torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Category:

ОБРАЗОВАНИЕ -- про школьную форму как знак принадлежности к КОНКРЕТНОЙ ШКОЛЕ

Был у меня месяца полтора назад пост про школьную форму, вот этот
ОБРАЗОВАНИЕ -- про школьную форму и социальную успешность. И чего-то решил я  эту тему продолжить.

загруженное
Как известно, новый закон об образовании ввел в 2013 обязательную школьную форму, но НЕ УСТАНОВИЛ единого образца такой формы.  Форма стала действительно ШКОЛЬНОЙ --  каждая школа может САМОСТОЯТЕЛЬНО разработать и  принять СВОЮ собственную форму, форму только ЭТОЙ школы. Причем форма может СПЕЦИАЛЬНО ПОДЧЕРКИВАТЬ принадлежность именно к ОПРЕДЕЛЕННОЙ ШКОЛЕ  с ее собственной историей, идеологией. педагогической концепцией -- например, с помощью различного рода нашивок, эмблемок, надписей и т. д. Вот что по этому поводу сказано в письме МинОбрНауки ( п. 3 и 4 "Модельного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования")
"3. Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими).
4. ... Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее."

Я  считаю обязательность школьной формы безусловно вредным решением, миной, подведенной под все те концепции образования, которые внедряются сейчас в России группой реформаторов вкупе с министром Ливановым. К сожалению, реформа российского образования фактически превратилась в войну команды реформаторов с косной массой большинства российского учительства, а на войне как на войне -- бывают не только победы, но иногда и поражения и тактические отступления. Введение обязательной школьной формы я отношу как раз  к таким тактическим отступлениям, из которого однако, путем передачи права на выбор формы школам (не МинОбру, не  управлениям образования, а  именно ШКОЛАМ),  возможно даже удастся извлечь стратегическую пользу...

Думаю, всем понятно, что ЛЮБОЕ действие в школе (даже смена дверных ручек в классных кабинетах) есть действие ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ и оценивать его необходимо исключительно с ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ точки зрения -- то есть  какие именно моральные нормы и поведенческие стереотипы транслируются данным действием. Обязательная школьная форма  транслирует норму ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ДЕМОНСТРАЦИИ принадлежности к формальной группе, в которую ты входишь, даже ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ГОРДОСТИ за принадлежность к формальной группе. Причем к формальной группе, КОТОРУЮ ТЫ НЕ ВЫБИРАЛ. И в этом-то -- ТЫ ДОЛЖЕН ГОРДИТСЯ ТЕМ, ЧТО ТЫ НЕ ВЫБИРАЛ -- и есть основной вред школьной формы.   Вначале ребенку предлагают гордится тем, что он школьник, потом, например,  тем, что он солдат, потом... ну и так далее.

Поэтому передавая выбор формы на уровень школы и превращая тем самым ее из знака принадлежности к "школьникам вообще" в знак принадлежности к КОНКРЕТНОЙ ШКОЛЕ  и КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ, МинОбрНауки не просто уменьшило вред формы, оно даже возможно сумело превратить этот вред в пользу -- но ровно  в той степени, в какой ученик (или его родители)  могут ВЫБРАТЬ ШКОЛУ и КЛАСС.  Ибо гордится формой, как знаком принадлежности к общности, КОТОРУЮ ТЫ ВЫБРАЛ САМ -- правильно и нужно. Более того -- правильно и нужно ДЕМОНСТРИРОВАТЬ СВОЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ к организации, в КОТОРУЮ ТЫ ДОБРОВОЛЬНО ВОШЁЛ. Если ты, скажем, добровольно пошел учится в "Школу Тубельского" -- гордись этим и с гордостью носи форму с нашивкой в виде, например, профиля Александра Наумовича.  В свое время у нас в клубе, руководителем которого я был, была форма и ребёнки гордились ей. Но только потому, что они ДОБРОВОЛЬНО ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ ЕЕ НОСИТЬ.


Вот таков на мой взгляд, взгляд педагога-дилетанта, педагогический контекст внедрения обязательной  школьной формы в России. А все остальные контексты и аспекты внедрения формы -- снижение социального неравенства, удобство для учебного процесса и прочее -- высосаны из пальца. Как ни одевайся, все равно все будут знать, у кого папа банкир, а у кого грузчик в булочной...
Tags: ОБРАЗОВАНИЕ
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments