. Ибо они первые решили не быть как все.
torin_kr
Dec. 28th, 2013 09:51 am (UTC)
Re: Отнюдь не стиляги
"были не более чем отщепенцами" -- первыми всегда в новые места идут "отщепенцы". Основная масса стоит и ждет пока отщепенцы покажут им путь...

Кто-то же должен был показать ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ возможность быть не такими как все. А потом это уже превратилось в череду управленческих решений
( 12 comments — Leave a comment )