torin_kr (torin_kr) wrote,
torin_kr
torin_kr

Category:

ОБРАЗОВАНИЕ -- либеральная доктрина российского образования

Попался мне тут недавно некий текст, который без преувеличения можно назвать манифестом современного либерального образования в России. Текст написан Александром Григорьевичем Асмоловым -- человеком, чье влияние на на происходящее в нынешнем образовании в России переоценить невозможно, можно только недооценить...
 
Либеральная доктрина российского образования

В последнее десятилетие уходящего XX века в России родилась и оформилась либеральная доктрина вариативного образования. Эта доктрина воплотилась в определении таких ценностных установок образовательной идеологии России, как переход


  • от унифицированного образования — к вариативному образованию;

  • от школоцентризма — к детоцентризму;

  • от информационной когнитивной педагогики — к ценностной смысловой культурно-исторической педагогике;

  • от культуры полезности—к культуре достоинства;

  • от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков — к модели порождения образа мира в совместной деятельности со взрослыми и детьми;

  • от методологии диагностики отбора к методологии диагностики развития.

Целенаправленная либеральная политика вариативного образования в значительной степени способствовала и выделению ряда стратегических направлений развития системы образования России:

  • от отдельных альтернативных научных школ — к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития;

  • от монополии государственного образования — к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного образования;

  • от «безнациональной» унитарной школы — к полиэтнической межкультурной школе толерантности;

  • от предметоцентризма — к образовательным областям при построении вариативных учебных планов образовательных учреждений;

  • от «чистых» линий развития типов образовательных учреждений — к смешанным линиям развития видов образовательных учреждений в контексте непрерывного образования как социального института жизненного пути личности;

  • от монопольного учебника — к вариативным системам учебников;

  • от информационных технологий — к информационной культуре.

Либеральная доктрина вариативного образования имеет множество как сторонников, так и оппонентов. Вокруг идей вариативного образования, с которыми уже неразрывно связана судьба образования России, идет оживленная полемика. Эти идеи обсуждаются и поддерживаются практиками — учителями многих инновационных школ, руководителями управления образования ряда регионов России. Разработки программ вариативного образования происходят, по выражению академика А. Н. Леонтьева, «в ствол, а не в куст». Ведь вариативное образование как раз и представляет собой образование, апробирующее иные не-общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы. В отличие от альтернативного образования, вариативное образование не просто заменяет принятые нормы образования анти-нормами, а помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в меняющемся мире. Вариативное образование понимается как процесс расширения возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности. В ходе вариативного образования ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию.
   
А. Асмолов

Вот прочитал я этот текст на раз на три и никак не могу понять -- что же вызывает в нем активное неприятие значительной части российских родителей, как мне пытается доказать несколько моих уважаемых френдов (если, конечно, и правда вызывает). Ну с педагогами все понятно -- какому нормальному среднему педагогу может понравится эта самая "вариативность", когда он полжизни убил на то. чтобы хоть одну-то модель кое-как усвоить. Но родителям-то что может в этом всем не нравится? Убей меня бог, не понимаю...
Tags: ОБРАЗОВАНИЕ
Subscribe
promo torin_kr april 3, 20:29 102
Buy for 100 tokens
Все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса, говорится в материалах Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Почти половина (42%) опрошенных, оставшись без работы, не смогут протянуть и месяца без займов. Еще 26% отвечают,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments