?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Человек, у которого я некогда учился, Георгий Петрович Щедровицкий, любил цитировать известное высказывание нобелевского лауреата Питера Медавара о том, что психоанализ -- самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Причем обычно Георгий Петрович несколько редактировал эту цитату и вместо психоанализа говорил -- "практическая психология", подразумевая под этим то, что в строгом смысле слова правильнее называть ПСИХОТЕРАПИЕЙ. За что же основатель СМД-методологии, философ, мыслитель, один из самых умных людей из всех кого я встречал в своей жизни, так не любил психотерапию? И вообще, что это такое -- психотерапия?

Несомненно, каждый из вас, мои уважаемые френды, неоднократно слышал это слово -- психотерапия и психотерапевты неотъемлемая часть жизни современного городского человека. Они пропитали собой всю современную индустриальную и постиндустриальную культуру, породили массу школ и направлений, создали гигантский  бизнес психотерапевтических услуг, сравнимый по своей величине с нарко-бизнесом или бизнесом торговли оружием. Вот только некоторые из направлений современной психотерапии (список не претендует на полноту):
Арт-терапия, Биоэнергетический анализ, Гештальттерапия, Гипноз, Зоотерапия, Игротерапия, Интерперсональная психотерапия, Кинезиология, Клиент-центрированная терапия, Когнитивная психотерапия, Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, Метафорическая психотерапия, Морита-терапия, Мультимодальная психотерапия, Нарративная психотерапия, Недирективный (Эриксоновский) гипноз, Нейролингвистическое программирование (НЛП), Позитивная психотерапия, Процессуально-ориентированная психотерапия, Психоанализ, Психодрама, Психосинтез, Рационально-эмоционально-поведенческая терапия, Стресс-анализ, Системная семейная психотерапия, Сказкотерапия, Схемная терапия, Телесно-ориентированная психотерапия, Трансакционный анализ, Трансперсональная психотерапия, Холистическая психотерапия, Холодинамика, Экзистенциальная психотерапия...
c6d2639905c95f0fca110a766304d808
Что же объединяет все эти школы и направления, что позволяет говорить о них, как об ОДНОЙ форме человеческой практики? Это, конечно же, их ЦЕЛЬ. Все эти школы и направления ставят перед собой одну и ту же цель -- оздоровление человеческой души ( психотерапия -- от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство»). Оздоровление, под которым понимается избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.).

Внимание, еще раз -- ИЗБАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ РАЗЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМ.

В этой фразе,  в скрытой форме и содержится то, за что Георгий Петрович Щедровицкий так не любил "практическую психологию" и "практических психологов", а именно -- представление о том, что все проблемы человека можно и НУЖНО решать, меняя отношение человека к миру. Не мир -- а только ОТНОШЕНИЕ человека к нему. Вас не устраивает мир, в котором Вы живете? Вам не хватает свободы/социальной защищенности/ощущения полноты жизни/милосердия (список можно продолжить)? Вы хотите изменить этот мир? Что Вы, зачем?  Ведь суть Вашей проблемы всего лишь В ВАШЕМ отношении ко всему вышеперечисленному...  Зачем менять мир, когда намного проще, быстрее и дешевле прийти к психотерапевту, улечься на кушетку и под ласковым, всепонимающим  и все-приемлющим взглядом специалиста поменять СВОЕ ОТНОШЕНИЕ к тому, что Вам совсем недавно не нравилось. После чего можно продолжать спокойно жить дальше... А как же мир? А мир останется таким, каким он и был, только Вас это больше не будет волновать. Психотерапия -- идеальное средство избавление от недовольных и несогласных, средство превращения их в довольных и согласных. Согласных с собой и с миром... То есть -- в конформистов.

Надеюсь вы, мои уважаемые френды, согласитесь с тем,  что в целях не-прекращения прогресса человечества психотерапия должна быть запрещена -- причем в самое ближайшее время?
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 60 comments — Leave a comment )
lysyj_hip
Oct. 15th, 2013 01:24 pm (UTC)
Ну есть вещи, которые мы можем и должны изменить - как в себе, так и снаружи. А есть такие, которые изменить невозможно, а часто и не нужно. И если они мешают жить, то надо менять своё отношение к ним.
torin_kr
Oct. 15th, 2013 01:26 pm (UTC)
А они ТОЧНО есть -- вещи, которые изменить невозможно? Приведите пример, пожалуйста?
(no subject) - lysyj_hip - Oct. 15th, 2013 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 02:23 pm (UTC) - Expand
egogeo
Oct. 15th, 2013 01:26 pm (UTC)
ну а если проблема именно в человеке,а не окружающем его мире?
torin_kr
Oct. 15th, 2013 01:29 pm (UTC)
Проблема -- всегда "МЕЖДУ". Проблема - в НЕПРИЯТИИ человеком мира. А вот что менять в этом случае -- мир или человека, должен решать САМ человек. Или я не прав?
(no subject) - egogeo - Oct. 15th, 2013 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - udma21 - Oct. 15th, 2013 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - udma21 - Oct. 15th, 2013 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - udma21 - Oct. 15th, 2013 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - udma21 - Oct. 15th, 2013 07:32 pm (UTC) - Expand
danoonah
Oct. 15th, 2013 01:34 pm (UTC)
ога. любую науку следует запретить пока философы не разберуцо: "познаваем ли мир?" )
torin_kr
Oct. 15th, 2013 01:42 pm (UTC)
А психотерапия -- не наука, это ПРАКТИКА. Заметьте, психологию я запрещать не предлагаю...
(no subject) - danoonah - Oct. 15th, 2013 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danoonah - Oct. 15th, 2013 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danoonah - Oct. 15th, 2013 03:18 pm (UTC) - Expand
rudoff_demitriy
Oct. 15th, 2013 01:49 pm (UTC)
все гораздо ужасней. пт не позволяет менять не только мир, но и себя - и свое отношение к миру. тем самым замазывая проблему. и становясь на пути прогресса и с этой стороны.
torin_kr
Oct. 15th, 2013 01:50 pm (UTC)
А чуть подробнее можно?
Просто вот про этот аспект я не думал, а он видимо и правда есть...
deafblindguide
Oct. 15th, 2013 02:51 pm (UTC)
Торин, давай по порядку, ОК? Первое, разберемся в словах. "Избавление от проблем". В данном случае, от МЕШАЮЩИХ ему проблем. т.е условно говоря, если ты не любишь пуделей, это тебе не мешает (если ты не их заводчик) и т.д. Второе. в основном, психология занимается в данном случае попыткой помочь человеку самому решить проблему. в-третьих тот же психоанализ поволяет найти корень проблемы, что зачастую является фактором. который обезвреживает некоторые комплексы. Например: пациент жалуется на то, что при виде солнца он впадает в уныние. В результате долгой диагностики, терапии, мы узнаем, что каждое утро, когда он шел в школу, его били соседские школьники в первом классе. Дальше, он забыл уже об этом, т.к это длилось очень короткий период. Спусковые крючки тут будут: травматическая ситуация, утро-солнце и солнце как на форменном знаке. Вуа-ля. Он перестает париться по поводу солнца.
Психология не делает так чтобы человек ничего не менял в этом мире. Она как бы исправляет ошибку в программе человека (образ взял из твоей профессии). Но психологи знаю и то, что "это не баг, это фишка", потому. некоторые проблемы полностью не нуждаются в излечении. Опять же, вспомним принцип гомеостаза :)
helkanarie
Oct. 15th, 2013 02:57 pm (UTC)
+1 к комментарию выше - выправляет баги в системе. Если у тебя нет реально мешающих багов, это не значит, что их нет ни у кого.
Не надо ориентироваться на популярные книжки с рецептами "как изменить жизнь за 5 минут", это вот точно надо запретить, оставить нормальных специалистов.
helkanarie
Oct. 15th, 2013 03:17 pm (UTC)
а, ну и я лично только благодаря психологу вообще пытаюсь делать хоть что-то в жизни.
alexdj
Oct. 15th, 2013 03:50 pm (UTC)
Категорически с тобой не согласен. Каждый должен заниматься свои делом. Вот не нравится тебе готовить/мыть посуду ты что делаешь? Используешь комбайны/мультиварки/посудомоечные машины. Есть у тебя какие-то психологические проблемы, которые ты не можешь/не хочешь/нет времени исправить их сам - обращаешься к специалисту (роботов, к сожалению, таких пока нет).
Освобождаешь себе время и силы на работу и прочие удовольствия.
torin_kr
Oct. 15th, 2013 05:52 pm (UTC)
Леш, почитай про такую штуку как "сублимация". Психологические проблемы не обязательно забирают у тебя энергию -- зачастую они тебе ее наоборот дают...
(no subject) - alexdj - Oct. 15th, 2013 10:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 16th, 2013 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexdj - Oct. 16th, 2013 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 16th, 2013 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexdj - Oct. 17th, 2013 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 17th, 2013 01:56 pm (UTC) - Expand
nickola20002709
Oct. 15th, 2013 03:56 pm (UTC)
Согласен. А Вы про психотерапевтов или еще психологов писали!?
torin_kr
Oct. 15th, 2013 05:50 pm (UTC)
Пока только про психотерапевтов... Про психологов напишу отдельно.
i_rin_lisa
Oct. 15th, 2013 07:10 pm (UTC)
Вот есть, например, у человека проблема: не нравятся ему, скажем женщины (дети, собаки, программисты нужное вписать). Боится он их. Очень! Самое обидное, что даже друзья его не понимают. Им всем женщины очень нравятся. Поэтому у него нет друзей, он их тоже боится. Что делать?
Нет, можно конечно посоветовать ему "изменить мир". Но лучше к доктору.:):):)
torin_kr
Oct. 15th, 2013 07:14 pm (UTC)
Не знаю, лучше ли... Я вот слышал об одном таком по фамилии Перельман. Ну пошел бы он к доктору, вылечили бы его, перестал бы жить затворником в квартире мамы, устроился бы на нормальную работу, женился. А гипотеза Пуанкаре так и осталось бы недоказанной...

