torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Category:

ОБРАЗОВАНИЕ -- самое важное из того, что должно быть сделано в российском образовании

Уважаемые мои френды!
Я довольно много пишу об образовании. Во всяком случае по тегу "ОБРАЗОВАНИЕ" за последние три месяца полтора десятка постов -- на мой взгляд это не мало. Для меня проблема образования --  одна из САМЫХ ВАЖНЫХ. Но ЖЖ есть ЖЖ -- каждый конкретный пост посвящен одной узкой теме и составить  из них целостное представление о моей  позиции в области образования почти невозможно. Поэтому я решил написать этот пост, в котором  изложить СВОДКУ моих представлений о том, что необходимо сделать с российским образованием, если мы хотим хотя бы через 15-20 лет жить в нормальном цивилизованном обществе.
Итак, вот самые необходимые направления реформы образования в России:

  • деэтатизация образования

  • вариативность образования

  • уход от "педагогики знаний"

Деэтатизация ("разгосударствливание") образования.
Государство должно уйти из образования. Это не означает, что необходимо закрыть все государственные школы  -- нет, это лишь означает, что государство должно ограничить свои функции  в области образования до минимально необходимых -- создания условий для  доступности образовательных услуг широким слоям населения. Это достигается путем сведения всех государственных функций в образовании к следующим:

  • оплата услуг образовательных учреждений по образованию детей в режиме -- "деньги за ребенком", то есть государство определяет размер компенсации на обучение одного ребенка, а родитель самостоятельно выбирает КАКОМУ образовательному учреждению эти деньги будут переданы, причем как ГОСУДАРСТВЕННОМУ, так и ЧАСТНОМУ.

  • контроль  минимально допустимых  стандартов  качества образования  и соответствия заявленного уровня образовательного учреждения реальным результатам (аналог "закона о недобросовестной рекламе" в области образования)

Вариативность образования
Необходимо закрепить законодательно  и в общественном мнении концепцию АБСОЛЮТНОГО РАВЕНСТВА всех форм образования -- обычного, домашнего, дистанционного. Необходимо признать и внедрить в общественное и профессиональное сознание идею РАВНОПРАВНОСТИ различных педагогических и дидактических концепций при условии соответствия их минимально допустимым стандартам  качества. Необходимо избавится от ЛЮБЫХ форм идеологического контроля за содержанием воспитательного процесса в школах -- лишь бы при этом не нарушались нормы закона. Образование ребенка должно стать СЕМЕЙНЫМ ДЕЛОМ, ЛИЧНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ребенка и его родителей. Не государство, не общество -- СЕМЬЯ должна определять ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ для своих членов. Она же и должна нести ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за результат своего выбора.

Уход от "педагогики знаний".
На самом деле уход от "педагогики знаний" уже содержится  в скрытой форме в тезисе о вариативности образования. Но я решил его вынести отдельно в силу его исключительной важности.  Педагогика знаний -- то есть представление о педагогике как о процессе трансляции знаний -- настолько плотно покрывает все пространство идей и представлений о педагогике на территории бывшего СССР что пока этот монстр не будет если не убит, то хотя бы немного придушен, никакая вариативность через него не пробьется. У меня есть отдельный пост про то, почему "педагогика знаний" это ОЧЕНЬ плохо, вот этот -- http://torin-kr.livejournal.com/135057.html. Но если коротко -- "педагогика знаний" рассчитана на обслуживание индустриального производства в его самой простой "мануфактурной" форме -- то есть производства, основанного на разделении производственного процесса на отдельные простейшие операции и обслуживании человеком нескольких таких операций. Совсем просто, "педагогика знаний" -- это подготовка из человека робота на конвейер. Необязательно на заводской -- возможно, на управленческий или бухгалтерский, но все равно на конвейер. Это было важно и нужно триста лет назад, даже  еще сто лет назад. Но сейчас люди на конвейер уже НЕ НУЖНЫ -- конвейер обходится обычными роботами, без роботов, созданных из людей. А школы продолжают выпускать  людей для выполнения ими функций, которых БОЛЬШЕ НЕТ.  Этот процесс должен быть немедленно прекращен -- нельзя так издеваться над ни в чем не повинными детьми и их родителями.  Школы закладывают "социальную бомбу" замедленного действия под современное общество -- причем за его, общества, счет.

Вот то, что на мой взгляд должно быть сделано (и, кстати, уже понемногу делается)  в области образования чем раньше тем лучше, но в любом случае -- в ближайшие пять-десять лет. Большего количества времени у России на переделку системы образования нет. Иначе мы так и будем жить в патерналистском государстве и воспитывать из своих детей колесики для машины -- причем для машины, которой на самом деле ДАВНО УЖЕ НЕТ...
Tags: ОБРАЗОВАНИЕ
Subscribe
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments