Я довольно много пишу об образовании. Во всяком случае по тегу "ОБРАЗОВАНИЕ" за последние три месяца полтора десятка постов -- на мой взгляд это не мало. Для меня проблема образования -- одна из САМЫХ ВАЖНЫХ. Но ЖЖ есть ЖЖ -- каждый конкретный пост посвящен одной узкой теме и составить из них целостное представление о моей позиции в области образования почти невозможно. Поэтому я решил написать этот пост, в котором изложить СВОДКУ моих представлений о том, что необходимо сделать с российским образованием, если мы хотим хотя бы через 15-20 лет жить в нормальном цивилизованном обществе.
Итак, вот самые необходимые направления реформы образования в России:
- деэтатизация образования
- вариативность образования
- уход от "педагогики знаний"
Государство должно уйти из образования. Это не означает, что необходимо закрыть все государственные школы -- нет, это лишь означает, что государство должно ограничить свои функции в области образования до минимально необходимых -- создания условий для доступности образовательных услуг широким слоям населения. Это достигается путем сведения всех государственных функций в образовании к следующим:
- оплата услуг образовательных учреждений по образованию детей в режиме -- "деньги за ребенком", то есть государство определяет размер компенсации на обучение одного ребенка, а родитель самостоятельно выбирает КАКОМУ образовательному учреждению эти деньги будут переданы, причем как ГОСУДАРСТВЕННОМУ, так и ЧАСТНОМУ.
- контроль минимально допустимых стандартов качества образования и соответствия заявленного уровня образовательного учреждения реальным результатам (аналог "закона о недобросовестной рекламе" в области образования)
Необходимо закрепить законодательно и в общественном мнении концепцию АБСОЛЮТНОГО РАВЕНСТВА всех форм образования -- обычного, домашнего, дистанционного. Необходимо признать и внедрить в общественное и профессиональное сознание идею РАВНОПРАВНОСТИ различных педагогических и дидактических концепций при условии соответствия их минимально допустимым стандартам качества. Необходимо избавится от ЛЮБЫХ форм идеологического контроля за содержанием воспитательного процесса в школах -- лишь бы при этом не нарушались нормы закона. Образование ребенка должно стать СЕМЕЙНЫМ ДЕЛОМ, ЛИЧНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ребенка и его родителей. Не государство, не общество -- СЕМЬЯ должна определять ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ для своих членов. Она же и должна нести ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за результат своего выбора.
Уход от "педагогики знаний".
На самом деле уход от "педагогики знаний" уже содержится в скрытой форме в тезисе о вариативности образования. Но я решил его вынести отдельно в силу его исключительной важности. Педагогика знаний -- то есть представление о педагогике как о процессе трансляции знаний -- настолько плотно покрывает все пространство идей и представлений о педагогике на территории бывшего СССР что пока этот монстр не будет если не убит, то хотя бы немного придушен, никакая вариативность через него не пробьется. У меня есть отдельный пост про то, почему "педагогика знаний" это ОЧЕНЬ плохо, вот этот -- http://torin-kr.livejournal.com/135057.html. Но если коротко -- "педагогика знаний" рассчитана на обслуживание индустриального производства в его самой простой "мануфактурной" форме -- то есть производства, основанного на разделении производственного процесса на отдельные простейшие операции и обслуживании человеком нескольких таких операций. Совсем просто, "педагогика знаний" -- это подготовка из человека робота на конвейер. Необязательно на заводской -- возможно, на управленческий или бухгалтерский, но все равно на конвейер. Это было важно и нужно триста лет назад, даже еще сто лет назад. Но сейчас люди на конвейер уже НЕ НУЖНЫ -- конвейер обходится обычными роботами, без роботов, созданных из людей. А школы продолжают выпускать людей для выполнения ими функций, которых БОЛЬШЕ НЕТ. Этот процесс должен быть немедленно прекращен -- нельзя так издеваться над ни в чем не повинными детьми и их родителями. Школы закладывают "социальную бомбу" замедленного действия под современное общество -- причем за его, общества, счет.
Вот то, что на мой взгляд должно быть сделано (и, кстати, уже понемногу делается) в области образования чем раньше тем лучше, но в любом случае -- в ближайшие пять-десять лет. Большего количества времени у России на переделку системы образования нет. Иначе мы так и будем жить в патерналистском государстве и воспитывать из своих детей колесики для машины -- причем для машины, которой на самом деле ДАВНО УЖЕ НЕТ...
Journal information