?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попался мне тут недавно некий текст, который без преувеличения можно назвать манифестом современного либерального образования в России. Текст написан Александром Григорьевичем Асмоловым -- человеком, чье влияние на на происходящее в нынешнем образовании в России переоценить невозможно, можно только недооценить...
 
Либеральная доктрина российского образования

В последнее десятилетие уходящего XX века в России родилась и оформилась либеральная доктрина вариативного образования. Эта доктрина воплотилась в определении таких ценностных установок образовательной идеологии России, как переход


  • от унифицированного образования — к вариативному образованию;

  • от школоцентризма — к детоцентризму;

  • от информационной когнитивной педагогики — к ценностной смысловой культурно-исторической педагогике;

  • от культуры полезности—к культуре достоинства;

  • от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков — к модели порождения образа мира в совместной деятельности со взрослыми и детьми;

  • от методологии диагностики отбора к методологии диагностики развития.

Целенаправленная либеральная политика вариативного образования в значительной степени способствовала и выделению ряда стратегических направлений развития системы образования России:

  • от отдельных альтернативных научных школ — к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития;

  • от монополии государственного образования — к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного образования;

  • от «безнациональной» унитарной школы — к полиэтнической межкультурной школе толерантности;

  • от предметоцентризма — к образовательным областям при построении вариативных учебных планов образовательных учреждений;

  • от «чистых» линий развития типов образовательных учреждений — к смешанным линиям развития видов образовательных учреждений в контексте непрерывного образования как социального института жизненного пути личности;

  • от монопольного учебника — к вариативным системам учебников;

  • от информационных технологий — к информационной культуре.

Либеральная доктрина вариативного образования имеет множество как сторонников, так и оппонентов. Вокруг идей вариативного образования, с которыми уже неразрывно связана судьба образования России, идет оживленная полемика. Эти идеи обсуждаются и поддерживаются практиками — учителями многих инновационных школ, руководителями управления образования ряда регионов России. Разработки программ вариативного образования происходят, по выражению академика А. Н. Леонтьева, «в ствол, а не в куст». Ведь вариативное образование как раз и представляет собой образование, апробирующее иные не-общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы. В отличие от альтернативного образования, вариативное образование не просто заменяет принятые нормы образования анти-нормами, а помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в меняющемся мире. Вариативное образование понимается как процесс расширения возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности. В ходе вариативного образования ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию.
   
А. Асмолов

Вот прочитал я этот текст на раз на три и никак не могу понять -- что же вызывает в нем активное неприятие значительной части российских родителей, как мне пытается доказать несколько моих уважаемых френдов (если, конечно, и правда вызывает). Ну с педагогами все понятно -- какому нормальному среднему педагогу может понравится эта самая "вариативность", когда он полжизни убил на то. чтобы хоть одну-то модель кое-как усвоить. Но родителям-то что может в этом всем не нравится? Убей меня бог, не понимаю...
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 26
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
torin_kr
Oct. 8th, 2013 09:40 am (UTC)
Это проблема курицы и яйца.
" Нельзя взять и изменить образование, не изменив мышление педагогов" -- но КУДА его менять? Вначале необходимо построить хотя бы ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ модель необходимых изменений, потом -- экспериментальные площадки для таких изменений. И только потом -- начать МАССОВОЕ ИЗМЕНЕНИЕ мышления педагогов, включающее в себя ОТКАЗ от тех педагогов. чье мышление уже никаким изменениям не поддается.

Думаю, что сейчас ЗАВЕРШАЕТСЯ вторая стадия и на подходе третья -- именно поэтому так вопит педагогическое сообщество по поводу реформы образования...

Edited at 2013-10-08 09:40 am (UTC)
(Deleted comment)
torin_kr
Oct. 8th, 2013 10:16 am (UTC)
Ученые свою работу уже выполнили -- они создали КОНЦЕПЦИИ, реализации концепций -- это к практикам... На вас "свалили" работу, которую должен был выполнять ваш МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ. Почему его у вас не было?

Edited at 2013-10-08 10:18 am (UTC)
(Deleted comment)
torin_kr
Oct. 8th, 2013 11:23 am (UTC)
Программ -- масса. И ФГОС(ы) уже есть. Вот только... система-то как была советская, так советская и осталась -- никому ничего не надо. То, что делали Вы, должны были делать чиновники областного (ну или городского) методического отдела.
(no subject) - let_it_be_77 - Oct. 8th, 2013 11:40 am (UTC) - Expand
torin_kr
Oct. 8th, 2013 12:02 pm (UTC)
Свобода начинается с ВЫБОРА, выбор -- с наличия ВАРИАНТОВ выбора...
ar00t
Oct. 8th, 2013 01:06 pm (UTC)
сразу человека и не изменишь ..
torin_kr
Oct. 8th, 2013 01:37 pm (UTC)
но начинать-то когда-то надо?
znayka_99
Oct. 8th, 2013 02:33 pm (UTC)
Для такого образования нужны не просто другие педагоги -- для такого образования нужны другие дети и другие родители. В общем, просто нужна другая страна.
torin_kr
Oct. 8th, 2013 02:37 pm (UTC)
Перефразируя Иосифа Виссарионовича Джугашвили, могу сказать только -- "В настоящее время другой страны у меня для Вас нет..."

Edited at 2013-10-08 06:05 pm (UTC)
pphantom
Oct. 8th, 2013 08:35 pm (UTC)
Вообще-то это просто речекряк - слов много, смысла нет. Вполне, впрочем, безобидный сам по себе, но очень удобный для прикрытия любой "реформаторской" деятельности, вне зависимости от степени ее осмысленности.
torin_kr
Oct. 9th, 2013 04:07 am (UTC)
Вы знаете, есть такой тип документа в бизнесе и в политике -- "Заявление о намерениях". В нем не пишут кто кому чего и сколько собирается продать/купить или кто в какой области и как конкретно собирается сотрудничать. В нем пишут вашей точки зрения вот такой же "речекряк" -- общие слова ни о чем. Но почему-то без такого заявления серьезные дела не делаются...

Вы видите реформу исключительно как смену одного ФГОСа на другой, а она значительно глубже -- смысл реформы в ВАРИАТИВНОСТИ образования, в ПРАВЕ НА ВЫБОР для родителя той или иной модели образования СВОЕГО ребенка. Если для Вас эти слова -- "ни о чем", то я Вам завидую -- значит Вы не застали СОВЕТСКУЮ школу, в которой вариативность было равна нулю, где можно было поменять школу, но поменять ТИП учебного процесса, ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ, а тем более ДИДАКТИЧЕСКУЮ модель было НЕЛЬЗЯ -- просто не на что было менять.
pphantom
Oct. 10th, 2013 06:12 pm (UTC)
Достаточно часто они все же делаются без подобных деклараций (и хуже от этого, заметим, не становятся).

Я бы предпочел полное отсутствие ФГОСов, но дело не в этом. Можно много и долго говорить красивые слова про вариативность, инновационность и т.д. и т.п. Только ценность подобных заявлений до того момента, пока не объяснено, как этой самой вариативности добиться, не ликвидировав заодно что-то полезное, строго нулевая.
torin_kr
Oct. 11th, 2013 07:07 am (UTC)
Вы правда не знаете как добиться ВАРИАТИВНОСТИ? Для начала -- просто РАЗРЕШИВ ЕЕ. И полностью УРОВНЯВ В ПРАВАХ все возможные варианты. Это, кстати, и сделал последний закон об образовании. За одно только уравнивание в правах обычного, дистанционного и домашнего обучения авторам закона надо памятник поставить. Второй памятник -- за официальное введение во ФГОС понятия "вариативная часть".
pphantom
Oct. 12th, 2013 06:37 am (UTC)
Похоже, я топчусь на Вашей больной мозоли: при обсуждении этой темы Вы явно теряете логику и начинаете пытаться перекрикивать собеседника.

Разрешить можно все, что угодно. И, да, сейчас с формальной точки зрения проблем такого роде действительно нет (есть, правда, проблемы с оформлением необходимой горы бумаг, но это, в конце концов, дело техники). А дальше-то что?

Каким образом вариативность сама по себе позволит кого-то чему-то лучше научить? Как добиться того, чтобы при очередном педагогическом эксперименте никто из учеников хотя бы не пострадал? Это все - лишь право придумывать и использовать что-то полезное. Но что именно?
torin_kr
Oct. 12th, 2013 08:13 am (UTC)
Да, для меня эта тема -- САМАЯ ВАЖНАЯ. И действительно -- Вы меня не слышите, я не слышу Вас. Ну или как минимум мы друг друга не понимаем. А знаете почему? Потому что мы с Вами ведем разговор с середины. был у меня такой пост в котором в долгом-долгом споре с одним моим старым знакомым мы вроде полностью выяснили наши педагогические позиции. Вот этот -- http://torin-kr.livejournal.com/90603.html
И мне подсознательно кажется, что Вы его читали... А это не так.

Давайте я повторю САМОЕ ВАЖНОЕ из того поста. Для меня образование ребенка -- это СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО, это ЛИЧНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ребенка и его родителей. Не государство, не общество -- СЕМЬЯ определяет ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ для своих членов. Она же и несет за это ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Общество и государство должны ПРЕДОСТАВИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА -- то есть:
а) создать условия для появления различных форм обучения
б) создать условия для их относительной доступности широким слоям населения
в) контролировать минимальные стандарты качества образования и их соответствие рекламе

ВСЕ. Больше ничего государство делать НЕ ДОЛЖНО. И уж точно не должно ставить перед собой цели типа -- "чтобы никто из учеников хотя бы не пострадал". Это -- дело САМИХ учеников и их РОДИТЕЛЕЙ.

А иначе мы так и будем жить в патерналистском государстве



Edited at 2013-10-12 08:15 am (UTC)
pphantom
Oct. 13th, 2013 10:43 am (UTC)
Да, пожалуй, дело в этом.

Хорошо, с такой позицией я в целом согласен.
torin_kr
Oct. 13th, 2013 10:54 am (UTC)
И это приятно...
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono