?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"...Hy а так как я бичyю,
Беспаpтийный, не евpей,-
Я на лестницах ночyю,

Где тепло от батаpей. "
В.С. Высоцкий


"Бичи бегут на юг толпой несметною
бичам зимой на Севере хана..."
В.В. Кузнецов


Как ни странно, в СССР, в стране всеобщего социального благоденствия, тоже было социальное дно. Нет, я имею в виду не преступников -- преступники АСОЦИАЛЬНЫ. Советское "социальное дно" населяли БОМЖи. Это странное слово первоначально было всего лишь юридическим термином  и означало  "Без Определенного Места Жительства".  В милицейских протоколах писали --"Лицо БОМЖ"... В бытовом использовании эта фраза сократилось до просто "БОМЖ".  Бомжей было не так уж и мало -- в середине 1980-х годов официальная статистика насчитывала в СССР более 142 тысяч человек без определенного места жительства, хотя реальное число людей, не имеющих постоянной крыши над головой, было гораздо больше...

bomz074
Внутри себя бомжи делились на две основные группы:

-- первая --  те, кто периодически где-то работал, на каких-либо сезонных работах (летом в химлесхозах, осенью в совхозах на уборке, на дальнем Востоке - на рыбзаводах в путину...), а в промежутках между работами -- бомжевал. Это была своеобразная элита бомжей. Многие из них зарабатывали на своих сезонных работах очень неплохие деньги и только привычка вести асоциальный образ жизни не давала им вернутся в нормальный социум. Деньги как правило быстро пропивались и человек возвращался в привычный для него подвал, колодец теплоцентрали или помойку -- до следующих сезонных работ...

-- вторая -- те, кто испытывал стойкое отвращение к ЛЮБОЙ организованной работе. Они жили за счет сбора и сдачи тары, пригодной для вторичной переработки (стеклянные бутылки, алюминиевые банки, картон), реже за счет попрошайничества.  На самом деле, если посмотреть беспристрастно, то они тоже работали, да еще как -- чтобы набрать этой самой тары, в количестве достаточном для того, чтобы не умереть с голода, надо было обойти такое количество помоек, перевернуть такие количества мусора -- куда там профессиональному грузчику...

Государство пыталось активно бороться и с теми и с другими -- для одних была 196-я статья Уголовного Кодекса (за нарушение паспортного режима, т.е. за проживание не по адресу регистрации),  для других -- еще и статья 209 УК РСФСР (" Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством"), включающая в себя очаровательную формулировку "ведение иного паразитического образа жизни". По 196 статье можно было получить до одного года тюрьмы, по 209 -- аж до двух лет. В год по этим двум статьям осуждались 35-40 тысяч человек.  Но это не помогало -- количество бомжей не уменьшалось...

Вопрос -- как вы думаете, мои уважаемые френды, а почему? Почему количество бомжей, более широко -- количество людей, отказывающихся вписываться  в общепринятые социальные структуры -- никогда, ни в каком обществе, ни при каком социальном строе не равно нулю? Есть версия, что такой отказ -- это просто психическое заболевание, для него даже придумали красивый латинский термин -- "дромомания". Но я в эту версию не верю. А что по этому поводу думаете вы, мои уважаемые френды?
promo torin_kr december 5, 2015 19:43 25
Buy for 200 tokens
Этот пост -- заказной. Меня его попросила написать одна моя хорошая знакомая, с которой мы знакомы такое количество лет. что аж страшно становится. Как говорит в таких случаях мой младший брат -- "Да ну нафиг. Столько и не живут". Живут... к сожалению. Ладно, это было лирическое…

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
utyos
Oct. 5th, 2013 03:16 pm (UTC)
Это, надо понимать, логическое продолжение предыдущего поста про профессиональных нищих?
Посмею предположить, что понимаю, что именно ты имеешь в виду: бомжевание - это одна из форм реализации желания жить свободно в несвободном Советском Союзе...

И пара замечаний:
1) все-таки в дорыночном Советском Союзе бомжей было существенно меньше, или, точнее, они были существенно менее заметны;
2) интересно, что в тексте поста употребляется только термин "бомж", а в эпиграфе - "бич". Все-таки это разные термины. Кстати, "бич" тоже имеет расшифровку - "бывший интеллигентный человек"...
3) техническая неточность - напитки в алюминиевых банках в массовой продаже появились все-таки после распада СССР.

Edited at 2013-10-05 03:17 pm (UTC)
torin_kr
Oct. 5th, 2013 03:33 pm (UTC)
да, про банки мой косяк... извините.

расшифровка - "бывший интеллигентный человек" -- это стёб. Более реально, что этот словечко заимствовано из английского "beach" -- в котором кроме официального -- "отмель, пляж", оно имеет еще жаргонное -- человек, оказавшийся "на мели", матрос списанный с корабля. Возможно через моряков оно и перешло в русский язык
utyos
Oct. 5th, 2013 05:19 pm (UTC)
Ну конечно стеб. Я просто, к сожалению, не указал этого сразу.
torin_kr
Oct. 5th, 2013 05:32 pm (UTC)
:=)))
vsehnahposlav
Oct. 5th, 2013 03:35 pm (UTC)
Да счастливые люди на самом деле, если они действительно такой путь для себя избрали, то почему нет, свобода есть свобода, пусть она и воняет, нечего принюхиваться.
torin_kr
Oct. 5th, 2013 03:41 pm (UTC)
Пусть воняют -- лишь бы не у меня в квартире...
zoom8zoom
Oct. 5th, 2013 03:35 pm (UTC)
Это вряд ли заболевание. Есть вполне адекватные люди. Многие даже имеющие жилплощадь люди скитаются по свету или бродяжничают.
Когда то, когда я учился, у нас в общежитии тусовался один бродяга. Молодой был, лет 27 ему тогда было. Так он где только не бывал... Всю Европу исколесил, и восточную и западную. Сам откуда то, по его словам, с Дальнего Востока. Тихий, спокойный, не пил, не курил.
Черт его знает... Такой видно характер.
torin_kr
Oct. 5th, 2013 03:41 pm (UTC)
Я вот тоже не верю в болезнь...
zoom8zoom
Oct. 5th, 2013 03:49 pm (UTC)
Да пусть себе бичуют, лишь бы вреда от них не было.
torin_kr
Oct. 5th, 2013 03:51 pm (UTC)
Я думаю, что НЕПОСРЕДСТВЕННОГО вреда от них нет (ну или почти нет), а вот идеологический?
zoom8zoom
Oct. 5th, 2013 05:38 pm (UTC)
Идеология сейчас, или тогда?
torin_kr
Oct. 5th, 2013 05:39 pm (UTC)
Думаю и сейчас и тогда... в ЭТОМ ОТНОШЕНИИ -- не так уж много поменялось
i_rin_lisa
Oct. 5th, 2013 05:10 pm (UTC)
Бродяги всегда были и будут.
Бич и бомж - не одно и то же.
torin_kr
Oct. 5th, 2013 05:33 pm (UTC)
Для советской милиции было -- одно и тоже...
yani_aserfi
Oct. 5th, 2013 06:08 pm (UTC)
Очень-очень некомфортная свобода.
torin_kr
Oct. 5th, 2013 06:15 pm (UTC)
Это вопрос выбора -- что важнее, комфорт или свобода?
vovkodav
Oct. 5th, 2013 06:21 pm (UTC)
о борьбе.. :)
боролись не только статьями.. с ними возились и нянчились..
torin_kr
Oct. 5th, 2013 06:22 pm (UTC)
Это как именно? Пример "нянчанья" не приведете?
vovkodav
Oct. 5th, 2013 06:32 pm (UTC)
в категорию бомжей попадали те же цыгане.. отчим моего отца был, если можно так сказать слегка "прицыганиный".. помотался по свету и осел у бабули.. а вот его родственники - продолжали достаточно активно.. а дед был достаточно авторитетный.. так его те же участковые просили постоянно повлиять.. и жилье готовы были предоставить и на работу устроить, но там свои нюансы.
torin_kr
Oct. 5th, 2013 06:35 pm (UTC)
Ну дык это все-таки немного другое дело -- или бомж с помойки или цыганский барон...
vovkodav
Oct. 5th, 2013 06:49 pm (UTC)
да не видно тогда было бомжей на помойках.. :)
torin_kr
Oct. 5th, 2013 07:10 pm (UTC)
А какие помойки Вы тогда посещали?
yani_aserfi
Oct. 5th, 2013 06:42 pm (UTC)
Писатель мой! Пообщайся со мной в контакте!
koz_mar
Oct. 5th, 2013 08:36 pm (UTC)
Это конечно не психическое заболевание ,а отклонение от ОБЩЕПРИНЯТОЙ нормы ,один из вариантов СВОБОДНОГО выбора человека .Есть конечно люди которые попали в результате обстоятельств и им нужно оказать социальную поддержку для реабилитации .А если бродяга по призванию не делает ничего противоправного ,то пусть будет счастлив как хочет .Такие будут при любом ,самом справедливом устройстве государства .
torin_kr
Oct. 6th, 2013 05:54 am (UTC)
я то с Вами полностью согласен. А вот государство почему-то не всегда... И часть граждан этого государства -- тоже не согласна...
angatinwe
Oct. 6th, 2013 06:59 am (UTC)
По-моему, всё здесь просто довольно: "ТАК - не хочу или не могу, ПО-ДРУГОМУ - не знаю как, не умею или нельзя в этом обществе". То есть люди, не сумевшие ни вписаться в рамки, ни за них выйти.

А есть ещё те, кому такая жизнь просто нравится (как это не странно). Они даже порой имеют где жить, но приходят туда раз в год помыться.

А ещё - те кто просто спился и от них все отвернулись. Хотя я не знаю, как должен человек постараться, чтобы от него отвернулись действительно ВСЕ.

А стремление любой "нестандарт" объявить психической болезнью - это всегда попытка замять ущербность этого самого "стандарта". По-моему если бомж не алкоголик, пропивший напрочь нервную систему, а просто человек, любящий так жить - то ничего в нём плохого нет. Хотя, конечно, очень жаль, что он не смог конструктивнее всё это выразить.

Edited at 2013-10-06 07:06 am (UTC)
torin_kr
Oct. 6th, 2013 08:03 am (UTC)
стремление любой "нестандарт" объявить психической болезнью - это всегда попытка замять ущербность этого самого "стандарта" -- вот с этим, Риса, я ПОЛНОСТЬЮ согласен
( 27 comments — Leave a comment )