?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2020

В начале августа представители российского образовательного сообщества погрузились на теплоход и отправились в плавание. Проект назывался «Форсайт-флот»: целую неделю чиновники, студенты и стартаперы обсуждали, куда движется современное образование. Мероприятие задумало и провело Агентство стратегических инициатив — организация помогает встретиться государству и проектам социального значения. Предлагаю вам десять самых интересных прогнозов на 2020 год, касающихся школы.

образование
1. Lego-образование
Образовательная система в ее нынешнем состоянии — бюрократическая машина, штампующая знания под пристальным контролем государства. Номенклатурный режим пора оставить в прошлом: места чиновников должны занять независимые игроки. В новых условиях сложно будет пенять на плохую школу: за то, что останется в голове у выпускника, в равной степени отвечают сами школьники, родители, разработчики обучающих приложений. Образование — не монолит, который выдается каждому цельным куском. Это даже не пирамида, состоящая из детского сада, школы и института. Это сложная система из отдельных деталей: сегодня их можно получать чуть ли не из воздуха. На основе маленьких фрагментов, которые предлагаются всюду, человек будет сам складывать индивидуальный образовательный конструктор. При этом образовательные траектории будут предлагать не только учителя и родители, но и сами сервисы.

2. Сервисы начнут замещать детский сад и школу
Уже сейчас сервисы с успехом берут на себя не только образовательные, но и социальные функции. Воспитательницам старой закалки придется смириться: обучающих игр, симуляторов и онлайн-учителей с каждым днем становится все больше, а оттащить от них детей всё сложней. Правда, пока непонятно, могут ли приложения научить самых маленьких, например, настоящей дружбе, но уж точно не научат ругаться матом. При этом не стоит думать, что детей отдают на попечение бездушным машинам. Система оффлайн-сервисов укрепляется так же активно: открываются школы выходного дня при музеях, городские творческие лагеря. Сегодня ребенок может запросто вырасти гением вне каких-либо официальных школьных и дошкольных институций. Проблема лишь в том, что си-стема не поспевает за изменениями в мире образовательных технологий, и вся ответ-ственность ложится на родителей. Со временем это может привести к появлению «школ родительского мастерства» и специфических образовательных программ для семей.

3. Школьное образование поляризуется
Стремительное развитие чревато разрывом между успешными и отстающими игроками образовательного поля. Сильные школы будут всё активнее внедрять новые технологии, налаживать связи с вузами и партнерами по всему миру. Прогрессивные родители, педагоги-новаторы и предприниматели объединят силы для того, чтобы развитие не останавливалось. В это время слабые школы рискуют превратиться в «камеры хранения», основной функцией которых останется присмотр за детьми. Усилится разрыв между школами разного типа — городскими и сельскими, специализированными и школами широкого профиля. Сильные городские школы будут все больше развивать инфраструктуру — бассейны, клубы по интересам, студии и секции. В это время в маленьких сельских школах основное содержание легко будет поддерживать на достойном уровне (оно может транслироваться по интернету откуда угодно), но всё остальное окажется под вопросом.

4. Поддержка отечественного производителя или глобализация
Шквал импортных образовательных предложений со временем придется сдерживать за счет собственных сил. Следующий шаг — поддержка российских и русскоязычных стартапов. Русская система оказывается на развилке: можно встраиваться в мировой процесс, переходить, например, на английский, выдавать международные дипломы, а можно продолжать идти своим путем. При этом российскому образованию предстоит стать равноценным участником мировой системы или выбрать положение на периферии. Кстати, выбиваться в лидеры вовсе необязательно: возможно, вдумчивое освоение европейского опыта окажется полезнее оригинальных разработок.

5. Новая «цифровая» педагогика
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы обнаружить, что большинство знаний, предносимых в школе, никогда не пригождаются в жизни. То же самое касается и мира учителей, которым всё сложнее подстраиваться под меняющиеся условия. В эпоху тотальной доступности знаний учителям придется отказаться от заманчивого положения светочей и стать менторами, коучами, активистами, хранителями школы как общественного пространства. Практики электронного образования начинают влиять на традиционные формы. Учитель вынужден решать проблемы нового порядка: уже нельзя просто стоять у доски и делать вид, что ничего не изменилось. Если алгоритм способен фиксировать каждое движение курсора на экране электронного учебника, преподавателю придется узнать, как можно интерпретировать и использовать эти данные. Люди, привыкшие к десятиминутным лекциям Coursera, не станут ждать, пока профессор закончит чересчур затянувшийся пассаж. Отказ от письма ручкой предполагает другие варианты развития мелкой моторики. Как с этим работать? Готовых рецептов нет ни у кого. Педагогика будущего — это эксперименты, дорога проб и ошибок. Многие помнят, как пришлось приостановить курс Coursera по новым технологиям в образовании: организация учебного процесса для сотни тысяч студентов обернулась неразберихой.

6. Школьные портфолио
В мире растет недоверие к идее единого теста, который может оценить результаты многолетнего обучения очень разных людей. Когда-нибудь ЕГЭ перестанет быть главным поворотным пунктом в судьбе любого молодого человека (он и сейчас таким не является, как бы ни переживали родители). В вузы и на рабочие места начнут выбирать людей на основе портфолио: отныне будут учитываться не только отметки в аттестате, отражающие, как правило, лишь способность запоминать огромные объемы информации. Самым важным окажется социальный капитал — творческие увлечения, опыт волонтерства, участие в командных играх и коллективных проектах, способность принимать волевые и нестандартные решения, проводить исследования и многие другие навыки.

7. Индивидуализация образования с помощью биотехнологий
Профориентация до сих пор имеет туманный статус в академическом сообществе: считается, что за время пути ребенок может много раз поменяться и как личность, и как творческая единица. С одной стороны, знаний становится всё больше, и потребность в специализации возникает всё раньше. С другой стороны, растет спрос на навыки общего порядка — умение добывать информацию, выстраивать личную сеть контактов, организовывать рабочее время. Здесь наверняка оказалась бы полезной генетика — с ее помощью можно определять предрасположенность к тем или иным предметам, организовывать учебный график в соответствии с биометрическими показателями. Скорее всего, это принесет и новые этические проблемы. Например, можно ли разделять учеников на талантливых и неспособных? Надо думать, что в таких случаях решать пришлось бы родителям.

8. Школа перейдет на онлайн-управление
Интернет-дневник и классный журнал — первые ласточки тотального перехода на электронный документооборот. Со временем все образовательные процессы будут не только контролироваться, но и управляться в онлайне. Вся информация о школах в четко регламентированном цифровом виде будет стекаться в один центр. Данные станут открытыми: у каждого учебного заведения появится своя система, которая будет экспортировать информацию по запросу (не важно — для государства ли, родителей или общественных организаций). В новых условиях сложно представить внезапные проверки, ради которых школьная администрация выстраивает потемкинские деревни — ревизии переведут в электронный режим.

9. Школа превратится в общественное пространство
Учебные учреждения станут площадками для встречи всех участников образовательного процесса. Если все могут получить знания дома, то школе останется стать местом для общения, споров, обсуждений. Помимо прочего, это возможность воспользоваться инфраструктурой и сделать что-то руками или вместе с другими детьми. Школа перестанет быть поставщиком знаний и превратится в творческую лабораторию.

10. Геймификация
Геймификация всего и вся — вот без чего точно не обойдется школа будущего. Доселе проблема мотивации никого не волновала, потому что перед детьми не стояло выбора: вариант был только один — оттрубить сорок минут от звонка до звонка. Lego-образование, основанное на свободном выборе, подразумевает иной подход. Игроки рынка — разработчики отдельных приложений и курсов — имеют во всей этой истории насущный финансовый интерес: если не будет интересно, дожидаться звонка на перемену никто не станет. Система оценивания тоже изменится — например, появится система бэйджей, подобная той, что уже есть в онлайн-университетах.
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
skandinavia
Nov. 15th, 2013 07:31 pm (UTC)
Скандинавы пошли по такому пути, сейчас пожинают плоды...качество образования упало ниже плинутса. зато высокие технологии в каждой школе.

ЗЫ если не сложно, загляните, пожалуйста, сюда: http://norrsida.livejournal.com/31122.html
torin_kr
Nov. 15th, 2013 07:40 pm (UTC)
Объясните что Вы понимаете под словами "качество образования"?

По ссылке заглянул, не сложно, но, извините, совершенно не интересно...
skandinavia
Nov. 15th, 2013 07:46 pm (UTC)
не обижаюсь)
у всех свои интересы)

качество образования видно по тому, какое место страна занимает в рейтингах. Швеция скатилась вниз.

поясню по шведской школе: как раз на днях брал интервью у шведской преподавательницы вуза. Она рассказывает о том, что с Швеции с социал-демократических времен перевели школьное образование из обучения в социализацию. Убрали систему оценок, запретили поощрять умных. Рассуждения об уровне интеллекта под запретом, поскольук учитель ориентируется на слабейших, которые тянут весь класс назад.

В итоге в вузы поступают единицы. Шведы просто не могут учиться, особенно катастрофичная ситуация сложилась с естественными науками.
torin_kr
Nov. 15th, 2013 07:51 pm (UTC)
тут ведь речь идет немного о другом -- об ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ образования и об отходе от ПЕДАГОГИКИ ЗНАНИЙ, а вовсе не от интеллектуализации.

Понимаете, интеллект не имеет никакого отношения к знаниям -- только к способности ими оперировать.
skandinavia
Nov. 15th, 2013 07:53 pm (UTC)
индивидуализация хороша в разумных пределах...
torin_kr
Nov. 15th, 2013 07:57 pm (UTC)
Пределы индивидуализации, как и всего остального в образовании, определяет экономика. Я уже раз в 10 в своих постах поражался тому факту, что российской экономике нужны люди интеллектуальных профессий, а российская школа по прежнему готовит сборщиков на конвейер...

Знаете, что такое в Москве найти программиста чуть выше среднего уровня? Вот мне сегодня-завтра понадобится помощник и я уже с ужасом думаю о том, КТО придет на собеседование. Индивидуальности нужны экономике, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ... И интеллектуалы.
skandinavia
Nov. 15th, 2013 07:58 pm (UTC)
я учился на историческом, там уж точно не сборщиков готовили...
torin_kr
Nov. 15th, 2013 08:04 pm (UTC)
Мне сложно обсуждать гуманитарное образование, я физик-теоретик по образованию и математик-программист по роду работы.От истории как науки это ОЧЕНЬ далеко. Но те кусочки гуманитарного знания, что я видел в СССР, отличались крайне невысоким качеством... Помню году так в 1984 объяснял я одному выпускнику филфака КГУ(к-это красноярского), кто такой Ноам Хомски, что такое "порождающие грамматики" и какие бывают математические методы в лингвистике. Заметьте -- ни он мне, а я ему. Причем свой диплом этот выпускник защитил на пятерку...

Что в СССР выдавалось скажем за философское образование -- лучше просто промолчать...
( 8 comments — Leave a comment )