?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уважаемые мои френды!
Я довольно много пишу об образовании. Во всяком случае по тегу "ОБРАЗОВАНИЕ" за последние три месяца полтора десятка постов -- на мой взгляд это не мало. Для меня проблема образования --  одна из САМЫХ ВАЖНЫХ. Но ЖЖ есть ЖЖ -- каждый конкретный пост посвящен одной узкой теме и составить  из них целостное представление о моей  позиции в области образования почти невозможно. Поэтому я решил написать этот пост, в котором  изложить СВОДКУ моих представлений о том, что необходимо сделать с российским образованием, если мы хотим хотя бы через 15-20 лет жить в нормальном цивилизованном обществе.
Итак, вот самые необходимые направления реформы образования в России:

  • деэтатизация образования

  • вариативность образования

  • уход от "педагогики знаний"

Деэтатизация ("разгосударствливание") образования.
Государство должно уйти из образования. Это не означает, что необходимо закрыть все государственные школы  -- нет, это лишь означает, что государство должно ограничить свои функции  в области образования до минимально необходимых -- создания условий для  доступности образовательных услуг широким слоям населения. Это достигается путем сведения всех государственных функций в образовании к следующим:

  • оплата услуг образовательных учреждений по образованию детей в режиме -- "деньги за ребенком", то есть государство определяет размер компенсации на обучение одного ребенка, а родитель самостоятельно выбирает КАКОМУ образовательному учреждению эти деньги будут переданы, причем как ГОСУДАРСТВЕННОМУ, так и ЧАСТНОМУ.

  • контроль  минимально допустимых  стандартов  качества образования  и соответствия заявленного уровня образовательного учреждения реальным результатам (аналог "закона о недобросовестной рекламе" в области образования)

Вариативность образования
Необходимо закрепить законодательно  и в общественном мнении концепцию АБСОЛЮТНОГО РАВЕНСТВА всех форм образования -- обычного, домашнего, дистанционного. Необходимо признать и внедрить в общественное и профессиональное сознание идею РАВНОПРАВНОСТИ различных педагогических и дидактических концепций при условии соответствия их минимально допустимым стандартам  качества. Необходимо избавится от ЛЮБЫХ форм идеологического контроля за содержанием воспитательного процесса в школах -- лишь бы при этом не нарушались нормы закона. Образование ребенка должно стать СЕМЕЙНЫМ ДЕЛОМ, ЛИЧНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ребенка и его родителей. Не государство, не общество -- СЕМЬЯ должна определять ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ для своих членов. Она же и должна нести ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за результат своего выбора.

Уход от "педагогики знаний".
На самом деле уход от "педагогики знаний" уже содержится  в скрытой форме в тезисе о вариативности образования. Но я решил его вынести отдельно в силу его исключительной важности.  Педагогика знаний -- то есть представление о педагогике как о процессе трансляции знаний -- настолько плотно покрывает все пространство идей и представлений о педагогике на территории бывшего СССР что пока этот монстр не будет если не убит, то хотя бы немного придушен, никакая вариативность через него не пробьется. У меня есть отдельный пост про то, почему "педагогика знаний" это ОЧЕНЬ плохо, вот этот -- http://torin-kr.livejournal.com/135057.html. Но если коротко -- "педагогика знаний" рассчитана на обслуживание индустриального производства в его самой простой "мануфактурной" форме -- то есть производства, основанного на разделении производственного процесса на отдельные простейшие операции и обслуживании человеком нескольких таких операций. Совсем просто, "педагогика знаний" -- это подготовка из человека робота на конвейер. Необязательно на заводской -- возможно, на управленческий или бухгалтерский, но все равно на конвейер. Это было важно и нужно триста лет назад, даже  еще сто лет назад. Но сейчас люди на конвейер уже НЕ НУЖНЫ -- конвейер обходится обычными роботами, без роботов, созданных из людей. А школы продолжают выпускать  людей для выполнения ими функций, которых БОЛЬШЕ НЕТ.  Этот процесс должен быть немедленно прекращен -- нельзя так издеваться над ни в чем не повинными детьми и их родителями.  Школы закладывают "социальную бомбу" замедленного действия под современное общество -- причем за его, общества, счет.

Вот то, что на мой взгляд должно быть сделано (и, кстати, уже понемногу делается)  в области образования чем раньше тем лучше, но в любом случае -- в ближайшие пять-десять лет. Большего количества времени у России на переделку системы образования нет. Иначе мы так и будем жить в патерналистском государстве и воспитывать из своих детей колесики для машины -- причем для машины, которой на самом деле ДАВНО УЖЕ НЕТ...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
danoonah
Oct. 12th, 2013 12:35 pm (UTC)
образование и просвещение кагбэ две большие разницы )
torin_kr
Oct. 12th, 2013 05:59 pm (UTC)
Так вроде бы эпоха Просвещения много веков как кончилась? Или я что-то пропустил?
(no subject) - danoonah - Oct. 12th, 2013 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 12th, 2013 08:09 pm (UTC) - Expand
nietzsche_brot
Oct. 12th, 2013 01:40 pm (UTC)
Для воплощения этих планов придётся преодолеть сопротивление тёток, срошихся со старой системой. Переучиваться многим из них уже поздно, да и не хотят они. На помойку они тоже не хотят, школьная система - это не только единственная их специальность, но и последняя возможность для социализации, это власть над людьми.

Они поднимут на борьбу против "реформ, губящих лучшую-в-мире Прекрасную Советскую Систему Образования", массу инертных мышлением обывателей. Эксперимент с обезьянами, бананом и водой из шланга знаете? "Потому что так здесь заведено".
torin_kr
Oct. 12th, 2013 06:01 pm (UTC)
УЖЕ подняли...
Значит надо подниматься ПРОТИВ этих теток, тем, кто хочет жить в нормальном обществе с нормальной ШКОЛОЙ

Edited at 2013-10-12 06:17 pm (UTC)
airroll
Oct. 12th, 2013 04:10 pm (UTC)
Дома придется корректировать детей.
torin_kr
Oct. 12th, 2013 05:58 pm (UTC)
Почему -- корректировать? А не просто -- воспитывать?
(no subject) - airroll - Oct. 12th, 2013 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 12th, 2013 06:56 pm (UTC) - Expand
russula_wild
Oct. 12th, 2013 07:17 pm (UTC)
одна из важнейший функций школы - социализация, в России, правда, она не выполняется вообще. другими словами, детей нужно учить цивилизованным способам разрешения конфликтов, а так же способам поведения в незнакомых коллективах. дома этому не научишься, а это очень важно для всего общества. потому что лишний раз сказанное "спасибо" или "извините" способно погасить конфликт в самом зародыше. этому нужно учить, и учить можно только в коллективах. так что домашнее основное образование рабоать не будет.
ну и по базовым знаниям - дети должны получать доступ к набору базовых знаний. и это не должно зависить от родителей. потому что родители могут оказаться неправы и испортить ребенку жизнь.
в качестве примера. у нас в классе был "одаренный" мальчик. в ковычках, потому что по факту его отец, доктор математических наук, просто очень много занимался с ним математикой. мальчик считал интеграллы в 7 классе. после 8 класса пошел в супер-пупер физматшколу для сильно одаренных детей. потом мехмат (он еще в школе знал программу первых двух курсов). на мехмате он уже не блистал, был середнячком. когда ему было за 30, он бросил математику, женился на итальянке, уехал в Италию и теперь занимается переводами с итальянского на русский. то есть вся его "математическая одаренность" была, на самом деле, силой воли и давлением его папы-математика.
пример показателен тем, что субъективные желания родителей могут легко привести к перекосу в образовании без учета склонностей ребенка. вообще, сами дети начинают понимать, что им нравится, не раньше 15 лет, а то и позже. и до этого возраста лучше всего предоставить им максимально разносторонее образование.
torin_kr
Oct. 12th, 2013 07:21 pm (UTC)
"субъективные желания родителей могут легко привести к перекосу в образовании" -- а субъективные желания государства не могут?

Конечно же, ошибки возможны В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Но чем БЛИЖЕ человек принимающий решения к ребенку, ТЕМ МЕНЬШЕ вероятность ошибок. Надеюсь, Вы не будете спорить с тем, что РОДИТЕЛИ ближе к ребенку, чем педагоги, а тем более чиновники управления образования?
(no subject) - russula_wild - Oct. 12th, 2013 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 12th, 2013 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russula_wild - Oct. 13th, 2013 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 13th, 2013 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russula_wild - Oct. 14th, 2013 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 14th, 2013 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - russula_wild - Oct. 14th, 2013 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 14th, 2013 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russula_wild - Oct. 15th, 2013 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - russula_wild - Oct. 15th, 2013 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 15th, 2013 11:01 am (UTC) - Expand
feniks495
Oct. 14th, 2013 06:49 am (UTC)
Самое важное, чего не хватает - практики. У нас везде сплошная теория, в итоге люди ничего не умеют.
torin_kr
Oct. 14th, 2013 06:58 am (UTC)
А что такое -- практика? Вот моя работа -- это решение уравнений. Это практика или теория? Вроде теория, только эта теория экономит фирмам, на которые я работаю, от десятка до пары сотен миллионов в год... И приносит мне сотню тысяч в месяц. Чем плоха такая теория?
(no subject) - feniks495 - Oct. 14th, 2013 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 14th, 2013 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - feniks495 - Oct. 14th, 2013 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - torin_kr - Oct. 14th, 2013 08:00 am (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 5th, 2013 06:01 am (UTC)
Промо в квадрате!
Пользователь aksanova сослался на вашу запись в записи «Промо в квадрате!» в контексте: [...] что должно быть сделано в российском образовании - http://torin-kr.livejournal.com/143432.html [...]
tito0107
Aug. 15th, 2014 06:16 am (UTC)
Как педагог - полностью согласен.
torin_kr
Aug. 15th, 2014 08:42 am (UTC)
спасибо...
ohapkin
Feb. 3rd, 2015 08:36 am (UTC)


1) "разгосударствливание" образования" - вещь хорошая, но на практике контроль государства за школами последние 10 лет только повышается. Как и бюрократизация.

2)"Вариативность образования". Тезис "СЕМЬЯ должна определять ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ для своих членов" считаю в корне не верным. Что бы выбрать "правильную траекторию" нужно знать возможные пути, а откуда про них узнать, если семья выбирает, что ребёнку изучать, а что нет? При таком подходе программистом бы я не стал, ибо в середине 90-х, когда я заканчивал школу, мои родители были уверены, что от компьютера одни беды, и сидеть за ним можно не более 80 минут в день :)
Поэтому государство в рамках школьного образования должно дать базовый минимум по ВСЕМ ОСНОВНЫМ отраслям знания.

3) Фраза "уход от педагогики знаний" - красивая, но что она означает на практике? Знания - базис креативности. У того, кто не умеет написать программу "hello, world" не может возникнуть годных идей в программировании. У того, кто не стоял за токарным станком не возникнет годных идей по производству. Более того, отсутствие знаний о стандартных ситуациях порождает ненужную креативность.
Вы, в качестве примера, можете предложить изменения, например, к школьному курсу математики, для перевода его из "педагогики знаний" в "педагогику креативности"?
torin_kr
Feb. 3rd, 2015 08:47 am (UTC)
Посмотрите например РО-шные (РО -- развивающее обучение, это такая методика...) учебники по математике для младших классов, сравните с обычными -- на этой разнице очень хорошо видно, что такое "уход от педагогики знаний".

Или знаменитый Богинский (Богин -- это директор лучше на мой взгляд частной школы в Москве) пример с тем, что детей учат умножать "в столбик", они этому хорошо научаются, но при этом они совершенно не способны сказать сколько ПРИМЕРНО будет 38*19...
masha_fr_russia
Nov. 23rd, 2018 03:27 pm (UTC)
Меня тоже волнуют проблемы образования, но вот что я про него знаю: с одной стороны, жизнь меняется со временем, и те же роботы - уже не фантастика, а с другой - чем больше мы реформируем образование(насчет мы - точно не я), тем хуже оно становится. Специалисты и учёные советского поколения востребованы в той же Америке, почему-то считающуюся образцом всего, а нынешнее ЕГЭ-шное поколение удивляет (чтобы не сказать "ужасает") своей малограмотностью. С ними что Вы предлагаете делать?
( 36 comments — Leave a comment )