Edited at 2013-10-15 07:15 pm (UTC)
(no subject) - i_rin_lisa - Oct. 15th, 2013 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_rin_lisa - Oct. 15th, 2013 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helkanarie - Oct. 16th, 2013 01:49 am (UTC) - Expand
kateksis
Oct. 16th, 2013 11:51 am (UTC)
Георгий Петрович был советским человеком, и психотерапия, которую он знал, и о которой говорил, была сплошь советская, в самом худшем смысле этого слова. А психоанализ в СССР был искоренен еще в тридцатых годах прошлого века и фактически, стал возрождаться только в девяностые годы. Поэтому, его высказывания на эту тему никак не могут быть авторитетными, хотя бы уже потому, что он не имел личного опыта ни в современном психоанализе, ни в других психотерапевтических дисциплинах в их современном виде. При всем уважении к масштабу его личности.
Но Вы-то, хоть в интернет заглянули бы, прежде того, чтобы с апломбом писать о вещах, о которых, судя по количеству неточностей и передергиваний понятий в Вашем посте, имеете весьма превратное или нарочитое представление.
Например, БСЭ пишет:
"Психотерапия (от психо… и греч. therapéia — лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель П. — устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде." !!!
Далее, "θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство». " Однако ПСИХОТЕРАПИЯ переводится как ЛЕЧЕНИЕ ДУШОЙ, в отличие от ПСИХИАТРИИ (ятрос – врач), что означает ЛЕЧЕНИЕ ДУШИ. Ср. апитерапия – лечение пчелами, а не пчел, гирудотерапия – лечение пиявками, но не лечение пиявок, и т.п.

И если эти и некоторые другие Ваши утверждения выглядят как неточные или дискуссионные, то фраза "Психотерапия -- идеальное средство избавление от недовольных и несогласных, средство превращения их в довольных и согласных" – является просто откровенной и наглой ложью.

Таким образом, если Ваш текст не является заказным, то Вы, похоже, просто пытаетесь свести личные счеты с кем-то, кому так и не удалось помочь Вам изменить Ваше отношение к досаждающей Вам реальности.


Edited at 2013-10-16 11:59 am (UTC)
torin_kr
Oct. 16th, 2013 12:39 pm (UTC)
Мой текст не является заказным, он является спорным (см. теги), а вот Ваша неадекватная реакция как-то наводит на мысли именно о "заказности" коммента.

Георгий Петрович был советским человеком, несомненно. Но он был еще и МЫСЛИТЕЛЕМ. И за те несколько лет, что я с ним общался, я слышал от него эту мысль неоднократно... Дело вовсе не в том, "лечение души" или "лечение душой" -- эти филологические игры оставьте для другой песочницы.

Дело в том, что ЛЮБАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ исходит из того, что в конфликте "человек -- мир" проще изменить человека, а не мир -- и поступает соответствующим образом. НЕВАЖНО что человека меняют не путем инсулиновых шоков, а мягкими душеспасительными беседами, суть процесса остается той же -- человек меняется, мир -- НЕТ. Субъективно конфликт снимается, объективная сторона противоречия человека и мира -- остается.

Именно об этом я и написал...

Edited at 2013-10-16 12:40 pm (UTC)
(no subject) - kateksis - Oct. 16th, 2013 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 16th, 2013 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kateksis - Oct. 16th, 2013 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 16th, 2013 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helkanarie - Oct. 17th, 2013 02:49 am (UTC) - Expand
kateksis
Oct. 16th, 2013 01:26 pm (UTC)
Кстати, о МЫСЛИТЕЛЯХ. Их еще нужно научиться понимать. И в первую очередь, контекст их высказываний. На одну строчку высказывания великого человека часто приходятся тома противоречивых комментариев.

И из того, что Вам нахамили в трамвае, вовсе не следует, что нужно ликвидировать этот вид транспорта.
ledy_jenn
Oct. 17th, 2013 06:54 am (UTC)
Очень однобокий взгляд. У многих людей есть проблемы, мало связанные с окружающим миром. Пока бОльшая часть моих душевных и психологических сил уходит на подавление своих комплексов и игнорирование дефицитов, я могу и не добраться до желания что-то изменить в окружающем меня мире.
torin_kr
Oct. 17th, 2013 07:12 am (UTC)
Можете... Но если у Вас не будет "комплексов и дефицитов", Вас просто все будет устраивать и ничего изменять в мире Вам не захочется...
(no subject) - ledy_jenn - Oct. 17th, 2013 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 17th, 2013 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - ledy_jenn - Oct. 17th, 2013 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 17th, 2013 08:49 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Oct. 18th, 2013 08:38 am (UTC)
Я вот, например, интересуюсь знать, почему технари считают себя крупными спецами решительно во всем и ничтоже сумняшеся высказывают свое мнение о том, в чем ничего не понимают. Мнение программиста о психотерапии имеет небольшую практическую ценность, чем мнение психолога и ядерной физике, однако, никому и не приходит в голову отнестись к высказываниям психолог7а серьезно (в данном случае), а программист, видимо, считает, что его мнение заслуживает самого серьезного отношения.
torin_kr
Oct. 18th, 2013 09:21 am (UTC)
Так я ведь его, это самое мнение, в СВОЙ ЛИЧНЫЙ БЛОГ пишу, а не в журнал "Психология и психотерапия". И потом -- если о психитерапии могут судить только психотерапевты, так пусть они сами себя и лечат...

Я вот программист, но у моих программок есть ПОТРЕБИТЕЛЬ. И оценивает мои разработочки -- именно ПОТРЕБИТЕЛЬ. Я могу сколько угодно "писать кипятком" от того, какой у меня крутой код и какая красивая математическая модель положена в основу. А потребитель рассуждает просто -- что он с этого будет иметь? И ежели ничего или почти ничего, то хрена ему с моих моделей?

Так же и с психотерапией-- мне пофиг, какие там модели и методы. я вижу результат. И результат, с моей точки зрения, СОЦИАЛЬНО ВРЕДЕН.
( 60 comments — Leave a comment )