Вот представьте себе -- в 20-х годах прошлого столетия,в небольшом провинциальном городке с населением чуть менее ста тысяч человек открывается художественное училище. И стечением обстоятельств в этом училище преподают ТРИ великих художника 20 века -- причем все три одновременно -- Марк Шагал, Казимир Малевич, Роберт Фальк.
Для тех, кто в силу какой-то невероятной случайности не слышал эти имена, вот краткое напоминание:
Марк Шагал, "Прогулка"

Казимир Малевич, "Черный квадрат"

Роберт Фальк, "Лиза на солнце"

Такое сочетание трех гениев в одном месте -- это редчайшее совпадение, это подарок городу от судьбы или от господа бога (кто во что верит), это то, что может раз и навсегда определить судьбу города. Когда мы с любимой ехали в Витебск -- мы ехали в город трех великих художников, в белорусский Париж или, точнее, в белорусский Арль -- провинцию, подарившую человечеству созвездие великих гениев живописи, чьи картины находятся сейчас в лучших картинных галереях мира (в Лувре, например, есть отдельный зал с картинами Шагала). Мы были уверены, что город буквально пропитан этими именами. И вот, приехав и еле-еле дождавшись времени открытия музеев, мы пошли в Арт-центр имени Марка Шагала.
Первый тревожный звоночек был, когда не дойдя примерно метров 200 до Центра, мы усомнились -- а правильно ли мы идем и решили спросить дорогу у местного стража порядка. Он долго пытался понять, о чем же мы спрашиваем, потом сказал, что никакого центра и никакого Шагала он не знает и думает, что ничего такого здесь нет. Вы можете себе представить. чтобы московский милиционер в 200 метрах от Третьяковки или Русского музея, сказал бы что никаких "третьяковок" он не знает и что никаких "третьяковок" в Москве скорее всего нет?
Ладно, бог с ним, с милиционером, до центра мы все-таки дошли и обнаружили рядом с ним несколько мемориальных сооружений. Вот, например

Это Иван Иванович Соллертинский -- известный советский музыковед, родившийся и долгое время живший в Витебске. Вполне достойный во всех отношениях человек. Но никакого отношения к Шагалу он не имеет и никогда не имел.
А это мемориал витебчанам, погибшим во второй мировой войне (она же Великая Отечественная). Тоже очень важное и нужное сооружение (безо всякого стёба), но при чем тут Шагал?

А вот красное двухэтажное здание на заднем фоне -- это и есть Арт-Центр имени Марка Шагала (так сразу можно и не заметить...) Войдя в него, мы обнаружили там четыре экспозиционных помещения -- большой зал на первом этаже и три комнаты на втором. Из них работами Шагала были заняты две небольшие комнаты на втором этаже, вся остальная экспозиция к Шагалу никакого отношения не имела. Внизу на входе продавали какие-то книжки, наборы открыток и путеводители по Витебску. Как вы, мои уважаемые френды, уже догадываетесь, альбомов с репродукциями Шагала там не было... Еще раз -- НЕ БЫЛО. В АРТ-ЦЕНТРЕ ИМЕНИ ШАГАЛА нельзя купить альбом с репродукциями ШАГАЛА. Кто из нас сошел с ума -- я или администрация города Витебска?
После арт-центра мы поехали в дом-музей Шагала. Музей очень хороший, очень аутентичный, очень милые дамы-смотрительницы музея... но купить там альбом Шагала тоже не удалось -- нет. Зато по дороге мы все-таки нашли памятник Шагалу

и мемориальную доску на доме, где он жил...

Этими артефактами увековеченная в Витебске память о великом художнике, вклад которого в мировую цивилизацию переоценить невозможно, исчерпывается....
А вы, мои уважаемые френды, обратили внимание, что я говорю только о Шагале? Ни о Малевиче, ни о Фальке-- только о Шагале? А это потому, что двум другим великим художникам места в историографии Витебска просто НЕ НАШЛОСЬ. Никакого упоминания ни о Малевиче, ни о Фальке мы в Витебске обнаружить НЕ СУМЕЛИ... Ни музеев, ни картинных галерей, ни мемориальных досок -- НИЧЕГО.
И напоследок .
Вот это гигантское сооружение, было построено для того. чтобы ежегодно проводить в Витебске фестиваль... нет, что вы, какие там Шагал, Малевич, Фальк... фестиваль "Славянский базар" -- «Международный конкурс молодых исполнителей популярной песни», проще говоря -- фестиваль российско-белорусской попсы..

На него нашлись и деньги и политическая воля и место в самом центре города...
Journal information